live
22:35 Футбол. Лига Наций. Прямая трансляция. Хорватия - Испания
22:35
Футбол. Лига Наций. Прямая трансляция. Хорватия - Испания
00:40
Все на Матч!.
01:30
Команда мечты. [12+]
02:00
"Тает лёд" с Алексеем Ягудиным. [12+]
02:30
Профессиональный бокс и смешанные единоборства. Афиша. [16+]
03:00
Хоккей. Молодежные сборные. Суперсерия. 6-й матч. Прямая трансляция из Канады. Россия - Канада
05:30
Безумные чемпионаты. [16+]
06:00
Заклятые соперники. [12+]
06:30
Жестокий спорт. [16+]
07:00
Новости.
07:05
Все на Матч!.
08:55
Новости.
09:00
Футбол. Лига Наций. Бельгия - Исландия [0+]
11:00
Новости.
11:05
Все на Матч!.
11:50
Футбол. Товарищеский матч. Германия - Россия [0+]
13:50
Новости.
13:55
Фигурное катание. Гран-при России. Мужчины. Короткая программа. Прямая трансляция.
15:35
Новости.
15:40
Все на Матч!.
16:00
Фигурное катание. Гран-при России. Танцы на льду. Ритм-танец. Прямая трансляция.
17:20
Новости.
17:25
Все на футбол! Афиша. [12+]
18:25
Фигурное катание. Гран-при России. Пары. Короткая программа. Прямая трансляция.
19:40
Все на Матч!.
20:00
Фигурное катание. Гран-при России. Женщины. Короткая программа. Прямая трансляция.
21:20
Новости.
21:30
Все на Матч!.
22:35
Футбол. Лига Наций. Прямая трансляция. Нидерланды - Франция

Дмитрий Занин: «Работал ночью в котельной за 6000 рублей»

30 октября 2017 15:16
Дмитрий Занин: «Работал ночью в котельной за 6000 рублей»
Дмитрий Занин в рубрике «Спорт за кадром» рассказывает о переезде из Красноярска в Москву и работе спортивного корреспондента.

Дмитрия Занина хорошо знают по репортажам с «Формулы-1», Кубка мира по биатлону, Олимпийских игр и забавным танцам с чилийцами на Кубке Конфедераций. Но мало кому известно, что до «Матч ТВ» он учился в Красноярске, получал тройки, а ночью трудился в котельной.

Дмитрий рассказал про тяжелые командировки, съемки в фавелах, встречу с Зиданом и о том, как разговорить героя.

Давал стране угля

– Как ты оказался в спортивной журналистике?

– На первом курсе я совершенно случайно попал на красноярское телевидение. Сразу понял, что главная задача – зацепиться и научиться всему, чему можно. Работал корреспондентом, продюсером – да мне и не важно было кем. Платили в удачные месяцы тысячи полторы рублей, чаще – меньше. Поэтому после утренних походов в универ и дневного ТВ ночью ехал на другую работу. Я был машинистом-обходчиком котельного оборудования. Получал 6000 рублей в месяц.

– Как выглядит котельная? Ни разу не была там.

– Это огромный цех с котлами, размером с 4-этажный дом. В них горит уголь, который нагревает воду для системы отопления. Я обходил цех несколько раз за ночь и стучал огромной арматуриной по трубам, чтобы в них не оседала зола. Если она осядет и забьет трубы – все взорвется. По крайней мере я так думал. В этой же котельной работал мой папа. Помню, как в детстве лютой зимой он звонил, спрашивал, тепло ли дома. Мама ему: «Холодновато, Володь!» И он: «Ну, хорошо, сейчас поддам угольку!» И дома становилось теплее. Утром после котельной ехал в университет. Студентом я был посредственным, так как делал ставку на работу. Учился на одни тройки, каждые полгода меня хотели отчислить. Чтобы понимала, я единственный, кто на всем потоке получил тройку на защите диплома. После лекций шел 4 км до телевидения. Сперва делал сюжеты для молодежной программы, потом местный спорткор переехал в Петербург, и на меня повесили две программы о спорте в неделю. Я являлся и шеф-редактором, и корреспондентом, и ведущим одновременно.

