«В России нас - человек 30». Спортивный оператор. Секреты профессии

«В России нас - человек 30». Спортивный оператор. Секреты профессии
Фото: © Из личного архива
В авторской рубрике «Спорт за кадром» Екатерина Гаранина расспрашивает оператора-стэдикамщика Михаила Балашова о том, как все устроено.

Сколько весит камера? Почему операторы больше всего не любят дождь? Можно ли согреваться алкоголем во время трансляций на морозе? Как за кадром операторы называют спортсменов? Сколько времени они стоят за камерой, чтобы зритель увидел красивую картинку?

«Средний вес техники – 20 кг»

– Вы работаете на специальной камере – стэдикаме. Что это такое?

– Помимо обычных камер в трансляциях используют специальную технику. Стэдикам – система стабилизации, которая помогает камере не трястись и снимать от первого лица. Это «живая», подвижная камера на поле или на льду, рядом со спортсменами, которая крепится на операторе. Например, на нее я снимал конкурс буллитов в «Матче Звезд КХЛ». Помню зрелищный буллит Линуса Умарка – чувствовал огонь рядом. Или красивый буллит Никиты Гусева. Все это снимал я.

Работать на стэдикаме сложно физически, поэтому в России нас – человек 30. На спортивных матчах специфика сложнее, чем на телевизионных съемках, например, обычных «уличных» синхронов – работаешь в прямом эфире. Где очень важно – кого снимать, как снимать, что снимать.

Я снимаю не только хоккей и футбол – все крупные соревнования в России. Работал на Олимпиаде, Универсиаде, этапах различных Кубков мира. Создатель стэдикама, американский оператор Гаррет Браун пишет: «Не садитесь со стэдикамом на лошадь, не вставайте на коньки и не ходите по воде». Но в России уникальная история: мы снимаем кино и матчи со льда. Это позволяет разнообразить трансляцию эффектными картинками. Снимаю, кстати, и зрителей на трибунах. Жаль, пока не могу кататься вместе с хоккеистами во время игры.

– Сколько весит оборудование?

– Минимум 15 кг. Максимум – если брать кинокамеру – 37 кг. И это только консоль. Плюс 8 -10 кг устройство на руке – получается под 50 кг. Но такое бывает очень редко. Сейчас камеры становятся меньше и удобнее. Средний вес техники «Матч ТВ» – 20 кило.

– У вас должны быть супермускулы.

– Я не самый спортивный человек. Правильное использование жилета, к которому все крепится, позволяет снизить нагрузку на спину. Сильнее устают руки и ноги. Снимать камерой на плече еще сложнее: у тебя спина в неправильном положении, все напряжено, а ты еще отвечаешь за композицию и кадр. Важно хорошо высыпаться. Многие операторы ходят в спортзал: ОФП, подтягивания, бег.

– Бывает, что после съемки трясутся руки и ноги?

– Да. Все зависит от погодных условий, вида спорта и времени. Помню, работал на этапе Кубка мира по спортивной ходьбе. И у мужчин, и у женщин длинные дистанции – 20 и 30 км в один день. Работал с камерой на электроскутере. Его скорость меньше, чем у бегунов, но ходока можно обогнать. Все длилось 8 часов на жаре: у меня сгорели ноги и лицо. Хорошо, что была майка с длинным рукавом, хотя на награждении все равно еле ходил. Сложно работать и на Кубке Первого канала. Даже если ты на простой камере: кажется, ну стоишь и стоишь. А это два матча в день по 3 часа каждый.

Почему операторы любят теннис

– У операторов есть любимые и нелюбимые виды спорта?

– Есть, скорее, то, что не любишь смотреть и то, на чем не любишь работать. Скажем, мне нравятся лыжи: красивый спорт, горы вокруг, природа. Но не слишком люблю их снимать. Как правило, камера находится где-то на горе и нужно два часа, чтобы добраться до нее. Работаешь гонку – еще 2-3 часа. И тратишь время, чтобы спуститься обратно. У нас есть операторы, которые любят кататься на лыжах – они с радостью работают, потому что можно не только поснимать, но и покататься. Отработал – и домой по лыжне.

– А теннис или бильярд? Слышала, что они мучительны, потому что долго идут.

– Есть операторы, которые увлекаются бильярдом. С теннисом то же самое: много кто сам играет и интересуется. На St.Petersburg Open ты весь день на арене.

– По-моему, это повод не любить…

– Между играми есть паузы, можно отойти в туалет или перекусить. Кроме того, за долгие трансляции дают премиальные.

– Поэтому вы болеете за овертаймы?

– В хоккее – нет. А в некоторых видах спорта, как в теннисе, – да. Ребята по 8-10 часов проводят за камерой.

Коньячок на морозе не помешает

– Самые трешевые условия во время съемок?

– Футбол. Причем холод и жара – не так плохо, как осадки. Вспоминаю биатлонную гонку чемпионов в Лужниках с мировыми звездами. В Москве шел ледяной дождь, температура около нуля – такое не забудешь. Было и мокро, и холодно. Даже мне, подготовленному человеку в непромокаемой зимней обуви и двух куртках с ветровкой, было неприятно. Но я мог отойти и укрыться, а коллегам за стационарными камерами спрятаться было негде.

Тяжело пришлось и в жару 5-6 лет назад, когда Москву окутал смог. Играли «Спартак» и «Зенит» – на поле стояли бочки с водой для питья.

– Воду с собой носите в жаркое время?

