Мария Опарина принимала участие в ралли «Шелковый путь» в прошлом году. Ее штурманом тогда был Александр Терентьев-младший. На этот раз она отправится в гонку уже с Таисией Штаневой. Таким образом, они станут первым женским экипажем в истории «Шелкового пути».
- Почему вы выбрали именно Таисию?
- Во-первых, она тоже блондинка, как и я. Во-вторых, Таисия участвует в очень интересном для меня виде спорта – квадроспорте. А мой багги как раз попадает и под авто, и под квадроспорт. Она показывала достаточно неплохие результаты на соревнованиях. К тому же, мне психологически комфортно с этим человеком, что очень важно для таких длительных ралли-марафонов.
- Но Таисия выступает как пилот и не имеет опыта штурманства.
- Не совсем так. Она выступает на квадроцикле одна и сама прокладывает маршрут, сама для себя является штурманом. Таисия прекрасно умеет ориентироваться. Также я полагаюсь и на свой опыт. У меня есть несколько дублирующих приборов. Думаю, мы справимся.
- В скольких соревнованиях вы с ней принимали участие единым экипажем?
- Выступали только на чемпионате России в Волгограде в начале июня. В принципе все прошло замечательно. Мы заняли второе место в своем классе. Могли занять и первое, но из-за некоторых лазеек в регламенте, которым воспользовались другие участники, мы не смогли выиграть.
- Что это за лазейки?
- Нам в день нужно было проехать 400 километров за определенное время. Мы боролись до конца, проехали все 400 километров, но не уложились в норматив. Получили пенализацию. Все вроде бы нормально. Но некоторые экипажи проехали 100 километров, поняли, что не укладываются во временной норматив, свернули на асфальт и доехали по нему до финиша. Да, они тоже получили пенализацию, но она оказалась меньше, чем у нас. Получается, что кто-то убивал себя и технику через дюны и пески, а кто-то просто по асфальту проехал. Это проблема не этих экипажей. Это проблема регламента.
- Как строилось взаимопонимание с Таисией во время этой гонки?
- Мы изначально с ней договорились, что она будет читать легенду, а я буду управлять автомобилем. Периодически Таисия пыталась, грубо говоря, влезть в процесс. Пыталась показать, что надо ехать через эту кочку, а через эту не надо. Она же привыкла сама управлять техникой и объезжать препятствия. Но по ходу ралли мы в итоге выработали нужную стратегию и все получилось.
- Во время прошлого ралли «Шелковый путь» мужчины-пилоты не смотрели на вас свысока?
- Некое снисходительное отношение всегда имеет место быть. Им не всегда понятно, как женщина может их обгонять. Но большинство участников относится с пониманием. Всегда помогают. В целом, я не испытывала каких-то негативных эмоций. Все складывалось хорошо.
- Как именно они помогали?
- Советом. После каждого спецучастка подходили пилоты или штурманы и рассказывали о том, какой спецучасток нам предстоит завтра, как его лучше пройти, делились тактикой. Говорили, что необходимо есть и пить, чтобы оставаться в сознании и показать хороший результат.
- А вы им как-то помогали во время гонки?
- Моя машинка весит в разы меньше, чем внедорожник. Все мужские экипажи понимают, что я могу помочь только водой. Да и ее в моем небольшом багги как правило немного. Выдернуть их внедорожник из ямы я не могу, потому что силы у моего автомобиля недостаточно. Могу помочь только улыбкой или добрым словом. Я всегда останавливаюсь, предлагаю какую-то помощь экипажам, у которых что-то случилось во время гонки.
- Женский стиль вождения на ралли чем-то отличается от мужского?
- Женское управление, как мне кажется, более аккуратное. Девушки всегда стараются беречь автомобиль, понимают, что впереди долгий марафон. Мужчины же на первых 50-100 километров едут быстро и зачастую их машины не доезжают до финиша, какими бы прекрасными пилотами они не были. Я еду достаточно аккуратно, соизмеряю свои силы и техники.
- Что самое трудное было на прошлом «Шелковом пути»?
- Борьба с погодными условиями, с жарой больше 50 градусов. Еще в Китае были достаточно длинные спецучастки – свыше 500 километров. Я справилась, техника - тоже. Надеюсь, что в этом году все получится, как мы задумали.
Запомнился первый день преодоления пустыни Гоби. Там были огромные барханы. Когда я заехала на вершину одной из дюн, то внизу увидела перевернутый «КАМАЗ». Он казался очень-очень маленьким. В тот момент я поняла, что мне сейчас предстоит точно такой же путь и ком встал в горле. Думала: либо я справляюсь сейчас с эмоциями и еду вниз, либо разворачиваюсь назад. В итоге справилась.
- Что сейчас делаете за два дня до старта?
- Собираем техничку, обсуждаем какие-то нюансы, которые не успели обсудить до этого. Пробуем ничего не забыть, настраиваемся на лучшее.
- Чего больше всего опасаетесь, что может произойти во время гонки?
- Не буду озвучивать свои страхи. Потому что привыкла посылать только позитивные мысли во вселенную. У нас все получится. Все будет хорошо.
- Для чего это вам?
- Это, пожалуй, самый главный вопрос. Если в прошлом году мне задавали его и я отвечала, что хочу сама себе что-то доказать. То сейчас я это делаю, потому что мне это нравится. Я расцениваю участие в этом мероприятии, как некое большое путешествие, которое 99,9 процентов населения земли никогда в жизни не преодолеет. Мне нравится быть вовлеченной в этот процесс, общаться с интересными людьми, заряжаться позитивной энергетикой от участия.
- Какую цель вы поставили перед собой в этом году?
- Привезти в Россию статуэтки двух белых тигров. Первую за победу в номинации «Лучший женский экипаж». Вторую – за победу в своем классе.
Текст: Михаил Кузнецов
Полная статистика и результаты - здесь.
Еще больше про ралли «Шелковый путь-2017»
Хорошо ли вы готовы к ралли «Шелковый путь»? Тест «Матч ТВ»
«В Кении во время гонки обезьяны ограбили грузовик». Себастьян Леб перед стартом «Шелкового пути»
«Ездить я пока не пробовал, но ходить больно». Владимир Васильев может пропустить «Шелковый путь»
Графика трассы «Шелкового пути», которая круче любой игры на приставке
10 наивных вопросов о маршруте ралли «Шелковый путь-2017»
30 фото, которые сделают вас фанатом ралли «Шелковый путь»
* Соцсеть, признанная в России экстремистской
Больше новостей спорта – в нашем телеграм-канале.