 

Сейчас понимаю, что это, конечно, был колхоз. Но тогда это оказалось мощной школой. Передачи просуществовали около полугода. После закрытия меня «повысили» до региональных новостей. Все темы о спорте отдавали мне. Иногда звонили с канала «Спорт», просили снять что-то для них. Большую часть времени снимал обычные новости: заседания в суде, проблемы бродячих собак, сосульки, новое оборудование в больнице, открытие городской елки – все в таком духе. Но было любопытно и очень полезно. Когда получал диплом в университете, знал, что у меня есть билеты в Москву без обратной даты. Я летел устраиваться на «Россию 2».

Из Красноярска – в Москву

– В Москву приезжают многие, но не все добиваются успеха. Не было сомнений?

– В 20 лет я считался довольно крепким корреспондентом. На утренней планерке директор часто меня хвалил, а сюжеты старших коллег ругал. И вот я как-то представил, что пройдет 10 лет, у нас будет такая же планерка. Я буду сидеть в этой же комнате, на этом же стуле. И начальник скажет: «Ты классный, но твой репортаж – говно. Посмотри, как работает твой 18-летний коллега. Вот он – молодец». Такого будущего не хотелось. Мне важно было попробовать себя в Москве. Не получится? Хорошо. Но я хотя бы попробовал.

У меня был телефон девушки, которая звонила с «России 2» и заказывала съемки сюжетов в Красноярске. Предупредил ее, что скоро приеду. Мне заказали пропуск на Шаболовку. Я пришел, поговорил с начальством. Мне объяснили, что сюжеты, которые я присылал, были так себе: «Лучше здесь докажи, чего ты стоишь». И стали отправлять на съемки. После 20 дней стажировки вызвали и обрадовали: «Езжай в Красноярск, увольняйся. Через две недели ждем тебя».

– Не было момента, когда хотелось вернуться домой?

– Нет. До поступления в университет я учился в Красноярском кадетском корпусе. Ходил в форме, жил в казарме, чтил дисциплину, а домой уезжал только на выходные. За те годы привык жить вдали от семьи.

– Самый большой стереотип о работе спортивного корреспондента?

– Ты знакомишься с топовыми спортсменами, наблюдаешь за самыми главными событиями – это все правда. Но есть нюанс. Ты не можешь кайфовать от этого как обычный болельщик. Ты смотришь и всегда внимательно анализируешь: «О, вот здесь эпизод интересный был, надо отметить; а вот об этом нужно спросить после финиша; вот деталь, которую можно обыграть в стендапе; или лучше об этом сказать? А вот парень выиграл, он же вроде год назад здесь же побеждал, надо проверить». В голове такая пурга из мыслей. Порой зрители из трансляции узнают больше, чем ты с места событий, потому что у них есть повторы и 30 камер, а у тебя нет. Кто-то где-то упал на трассе или сыграл рукой – этого у поля не разглядишь. Нужно отслеживать текстовые трансляции, держать связь с коллегами. 

https://www.instagram.com/p/BTc3poFDFI4/?taken-by=zanindima

Когда спортсмен финишировал, ты бежишь к нему на интервью, а соревнования могут еще продолжаться. То есть ты должен держать во внимании все, что происходит дальше на арене. Нужно быть готовым отреагировать на любое событие – нарушение, промах, драку. Корреспондент играет такую же важную роль, как и спортсмен: каждый из нас делает свою работу. Он соревнуется с соперниками, а ты – с коллегами из других СМИ. Да, журналист должен быть на одной волне с болельщиком, но чаще бывает, что голова вместо эмоций забита интересной подачей материала.

Поэтому я, например, с радостью хожу по билетам на «Локомотив». Дима Губерниев троллит: «Неужели не можешь пройти по аккредитации? Не можешь достать проходку?» А я не хочу так, я сижу как рядовой болельщик, машу шарфом, могу погудеть на плохую игру.

«Готовился так, что 4 дня не выходил из дома»

Открыть видео

– Из чего складывается твой рабочий день?

