Спортивный фотограф Сергей Киврин: «Однажды пришлось дать американцу в ухо»

Спортивный фотограф Сергей Киврин: «Однажды пришлось дать американцу в ухо»
На счету Сергея Киврина 15 Олимпиад. Он снимает 47 лет, 31 из которых – в паре с Андреем Головановым. «Матч ТВ» попросил маэстро рассказать, как работает спортивный фотограф.

«Снимать забитые мячи - глупость»

Baku. 1st European Games 2015. Beach football. / Фото: © Андрей Голованов и Сергей Киврин

– Фотограф – это определенный психотип, – делится Киврин. – Он видит то, на что другие не обращают внимания. Как только мы с Андреем Головановым приходили с футбола, редактор спрашивал: «Гол сняли?». Снимать забитые мячи – глупость. Их хорошо в разных форматах показывает телевидение. Аналитики разбирают. Но есть тысяча более интересных вещей, чем гол. Например, в этот момент Зидан мог бить Матерацци в грудь. Или, предположим, игроки устроили «балет». Нам долго пришлось менять позицию редактора.

Фотограф видит больше и глубже, чем все остальные. Он прогнозирует кадр. Когда идешь на задание, ты заранее должен знать, что снимешь. Иначе получится фиксация. А фотография – это умение расставить всех героев в кадре так, чтобы выразить через снимок свое отношение. И нажать вовремя кнопку.

«Некролог вместо интервью»

Motocross 1989 / Фото: © Андрей Голованов и Сергей Киврин

- Как спрогнозировать кадр, если есть непредсказуемые вещи?

- Любой вид спорта имеет свой алгоритм. Например, волейбол. Команда пожимает руки, расходится. Блок, подача, удар – у всего своя техника. При подаче волейболист делает шаг вперед, замах руками. Семен Полтавский раскидывал руки, как крылья. Я заметил это, снял. И это – не удар по мячу, не гол, но волейбол. Задача фотографа – увидеть такие детали.

Профессия умирает. У вас будет некролог вместо интервью. СМИ в интернете не нуждаются в таких фотографиях. С исчезновением репортерских журналов фотография потеряла смысл.

Раньше фотография всегда шла первой: от обложки зависела читаемость статьи и количество полос, размер материала. Если фото не зацепит читателя – он пролистает дальше.

Главное требование к фотографам сегодня – скорость.

«Меня всегда считали блатным»

Venus Williams in Moscow. Kremlin Cup 2000. / Фото: © Андрей Голованов и Сергей Киврин

- Вы родились в семье знаменитого фотографа. Это определило то, чем вы занимаетесь сейчас?

- Да. Но было сложно: меня всегда считали блатным. А это значит, что ты не можешь проколоться. Это давит. Нужно делать лучше других. Доказывать, что снимки – твоя самостоятельная работа. С другой стороны, мне было гораздо проще пробиваться. Хотя я никогда не просил помощи у отца.

Он ничему меня впрямую не учил. Да, показал, что есть что в фотоаппарате и как проявлять. «Иди снимай!» И дальше только смотрел результат. Человек должен все постигать сам.

- Помните свою первую съемку за гонорар?

- Да. Чтобы поступить на журфак, требовались публикации. Раньше было два места для молодых авторов – «МК» и «Пионерская правда». Мой первый снимок был размером со спичечный коробок: Джанни Родари шел за ручку с пионерами. Так понравилось, что там еще меня подписали – снесло крышу. И денег дали. Я тогда уже был влюблен в свою будущую жену и все гонорары тратил на кафе-мороженое. Платили по 2-3 рубля, у постоянных авторов набегало рублей 15. Этого вполне хватало, чтобы посидеть на улице Горького.

Я окончил факультет журналистики МГУ. Недобрал одного балла, но меня зачислили на вечернее, потому что я хорошо играл в волейбол. Так измучился, что хотел уйти в армию – играть за «Динамо». Когда озвучил это решение в деканате, меня тут же перевели на дневное. Проходил практику как фотограф, но учился вместе с корреспондентами, так как не совпал язык в группах.

«На Олимпиаде ночевал полулегально в туалете»

Фото: © Андрей Голованов и Сергей Киврин

- Сколько весит чемодан с техникой?

- На ОИ – 30 кг. У меня нет рюкзака или чемоданчика – все находится в жилетке специальной с карманами. В руках – только камера и монопод.