– Проще одеться правильно: белая кофта с длинными рукавами, длинные штаны, кепка. И не переусердствовать. Все мы люди: продюсеры понимают и во время экстремальных условий делают поблажки.

Зимой важно держать в тепле руки, ноги, голову. Как иначе отработаешь на декабрьских матчах? Приезжаем заранее. Операторы стоят за камерами при минус 15 – по четыре часа. Есть еще инженеры, которые устанавливают камеры на точке, разматывают кабели и т. д. Мне немного сложнее – много двигаюсь с камерой и потею. Спасает хорошее термобелье.

– Можно на таком морозе согреваться алкоголем?

– Когда зимой очень холодно, не помешает немного коньяка с чаем или кофе – это же не для веселья. Но все-таки в большинстве случаев – обычный чай или кофе. Ребята носят с собой термосы или греются в пресс-центре в перерыве.

– Сколько часов составляет типичный день команды операторов на «Матч ТВ»?

– Шесть – восемь. Мы приходим на работу за 4-3 часа – к сведению камер. Это процесс настройки камер на одинаковый свет – то есть чтобы каждая камера показывала лед одного и того же цвета. Снимаются превью: разминка, раздевалка, приезд, предматчевые интервью. За 2-3 часа до события все операторы уже на позициях. Потом сама игра. И после иногда снимаются небольшие сюжеты для передач. Спустя 30 минут после завершения матча инженеры сворачивают кабель, упаковывают камеры в ПТС и все едут домой. 

«Молодежка» и коньки

– Вы – один из немногих стэдикамщиков, который стоит на коньках. Специально для работы научились?

– С 6 до 19 лет играл в хоккей. Перспектив попасть в профессионалы не было, пришлось закончить. Сразу попал на телевидение. 

Стэдикам на льду используют только в России. Первый раз мы попробовали это в 2011 году во время финала Кубка Гагарина в матче между «Салават Юлаевым» и «Атлантом». Продюсер Андрей Лазуткин и режиссер Станислав Хитрин давно мечтали снимать матчи со льда, потому что это сделало бы трансляции более зрелищными. И благодаря руководству КХЛ - руководителю департамента проведения соревнований Сергею Козлову и начальнику департамента безопасности Журавлеву Андрею, которые пошли навстречу. 

– Знаю, что вы снимали сериал «Молодежка». Расскажите об этом.

– Интересный проект, часть жизни, 5 лет работы. Именно сериал помог мне полностью реализоваться как стэдикамщику. Кинопроцесс и прямая трансляция спортивного матча на ТВ – разные вещи. Кино – маленький завод, где каждый цех имеет свою задачу. Ты ограничен во времени: за 12 часов должен снять 7 минут того, что войдет в ленту. Есть возможность что-то переделать, поменять, сделать еще один дубль. На ТВ такого нет – работаешь на событии здесь и сейчас. Второй попытки снять красиво и правильно не существует. Ты должен показать зрителю такую картинку, чтобы он понял, что произошло, и ему понравилось.

В обоих случаях нужно хорошо чувствовать спорт. Если не знаешь, не понимаешь логику, работать сложно. 

– За что могут наказать оператора?

– За опоздание.

– Какие форс-мажоры бывают?

– Камера имеет много тонкостей в настройках, аккумуляторы – нужно постоянно следить, заряжать. Бывало, инженер забывал крепление.

Поцелуи в объектив

– Самое легкое и самое сложное в работе?

– Стараюсь получать удовольствие от каждого матча – не могу сказать, что есть сложности. Самое легкое – отмена матча. Ты приезжаешь, снегопад… Есть поговорка: «Лучшая смена – это отмена». Но такое бывает редко.

– А как вообще стать оператором?

– Поступить в ВУЗ, например, во ВГИК, где учат на операторов-постановщиков. Есть ГИТР, который я и заканчивал. У меня другая история: сначала начал работать, потом получил корочки. Работа – лучший университет. Все зависит от желания: всегда можно найти тех, кто поможет. Но нужно понимать законы и основы композиции, устройство и настройки современных камер. Между практикой и первой съемкой конкретного события должен пройти примерно год: чем больше опыта, тем в большей степени ты становишься профессионалом.

– Что есть вершина карьеры оператора?

– В телевидении – режиссёр-постановщик. Шеф, который набирает команду, ставит задачи. В спортивной трансляции пика нет. Есть международные компании, которые снимают большие соревнования, но могу сказать, что не всегда там профессионалы: иногда кажется, что человек попал в данную организацию случайно.

– Как обстоят дела с выходными?

– По-разному. В основном, работаю 5-6 дней в неделю. График ненормированный, матчи по субботам и воскресеньям, так как работаю на стэдикаме, бывает, что вовсе не отдыхаю. Порой по 29 рабочих дней в месяц. Конечно, начинает не хватать общения вне работы, встреч с друзьями.

– Звезды спорта вблизи – какие они?

– Когда долго работаешь, тебя знают и узнают. Кто-то, как Андрей Воронин, бегает праздновать гол к стэдикаму и целует камеру. Ребята понимают, что искренние эмоции делают трансляцию еще круче. Когда снимаю, не обращаю внимание, кто в кадре – Владимир Владимирович или футболист. Ты - на работе. 

– Операторы как-то называют спортсменов за кадром?

– Бывает. Например, хоккеиста Максима Сушинского мы называли «Шариковым» за сходство с персонажем фильма. Шире распространяться не стану. Вдруг обидятся?  

Фото: Из личного архива

* Соцсеть, признанная в России экстремистской

Больше новостей спорта – в нашем телеграм-канале.