– Либо снимаю фильм, либо занят обычными съемками: тренировки, пресс-конференции и т. д. Время съемок известно заранее. Например, сегодня было интервью с тюменским губернатором. Затем я вернулся в Останкино, сделал два материала – интервью на ночной эфир, сообщение в новости – и стал готовиться к командировке. Завтра в 5.30 выезжаем из Останкино и летим в Тирасполь на игру «Локомотива» в Лиге Европы. Я всегда основательно подхожу к съемкам, чтобы уже на месте событий суметь рассказать в эфире про любого из ключевых персонажей совершенно новой для меня команды. Помню, к гимнастике в Рио готовился так, что четыре дня из дома вообще не выходил, читал все – от «Википедии» до коротких интервью и архивных материалов. В Рио я уже знал в лицо всех «топов» и мог с каждым поболтать о его жизни.

Как правило, у нас нет четкого графика. Разве что на Олимпиаде. В Рио было разделение по видам спорта – я работал на спортивной гимнастике. Соревнования начинаются в одно и то же время. Ты встаешь, завтракаешь, встречаешься с оператором, и вы на шаттле едете в вещательный центр, где студия «Матч ТВ». А оттуда уже по Олимпийскому парку до нужного стадиона. Смотришь соревнования, что-то снимаешь, ждешь спортсменов в микст-зоне. После работаешь над сюжетом. Часто до глубокой ночи. 

Открыть видео

Съемки в фавелах

– Самый безумный репортаж?

– В Рио мне, как и всем, запретили ходить в фавелы. В день открытия Игр мы должны были включаться в прямой эфир со стадиона «Маракана» почти каждый час. Ближе к вечеру пространство вокруг все больше огораживалось. Снимать стало невозможно. Через дорогу от арены была красивая фавела. Написал в рабочий чат: «Давайте включусь оттуда? Хоть что-то новое покажу, взбодрю эфир». Коллеги наотрез: «Ни в коем случае, давай лучше отменим включение». Я сказал, что мы можем просто попробовать. Уговаривал полчаса оператора – у него дети, семья. В итоге пошли. В фавеле увидели много людей отдыхающих – сидят в переулках, болтают, выпивают. На какой-то из улиц я встретил пацанят, они что-то весело рассказали на своем языке, а я им – на своем. Потом к нам вышла их мама и пригласила в гости. Размахивая руками, я сразу спросил, можем ли мы подняться на крышу дома. Она и сама была рада. Мы через какие-то коридоры, проёмы, комнаты поднялись. Звоню в студию: «Через сколько эфир? Через три минуты? Давайте начнем с меня». В итоге у нас был красивейший вид на стадион и развеселая малышня вокруг вместе с колоритной матушкой.

https://www.instagram.com/p/BIvJorfgYr_/?taken-by=zanindima

– Чем еще удивил Рио? Читала самые разные статьи, где предупреждали о карманниках и стрельбе в фавелах…

– До Олимпийских игр я был в Рио раза три. И много слышал о том, что здесь много преступников, как и вообще в Бразилии. Но ни с чем таким я не столкнулся. Мы писали стендап ночью на пляже Копакабана в окружении местных босяков. Никто нам не мешал, не угрожал и вещи не воровал. Возможно, повезло. На чемпионате мира в 2014 году мы жили в центре города, где на каждом перекрестке стояли военные. Нужно быть глупцом, чтобы в такой обстановке украсть что-то у гостей. Был в гигантской фавеле, где лачуги, как ковер, раскинулись по холмам и уходили за горизонт. В кино такое рисуют на компьютере… Там удобнее всего было перемещаться на канатной дороге. В кабинке мы ехали минут 40 и даже до середины фавелы не добрались. В ней я тоже спокойно бродил, гулял, хотя и был самым белым. А в самую большую, страшную и одновременно красивую фавелу решил не ходить. Все-таки не стоит дергать смерть за усы.

Вообще перед первой поездкой думал, что в Рио – повсюду шик и блеск а-ля Монако. А это… ну, примерно Ялта. Не в обиду Ялте. Рио – обычный, не самый ухоженный курорт с красивой природой. Ходить там в белых штанах и шляпе не принято – лучше захватите шорты и кепку. 

