«Появление киберспорта на ОИ — вопрос времени». Интервью с президентом Федерации компьютерного спорта России

«Появление киберспорта на ОИ — вопрос времени». Интервью с президентом Федерации компьютерного спорта России
Кубок России по киберспорту 2018 / Фото: © Федерация компьютерного спорта России
Президент ФКС России Дмитрий Смит рассказал о втором чемпионате страны по киберспорту, шансах киберспорта на появление в программе Олимпийских игр, а также оценил развитие индустрии.

— В феврале стартовали квалификации чемпионата России по киберспорту. Какая главная цель у турнира?

— Как и у любого чемпионата — выявить новые таланты, помочь им продвинуться вперед с точки зрения профессионального киберспорта. У нас есть множество серьезных историй успеха. Например, Владимир RodjER Никогосян в 2016 году выиграл у нас Кубок, затем участвовал в полупрофессиональном коллективе, а сейчас защищает цвета одной из сильнейших команд в дисциплине Dota 2 — Virtus.pro. И таких примеров достаточно много. Безусловно, нас интересует и PR-сопровождение, ведь мы хотим привлечь дополнительное внимание к нашему виду спорта.

Фото: © Федерация компьютерного спорта России

— На втором чемпионате России по киберспорту разыграют 3,5 миллиона рублей и спортивные разряды. Как-то в дальнейшем киберспортсменам помогают эти самые разряды? Для чего они?

— Делать акцент на то, что разряды именно в киберспорте, — неправильно. Киберспорт ничем не отличается от других видов спорта, статус точно такой же. С точки зрения государства совершенно без разницы, у человека разряд по шахматам, хоккею или киберспорту. Разряд дает одинаковые дивиденды — льготы при поступлении на профильные кафедры, в Санкт-Петербурге в университете ИТМО даже выдаются стипендии за успехи на киберспортивной арене. Также разряды облегчают возможность трудоустроиться в профильной индустрии. По факту, разряд — это признание государством спортивных заслуг и достижений человека. Если говорить конкретно о разрядах у киберспортсменов, то помимо вышеперечисленного, наша Федерация предоставляет отличившимся бесплатный доступ к программе лояльности. По ней киберспортсмены могут получить большое количество скидок и спецпредложений от наших партнеров, а также участвовать в специальной линейке турниров с собственным призовым фондом.

https://twitter.com/resfnews/status/1100007624794349571

— В прошлом году участие в чемпионате принимало 20 тысяч человек. Ожидаете, что цифра будет расти? Есть к этому предпосылки?

— Конечно. Осенью 2018 года мы проводили Кубок России по киберспорту, в нем принимало участие 27 тысяч человек. Видно, что аудитория растет, но есть один аспект. Чемпионат России отличается от Кубка тем, что в нем есть ограничения. На чемпионате могут выступать исключительно граждане Российской Федерации. Поэтому не стоит ожидать цифр, превышающих те, что были показаны на Кубке. Но увеличение общего количества участников ожидаемо.

По данным исследований компании Nielsen Sports, ежегодно аудитория киберспорта увеличивается на 23-25%. Это положительно сказывается на появлении новых людей, желающих попробовать себя в про-гейминге.

— Хватает ли у нас в России инфраструктуры для проведения крупных киберспортивных мероприятий?

— Инфраструктуры всегда не хватает. Безусловно, киберспорт — это еще новое явление. И сейчас есть большой запрос на открытие площадок наподобие Yota Arena. В Москве, Санкт-Петербурге и различных регионах страны потихонечку появляются новые киберспортивные площадки. Но надо понимать, что если говорить о соревнованиях мирового уровня, то для таких мероприятий нужны арены побольше. Открытый Кубок России мы проводили в легкоатлетическом манеже в Тюмени, наши партнеры из Epic Esports Events, которые проводят EPICENTER, они вот собирали хоккейную арену ЦСКА Арена.

Фото: © Федерация компьютерного спорта России

— А приходилось сталкиваться с каким-то неадекватным отношением к проведению киберспортивного турнира? Например, в Киргизии недавно был проведен турнир в здании театра оперы и балета, а потом директор был вынужден уйти в отставку из-за этого.

— Не могу со стопроцентной уверенностью говорить о том, что произошло непосредственно в Киргизии, но у нас таких случаев не было. Наоборот, мы получаем поддержку и понимание. Например, 25 января мы провели киберспортивное мероприятие на День студента в Доме Культуры на территории ВДНХ. Оно привлекло большое количество студентов, звезд спорта, представителей власти.