- Знаю, что один раз вам пришлось жить в туалете… Как вы там помещались со своим ростом? Как так вообще произошло?

-В Лиллехаммер (Норвегия) я ездил за свой счет: купил билеты туда-обратно за 100 долларов, но не забронировал жилье. Организаторы не несут ответственности за то, кто где живет. Ты можешь забронировать место в специальной гостинице, а можешь – у знакомого.

Мне пришлось ночевать в туалете передвижного домика для журналистов – полулегально. Я ни разу не попался.

Думал, что найдется местечко у коллеги Голованова, но он жил с главным редактором. Номера были маленькие. В туалете у меня был надувной матрас, подушка, одеяло. Днем выкручивал лампочку, вечером – включал. И запирал дверь. Американцы не могли понять, в чем дело: днем никого нет, вечером – занято.

Рядом все удобства, а места даже больше, чем в комнатах. Сделал себе портрет на память: около лица свешивалась туалетная бумага.

Минус 10 кг за ОИ

SXXX Summer Olympic Games 2012. / Фото: © Андрей Голованов и Сергей Киврин

- Сколько скидываете килограмм за время Игр?

- Раньше скидывал 10 кг. Приезжал – все висело. Сейчас уже меньше. Пленка требовала больше усилий. Журналист много сидит, а фотограф – человек окопный. Он не может переснять кадр. От этого ты все время в напряжении, на нервах. На сон остается 2-3 часа, хорошо если 4. Усталость накапливается, и через неделю ты становишься чуть «идиотом».

- Как концентрироваться в таком состоянии?

- Когда чувствуешь, что близок к обмороку, нужно все бросить и отоспаться. Был случай в Турине, когда я много не спал. Голованов сказал: «Завтра утром поспи, а к трем приходи в Русский дом и на фигурное катание». Согласился. Но ты уже включен в ритм – в 9 автоматом встаешь. Позавтракал. Начал обрабатывать фотографии и потерял сознание. Очнулся в клавиатуре. Чуть не проспал Русский дом.

- Не пьете бодрящие напитки – зеленый чай, кофе?

- Нет. Я из тех, кто старается как можно меньше подстегивать себя чем-то. На Олимпиадах, особенно если плохо организовано, не успеваешь нормально поесть.

- В Сочи хорошо кормили?

- Нет.

London Olympic Games 2012. Stipl-chess / Фото: © Андрей Голованов и Сергей Киврин

- Расскажите об особенностях съемки на зимних Играх. Все время нужно заряжать батарейки?

- Нет. Самая холодная Олимпиада была в Норвегии – минус 20. В других городах было тепло. В Нагано снимались около пресс-центра в футболках.

На Играх ты в постоянном цейтноте. В идеале у тебя два соревнования: утром и вечером. У нас с Андреем Головановымбыло 4-5. В Ванкувере, чтобы добраться до Уистлера, мы тратили 7 часов туда-обратно.

Фотографов вытесняют крупные агентства. Например, GettiImages проплачивает свои места на ОИ и строго следит, чтобы никто на них не встал.

- Дрались когда-нибудь за место?

- За место – нет. Но один раз пришлось. В Атланте была огромная очередь на стадион. Пытался пройти с камерами, но меня не пускал американец. Объяснил ему, что мне нужно пройти. Он не пропускал. Дал ему в ухо.

Страшное Рио: кражи, выломанные двери, отрезанное ухо

Swimming Russian Championship 2016 / Фото: © Андрей Голованов и Сергей Киврин

- В Рио в фавелы не заходили?

- Нет. К сожалению. Очень хотел сделать серию «Олимпиада фавел». Нарисовал раскадровку. Но для этого мне нужен был человек, вхожий в эти фавелы. Все Игры провел в переговорах.

Но там были и другие случаи – грабили всех подряд. Мы с Андреем Головановым возвращались всегда поздно, шли с аппаратурой. Я отвинчивал монопод. Видимо, был похож на бандита – никто не подходил. Рядом с нами ограбили пловца Коротышкина, американцев. Коллеги из «Комсомолки» и «Советского спорта» попали под перестрелку.

Один парень жил на границе с фавелами. И решил туда сходить, хотя его предупреждали. К нему подошел маленький пацан, который увидел деньги в кармане рубашки: «Дядя, дай денег». Тот слегка отвесил ребенку подзатыльник. Возникло семь человек, которые избили его в кровь и отрезали ухо. Ухо потом отдали. И человек был очень доволен, потому что таксист быстро отвез в больницу, где все пришили на место.