https://www.instagram.com/p/BIxTFR6glQA/?taken-by=zanindima

– Знаю, что как-то за 1,5 дня ты сделал 5 сюжетов…

– Да, это было в 2014-м во время финала Кубка Испании. Играли «Реал» и «Барселона». Там из каждого события можно было сделать материал. Через час после приезда мы сняли простой стендап. Затем – прилет «Реала»: их встречала пресса, огромное число болельщиков. Все событие уложилось в 35 секунд: футболисты просто прошли из одних дверей в двери автобуса. Но это было настолько эмоционально, что мы решили не просто переслать кадры в Москву, мол, вот прилетел «Реал», а сделать репортаж. Поговорили с болельщиками, девушкой с клубного ТВ, прессой. Сняли сюжет из приезда «Барселоны» на тренировку. Команду встречал фанат с двухметровой деревянной фигурой Роналду. Прошли по фан-зонам, сделали нескольких включений оттуда, со стадиона, репортаж по самой игре. Когда ты на кураже, в центре событий, когда есть понятный график всех перемещений спортсменов, когда все рядом – ты ловишь кайф и очень легко выполняешь свою работу.

Фильм «Успеть за одну ночь»

Открыть видео

– Расскажи про фильм «Успеть за одну ночь», где вы снимали, как бойцы во время подготовки к бою скидывают лишние килограммы в сауне.

– Помните, как Хабиба Нурмагомедова госпитализировали перед боем с Фергюсоном из-за сгонки веса? Нам захотелось раскрыть эту тему, потому что немногие знают, как на самом деле все происходит. Это факт: перед боем почти все боксеры или бойцы ММА скидывают в экстремальных условиях вес. За сутки до взвешивания они не едят и не пьют жидкость, сидят 24 часа в сауне в воздухонепроницаемых костюмах и выводят лишнюю воду. Есть и те, кому нужно скинуть 3-4, даже 5 кг. Это все приводит к серьезным проблемам с почками, да и с организмом в целом.

– Спортсмены были в откровенном виде, да еще накануне важных боев – когда нервы и тело истощены до предела. Как удалось разговорить их?

– Это было перед боями Fight Nights. У спортсменов в контрактах прописана медиа-активность. Мы позвонили Камилу Гаджиеву (президент промоутерской компании Fight Nights - прим. «Матч ТВ»), и он разрешил снимать все так, как мы хотим. Важно заметить, что непосредственно в отеле, где жили спортсмены, находился мой коллега Илья Трифанов. А я сам был в командировке на «Формуле 1». Илья на месте отработал очень здорово, даже к голому ирландцу с камерой в ванну заходил! Я же общался с другими бойцами, писал текст, монтировал. Спортсмены с радостью говорили на эту тему. Как правило, за свою карьеру они постоянно отвечают на одни и те же вопросы, а здесь что-то свежее.

Как раскрыть героя для зрителя

https://www.instagram.com/p/BI54HbUgZtA/?taken-by=zanindima 

– Что делаешь, когда понимаешь, что герой не хочет с тобой разговаривать?

– Есть несколько способов, как разговорить человека. Задача моих материалов – создать настроение зрителю. Для этого нужно раскрутить главного героя на эмоции. Чаще всего спортсмен не горит желанием откровенничать перед камерой. Ну, правда, он видит тебя первый раз в жизни. Кто ты такой, чтобы он распахивал душу? Либо из-за стресса перед камерой включает «закрытый режим» и говорит стандартные слова. Я стараюсь с первого же вопроса переводить разговор в дружеское русло. Иногда обращаюсь к герою на «ты», хотя некоторые коллеги против этого. Да, есть спортсмены, к которым нельзя так обращаться – Сергей Тетюхин, Софья Великая, Екатерина Гамова, и не только. Вообще, «ты» – тонкий момент. Но иногда это уместно. Спрашиваешь молодого спортсмена после проигрыша: «Ну как же ты так, старик?» И ему уже проще – вы как будто в раздевалке. Он разводит руками, отвечает: «Да, блин, я и сам не знаю как». А ты уже продолжаешь: «Ну, расскажи, что случилось-то?» И он рассказывает. Но если я вижу, что человек изначально зажат и не готов к беседе, конечно, никаких «ты». Нужно всегда чувствовать своего героя, понимать, о чем он хочет поговорить с тобой. Но не включать звезду и не командовать. Ты в данный момент – просто посредник между героем и зрителем.

«Стою в мужском туалете. А передо мной – Зинедин Зидан»

https://www.instagram.com/p/hthL3cMxFj/?taken-by=zanindima

– Расскажи о форс-мажорах.