— Все чаще появляются новости о возможном включении киберспорта в программу Олимпийских игр. Нужно ли это киберспорту?

— Любому виду спорта Олимпийские игры нужны. Олимпиада — это в том числе позиционирование спорта вне политики. Именно киберспорт лучше всего подходит под звание вида состязаний, вынесенных за рамки политики. Почти в каждом составе профессиональных киберспортивных команд выступают про-геймеры разных национальностей. Это относится и к Европе, и к СНГ, и к другим регионам. В нашей индустрии ценят игроков именно за их навыки и способности, а не за что-то другое. Поэтому да, конечно, Олимпийские игры очень важны. Мы работаем в этом направлении на международной арене. Я убежден, что это вопрос времени, и мы туда попадем в итоге.

Фото: © Федерация компьютерного спорта России

— В Германии киберспортом считают только спортивные симуляторы. Это решение одной из ведущих стран может повлиять на дальнейшее развитие мирового и российского киберспорта?

— Если говорить конкретно о киберспорте, то влияние Германии на его мировое развитие не столь существенно, как влияние Китая, например. И нет смысла сейчас рассуждать о глобальных проблемах, которые могут возникнуть из-за решения немецких чиновников. Я думаю, что этот момент — некие сложности переходного периода. Проблема заключается в том, что старшее поколение недостаточно погружено в этот вопрос, им гораздо проще принять и признать то, что им знакомо и интуитивно ближе, те же спортивные симуляторы. Им сложнее разобраться в Dota 2 или Starcraft. Но я уверен, что пройдет некоторое время и эти сложности останутся позади.

— Как раз 28 февраля появилась новость о том, что президент футбольного клуба «Бавария» Ули Хеннес поменял свое отрицательное мнение относительно киберспорта. Все больше компаний и спортивных организаций вкладываются в киберспорт. Нет опасения, что этот рынок может лопнуть?

— Мыльный пузырь мог бы лопнуть, если бы не было ничего, кроме идеи во всей нашей индустрии. Однако мы видим, что аудитория киберспорта постоянно растет, растут и призовые на турнирах, становится больше профессиональных команд, развивается инфраструктура. Здесь все условия для того, чтобы вкладывать средства и развивать индустрию далее. Компании приходят не просто так, они создают команды, условия для них, тренировочные базы, наполняют медийное пространство новым контентом.

Можно говорить о том, что, возможно, наша сфера перегрета с точки зрения призовых. Позиция, что фонды турниров неоправданно велики, — дискуссионна. Но считать киберспорт мыльным пузырем точно не стоит.

Фото: © FC KÖLN 

— Есть ли в планах в будущем приглашать тир-1 (мировой уровень) команды на турниры? Или пока это невозможно?

— Главная задача нашей Федерации — развитие массового киберспорта. Мы не занимаемся развитием исключительно профессионального киберспорта, для этого есть компании, которые проводят крупные мировые турниры. Наша задача — создание школы спортивного резерва. Мы работаем именно в этом направлении: школьные лиги, студенческие, Кубок России, чемпионат. Идет лесенка, которая позволяет человеку, вне зависимости от его региональной принадлежности, развиваться в этой индустрии.

Было бы неправильно утверждать, что у нас не бывает команд тир-1 уровня. У нас даже Virtus.pro побеждали в одном сезоне Кубка России. Здесь речь о том, что мы не гонимся за большими призовыми. У нас они составляют 3 — 3,5 миллиона рублей, не долларов. Но с другой стороны, если посмотреть на остальные виды спорта, где есть массовые соревнования, там нет таких сумм призовых, как у нас.

Фото: © Федерация компьютерного спорта России

— Аудитории было бы интереснее наблюдать за всемирно известными командами…

— Да, это так. Но я бы сделал большую ставку именно на комментаторов и их медийность. Аудитории зачастую важно именно то, кто работает в студии. У профессиональных комментаторов большие фанбазы, зрители знают их по работе на различных турнирах. Не спорю, что комментировать игры чемпионов и мировых команд может быть интереснее и легче, но наш подход тоже имеет место быть. В 2018 году трансляции наших турниров суммарно набрали более 36 миллионов просмотров.

Фото: Федерация компьютерного спорта России, FC KÖLN

Читай также:

Больше новостей спорта – в нашем телеграм-канале.