Бунтарский дух и мечты о медицине. Чем живет лучшая фигуристка России Алена Косторная

Для нее Тутберидзе авторитет только в спорте, но не в жизни. Почему это нормально?

Минувший сезон прошел под знаком доминирования Алены Косторной, Анны Щербаковой и Александры Трусовой — учениц Тутберидзе, втроем дебютировавших на взрослых соревнованиях. И специалисты, и болельщики с юниоров называли трио аббревиатурой ТЩК — по первой букве фамилий. Одни вкладывали в это пренебрежение, сомневаясь в роли личности каждой из фигуристок в процессе подготовки чемпионов в группе, другие же просто экономили время — писать три буквы быстрее и проще, чем три фамилии. Все равно девушки тренировались вместе, выступали вместе и побеждали тоже вместе, хотя и по очереди.

Аббревиатура прижилась повсеместно — от форумов до заголовков СМИ, и на одной из пресс-конференций фигуристок даже спросили, как они к ней относятся. «Мы — личности!» — ответ был таким, и у нас нет оснований с ним не соглашаться.

Чем острее становится конкуренция в группе, тем меньше смысла в сохранении образа трехглавого дракона российской женской одиночки. Девушки заинтересованы выделиться и запомниться каждая по-своему, а значит, настало время поговорить о каждой в отдельности. Отныне никаких ТЩК — только Трусова, Щербакова и Косторная.

«Матч ТВ» запускает серию материалов о лучших фигуристках России. Первая на очереди — чемпионка Европы Алена Косторная.

Если открыть первое попавшееся видео по запросу «Алена Косторная» на Youtube, в числе комментариев с наибольшим количеством лайков будет что-то похожее на «боже, какая красивая девочка!». И хотя это, бесспорно, правда, внешняя красота является далеко не главным и не единственным качеством Алены ни как фигуристки, ни как человека.

Косторная пришла к Тутберидзе весьма банально: на каком-то из внутренних российских стартов она попала в тренировочную группу, где были Алина Загитова, Александра Трусова и Дарья Паненкова. Попала и пропала — поняла, что тоже хочет побеждать и быть лучшей. Кто-то неосторожный перед этим еще пытался внушить Алене мысль, что она — середнячок. Девочка из десятки, ни на что большее не способная.

Справедливости ради результаты до вмешательства Этери Георгиевны действительно были так себе, но потенциал — конек, прыжки и непрыжковые элементы — просматривался уже тогда.

Сезон 2019-2020 остался за Косторной, несмотря на проигранный чемпионат России. Два из двух состоявшихся главных международных стартов она выиграла с запасом. Выиграла за счет трех факторов: более высокой второй оценки, тройного акселя в короткой программе и стабильности. За весь сезон — всего одно падение и пара помарок на выезде.

При этом в произвольной Алена заявкой проигрывает и Щербаковой, и Трусовой. Но за заявки медали не дают, а вот за чистый прокат разумно сложного набора прыжков — еще как. Кроме золота финала Гран-при и чемпионата Европы, Косторной принадлежит мировой рекорд в короткой программе.

Интересная черта Алены — она почти никогда не бывает чемпионкой тренировок. Ошибается, падает, от расстройства может даже всплакнуть, но в прокаты ощущение бессилия и отчаяния не переносит. Кстати, это качество может спасти жизнь не одному человеку, если Алена все-таки исполнит мечту и выучится, как планирует сейчас, на нейрохирурга. Про клипирование аневризмы она говорит так же увлеченно и одновременно буднично, как про макияж «смоки айз» и своих любимых лошадей.

Иронично, как отношение Алены к фигурному катанию бессознательно повторяет то, каким этот спорт видит руководство Международного союза конькобежцев. «Любая девочка хотела бы заниматься спортом не только на силу и выносливость, но и чтобы было красиво», — сказала Алена. «Мы хотим, чтобы помимо прыжков фигуристы соревновались в красоте и артистизме», — сказали в ISU и собрались ввести техническую и артистическую программы вместо существующих сейчас короткой и произвольной.

Это можно было бы назвать «поправкой Алены Косторной» — не потому, конечно, что она повлияла на изменение правил, как это сделала Алина Загитова со всеми прыжками в бонусной зоне. Просто Косторная в новую реальность впишется, возможно, лучше всех. К ее второй оценке вопросов нет вообще, а единственный вопрос к прыжкам — ребро на лутце, которое, впрочем, с момента перехода к Тутберидзе ей не отмечали как неверное ни разу. В остальном Косторная катается и прыгает, как по учебнику новейшей истории фигурного катания — одновременно по-силовому и безусильно. Как этот оксюморон реализуется на практике? Сочетанием амплитуды прыжка и сложностью захода на него. Длиной и мягкостью дуг при масляной работе коленей.

Рассуждая о дальнейшем развитии Косторной, особенно интересен момент поиска новых образов. В этом сезоне она катала прошлогоднюю короткую «Ангел» и новую произвольную «Сумерки». По ощущениям, уже к Грацу запаса роста между макушкой Алены и пределом возможностей «Сумерек» не оставалось, не говоря уже об «Ангеле». Но оставленная на второй год короткая свою роль сыграла отлично. В отскакивающую от зубов программу идеально вписался новый прыжок — тройной аксель. Кто знает, что было бы с результативностью, накатывай Косторная аксель вместе с новой программой.

У тренеров, должно быть, велик соблазн с Косторной в вопросе постановок не заморачиваться — ее универсальность и разнообразие средств выразительности позволит симпатично смотреться в любой музыке. В то же время именно Алену хотелось бы видеть в максимально коньковой программе, без прямых образов и узнаваемых приемов.

При прекрасной русалочьей внешности у Алены забавный мультяшный голосок и, по первому и второму впечатлению, самая бунтарская в трио натура. Именно у нее, а не у Саши Трусовой, как это может показаться поначалу. Если у Саши есть только два вопроса, в которых она готова проявлять принципиальность — прыжки и собаки, — у Алены их двадцать два. Именно Алена ставила таймер журналистам на групповом интервью после чемпионата Европы. Она же следила за тем, чтобы разговор не продлился больше положенных 15 минут. Именно Алена раз за разом пытается в обход указаний тренеров заглянуть за шторку, отделяющую подтрибунное помещение от арены, где катается ее соперница. Достаточно вспомнить историю с «вреднейшей женщиной»-волонтером на том же чемпионате Европы в Граце.

Фан-комьюнити раскритиковало Косторную за слова в недавнем интервью о том, что Тутберидзе для нее не является авторитетом в жизни. Но если отбросить попытки подержать нимб над головой незнакомого человека, коим Алена и является для большинства критикующих, это как раз абсолютно здравая позиция для девушки, которой через четыре месяца исполнится семнадцать. В этом возрасте нормально выбирать кумиров своего поколения, нормально подвергать сомнению ценности и идеалы старших. К тому же Косторная часто говорит, что не видит свою жизнь, связанной исключительно с фигурным катанием. А вся жизнь Тутберидзе — это каток и ученики. Такой расклад явно не укладывается в нынешнюю картину идеального будущего, каким его себе сейчас представляет Алена.

По словам Косторной, она хотела бы кататься до 21 года. Учитывая ее возраст выхода во взрослые, получается пять полноценных сезонов — довольно содержательная может получиться спортивная карьера. Есть время и усложниться при желании, и развиваться в эстетике катания, и примерить разные образы. Было бы только здоровье да лед для тренировок — в условиях пандемии это главное желание каждого фигуриста.

Читайте также:

Больше новостей спорта – в нашем телеграм-канале.