– В 2013 году ездил на жеребьевку ЧМ по футболу в Бразилию. Казалось, что мы с оператором умрем во время этой командировки. Летели сутки с двумя пересадками, плюс из аэропорта 70 км в город Сальвадор. Приключения начались с первого же дня. Мы были уверены, что находимся там, где все и должно происходить. Сели в такси. И очень долго добирались до места жеребьевки. Думаю: «Что за ерунда?» Звоню другу в Москву, который знает португальский. Оказалось, что Мата-ди-Сан-Жуан – огромный район, и нам еще ехать 120 км! Приезжаем в панике на территорию закрытого гостиничного комплекса, оформляем полчаса аккредитации. И вокруг почти никто не говорит по-английски! Уже стемнело, а нам нужно было снять сюжет на утро. Мы увидели вдалеке дом, около которого мелькали телекамеры. Оказалось, там было собрание тренеров. Прибежали, что-то успели снять, но основных героев пропустили.

Капелло ушел перед самым носом. Зато встретили Николая Толстых (экс-президент РФС – прим. «Матч ТВ») и договорились с ним об интервью на 9 утра. Вернулись в три часа ночи. Я сделал сюжет и час держал ноутбук рядом с роутером под потолком – интернет был очень медленный. Поспали пару часов и поехали на жеребьевку, перегнали утреннее интервью. После выяснили, что по территории гостиничного комплекса не ходят шаттлы. Бежали на жеребьевку по сумасшедшей жаре… Встали на включение, но говорить было невозможно – задержка по звуку 5 секунд. В эфире было похоже на сломанный телефон. Я на нервах. Вышли в эфир с тренерами. Сил уже нет. В какой-то момент пошел в туалет, а там – очередь. Передо мной стоит какой-то лысый мужчина. Вдруг кто-то его окликает. Он поворачивается и… Оказалось – это Зидан. Фотографироваться не стал – как-то неловко.

После мы должны были снимать города, в которых предстояло играть сборной России. Я сам покупал билеты, бронировал отели. Первый же самолет перенесли – пришлось ночевать в аэропорту. Это была командировка, в которой мы спали по 3-4 часа. Оператор просто молчал. Сложность была еще в том, что в Бразилии никто не говорит по-английски, ориентироваться сложно. Но это все – наша работа.

«Разослал более 100 писем с сувенирами от съемочной группы» 

https://www.instagram.com/p/BQViFLXAkrL/?taken-by=zanindima

– У тебя есть фан-клуб в соцсетях. Это неожиданно?

– Более чем. Меня удивляет другое. Однажды в Periscope я спросил, кому были бы интересны сувениры от съемочной группы. У нас остаются разные аккредитации, манишки. Вдруг кому-то нужны. Мне ответило больше 100 человек! Конечно, на всех не хватило. Я собрал аккредитации, распечатал фотографии, попросил парней из съемочной группы все подписать. И день просидел на почте. Потом в личные сообщения мне писали «капслоком» благодарности: «Спасибо тебе! Когда получила письмо, даже прослезилась!» В этом году было точно так же – написало под 300 человек. Надеюсь, до начала биатлонного сезона успею все отправить. Если я могу доставить кому-то хотя бы небольшую радость, я должен это сделать. В Казани на Кубке Конфедераций выложил фото, мол, буду здесь месяц. Люди начали спрашивать, где можно меня найти. Решил устроить встречу со всеми, кто хотел что-то спросить или сказать. Предложил прийти к 8 часам вечера на улицу Баумана. Собралось около 45 человек! Я чувствовал себя экскурсоводом. Не знал, как быть – не ожидал, что придет столько людей. Все хотели пообщаться, узнать о ТВ, биатлоне, футболе. Мы сели на траву у Кремля и просто болтали.

– Остался ли еще спортсмен, с которым хотелось бы сделать интервью?

– Конечно! Но не просто интервью. У меня вообще много идей, которые хочу осуществить. В основном – документальные фильмы о героях и событиях, которые мне безумно интересны. Я часто смотрю, что делают иностранцы, пытаюсь пробовать что-то новое. Я горю идеями, готов хвататься за все и начинать это. Одним из таких фильмов буду заниматься уже завтра.