У соседа комментатора Тани Грачевой, техперсонала «Матч ТВ», просто выломали дверь. Она приходит вечером и видит пустой проем… Из комнаты вынесли все. Так что в Рио грабили всех и везде.

- Что-то хорошее о Бразилии?

- География. Очень красиво. Но бездарная архитектура.

Самый сложный и легкий вид спорта

Bronze medalist Russia's Irina Slutskaya is consoled by an unidentified friend following medal ceremonies for the Women's Figure Skating final at the Turin 2006 Winter Olympic Games in Turin, Italy, Thursday, Feb. 23, 2006. (AP Photo/Kevork Djansezian) / Фото: © Андрей Голованов и Сергей Киврин

- Самый сложный и самый легкий вид спорта для съемки?

- Хороший кадр сделать всегда сложно. Легче всего снимать фигурное катание.

- Человек, который не занимается фотографий, наверное, сказал бы, что проще всего снять шахматы… Там же спортсмены сидят в одной позе. А вы назвали фигурное катание, где люди быстро перемещаются.

- Да. В шахматах ничего не нужно делать. Только… сидеть два часа и смотреть в объектив. Попробуйте сами. Важно не прозевать. Шахматы поэтому один из самых сложных видов спорта. Чтобы поймать психологию, надо дождаться момента.

С фигурным катанием проще. Если ты знаешь программу и элементы, то можешь заранее просчитать точку. Камера делает 12 кадров в секунду – только дурак не снимет.

Почему наши волейболисты победили в Лондоне

Rome.Europe championship of Volleyball 2006 / Фото: © Андрей Голованов и Сергей Киврин

- Спортсмены для вас – просто объект съемки?

- Футболисты – да. А есть люди, которых очень люблю. Александр Карелин, Сергей Тетюхин. С последним есть забавная история. С волейболом я очень давно связан. С командой, которая выступала на ОИ в Лондоне, я объездил все соревнования. Они 0:2 проигрывали бразильцам, идут на смену площадок, и я ору: «Я вам руки больше не подам!» И вдруг счет начинает меняться… Мне так стало стыдно. Жена Сергея сидела по диагонали… Причем после победы он сначала подбежал ко мне, обнял меня - мы вместе рыдали… И только потом подошел к жене.

Шпагат Кабаевой у метро

- Есть история про Алину Кабаеву. Мы снимали в Новогорске Амину Зарипову. И подходит к нам кнопка 8-10 лет- Алина Кабаева: «Сделайте, пожалуйста, мне фото с Аминой». Мы никогда не отказывали. Я ей говорю: «Специально печать фото не поеду, отдам негативы». – «Я понимаю». Отдал негативы.

Через пару лет она становится той самой Алиной Кабаевой. Приехал домой к ее семье – тогда она с мамой и сестрой жила на Сходненской или Планерной. Долго думал, как ее сфотографировать. Привел к метро в обычной одежде, как будто она едет куда-то. В 90-е там были бабки, продавали семечки, водку – грязь. «Алин, дождись, пока люди пойдут с работы, и сделай шпагат в прыжке». И она сделала. Посреди хрущевок, грязи, людей.

С Сашей Карелиным мы дружим семьями. Он из-за меня практически проиграл Сидней – ему не давали тренироваться. Возил меня с простудой по Алтаю, показывал, потому что обещал показать. Человек слова. Он сейчас в такой форме, что в 50 лет может выиграть Игры. Фантастический человек.

- Вы сказали, что не любите журналистов…

- Не только их. Я вообще не люблю спорт. Это помогает мне быть беспристрастным. Когда снимаешь тех, кто дорог, фото получаются хуже.

- А что любите?

- Я всегда мечтал быть фотографом National Geographic. Но в советское время выбрал спорт, потому что там можно было честно рассказывать… Хотя и там приходилось врать. Спорт изменился. Стал очень грязным. А он должен учить благородству.

Фото: Андрей Голованов и Сергей Киврин

Читайте также 

Мария Макарова: «Быть просто бабой с сиськами – это не круто. За тобой должна стоять смысловая история»

«Однажды не ел на съемках 16 часов». Хардкор от Евгения Савина

«В России нас - человек 30». Спортивный оператор. Секреты профессии

Дмитрий Занин: «Работал ночью в котельной за 6000 рублей»

Больше новостей спорта – в нашем телеграм-канале.