От темнокожей бунтарки с сальто до джамп-киллера Трусовой. Полная история четверных прыжков у женщин в фигурном катании

От темнокожей бунтарки с сальто до джамп-киллера Трусовой. Полная история четверных прыжков у женщин в фигурном катании
Александра Трусова / Фото: © Raniero Corbelletti / AFLO / Global Look Press
Сколько лет понадобилось, чтобы квады из роскоши превратились в необходимость?

Если вспомнить, как слово «оборот» в контексте прыжков пишется на английском языке, получается интересный каламбур. Прыжок в четыре оборота — the jump with four revolutions. Дословный перевод на русский — прыжок в четыре революции.

«Матч ТВ» разбирает, кто из женщин-фигуристок совершил настоящую революцию в технической сложности своего вида спорта и когда это произошло.

Первой исполнительницей исторического четверного в 1990 году стала атлетичная француженка африканского происхождения Сурия Бонали. Ей было 16, когда она попыталась соединить в программе четверной тулуп и четверной сальхов сразу.

В случае с Бонали вся ее природа и характер говорили о том, что революция ей по силам. Еще ребенком она занималась прыжками на батуте и спортивной гимнастикой, благодаря чему сформировала уникальную технику. Парадоксально, но в фигурном катании это помогало лишь отчасти: Сурия частенько недокручивала прыжки на четверть, а то и половину оборота.

Бунтарский дух Бонали искал выход не только в попытках делать то, что никто прежде не делал, но в поведении на льду и вне его. Как-то раз француженка проиграла золото чемпионата мира одним судейским голосом и в знак протеста, не соглашаясь с результатами, отказывалась выходить на награждение. Президенту Международного союза конькобежцев пришлось ее уговаривать, но Сурия все равно сняла медаль сразу после церемонии.

Четверные прыжки и сложные каскады (она делала 3-3 и лутц-тулуп — высочайший уровень для того времени) не помогли Бонали завоевать мировые титулы — она уступала соперницам второй оценкой, а прыжки приземляла нестабильно. Фурия Сурия так и не стала чемпионкой мира и не поднялась на олимпийский пьедестал, но след в олимпийской истории оставила. В Нагано-1998 Бонали несколько раз ошиблась в произвольной программе, и уже понимая, что шансы на медаль потеряны, исполнила запрещенный элемент сальто назад. Публика была в восторге, а судьи сняли по две десятых балла из каждой оценки Сурии в качестве штрафа.

Следующая попытка взять мыслимую планку сложности зафиксирована спустя 10 лет после четверного тулупа Сурии Бонали. Американская фигуристка Саша Коэн (кстати, тоже с гимнастическим прошлым) в 17 лет исполнила чистый четверной сальхов на тренировке перед Гран-при Скейт Америка в 2001-м, но в прокате упала с прыжка, и попытка не была засчитана.

Саша Коэн / Фото: © John Lok / ZUMA Press / Global Look Press

Еще спустя год — третья попытка. 15-летняя японка Мики Андо оказалась более удачливой, и ее четверной сальхов в юниорском финале Гран-при 2002 года вошел в историю как первый успешный квад, исполненный женщиной на соревнований под эгидой Международного союза конькобежцев. Но продолжать работу над прыжком Андо не стремилась, и ее попытка оказалась единственной.

В 2004 году в фигурном катании произошли фундаментальные перемены. После скандала с выдачей второго комплекта олимпийских медалей в Солт-Лейк-Сити прежняя система выставления оценок по шестибалльной шкале за технику и артистизм была признана несостоятельной, и ее заменили на так называемую новую систему судейства. Каждый элемент получил фиксированную стоимость и шкалу возможных надбавок и сбавок за качество исполнения, а оценка за артистизм была формализована в виде пяти компонентов программы — скольжение, связки, интерпретация, презентация и хореография.

По новым правилам ошибки на прыжках обходились фигуристам дороже, чем прежде, при этом большую значимость получила непрыжковая составляющая катания.

Возможно, именно это привело к тому, что попытки четверных в женском одиночном были заброшены на 15 лет. Во-первых, цена ошибки на прыжке стала слишком высока, а во-вторых, средний уровень соревнующихся был такой, что побеждать можно было за счет полного набора тройных прыжков и сложных каскадов — в том числе каскадов 3-3 и с риттбергером.

Однако интерес к усложнению сохранялся все равно. Мао Асада, например, вернула к жизни тройной аксель, в конце 80-х открытый миру другой японкой Мидори Ито. Не исключено, ею двигало не только стремление побеждать, но и попытка нивелировать свой проблемный тройной лутц — Асада всегда прыгала его с неправильного ребра, что почти всегда находило отражение в оценках. В первое десятилетие двухтысячных остаться без тройного лутца — значит, заведомо проиграть. Аксель, который Мао прыгала в том числе и в каскаде, превращал ее ахиллесову пяту в ощутимое превосходство над соперницами.

Только в 2017 году прыжки в четыре оборота не просто вернулись в женское фигурное катание, но и стали обязательным условием для победы. И принадлежность к группе Этери Тутберидзе в этом случае — почти правило, а не исключение. Нам еще предстоит понять, каким образом тренерам «Хрустального» удалось обеспечить такой впечатляющий результат, но несколько верных предположений можно назвать уже сейчас. В основе работы Тутберидзе с учениками лежит жесткая дисциплина, многоповторные тренировки и сильнейшая конкурентная среда, которая сама по себе дает серьезный стимул к развитию для всех причастных.

Александра Трусова начала свое восхождение с четверного сальхова, исполненного на Гран-при среди юниоров в Австралии. Ей тогда было всего 13. В следующие два сезона Трусова выучила еще четверной тулуп, четверной лутц и флип, а также начала прыгать четверные в каскаде с тройными.

Саша в каждом интервью дает понять, что прыгать любит больше всего в жизни. И что не сомневается в реальности даже прыжка в пять оборотов.

Программа-максимум для Александры на данный момент — пять четверных прыжков в одной программе. Именно такой контент она планировала к чемпионату мира в Монреале, который отменили из-за пандемии коронавируса.

Александра Трусова / Фото: © РИА Новости / Александр Вильф

Анна Щербакова могла бы начать попытки четверных на соревнованиях раньше, но летом 2017-го на одной из тренировок сломала ногу и потеряла несколько месяцев на реабилитации и восстановлении после травмы. К концу сезона-2019/2020 она подошла в статусе фигуристки, обладающей самыми стабильными и самыми сложными прыжками из всех существующих — флип, лутц сольно и лутц в каскаде.

20-летняя Элизабет Турсынбаева тренировала четверной сальхов еще у Брайана Орсера, но стабилизировала и добавила в программу, когда вернулась к Тутберидзе. Этот прыжок помог фигуристке из Казахстана завоевать серебро чемпионата мира-2019.

13-летняя Камила Валиева в текущем сезоне получила травму, но она сначала не помешала ей выиграть финал Гран-при среди юниоров, а после — золото чемпионата мира среди юниоров, включив в программу два четверных тулупа.

Еще в «Хрустальном» за исполнением квадов замечены 11-летняя Вероника Жилина и 13-летняя Майя Хромых. Подтягиваются и представительницы других тренерских школ. Так, например, четверной тулуп прыгает Елизавета Берестовская — ей еще нет и 12-ти. Американская юниорка Алиса Лью прыгает, помимо тройного акселя, четверной лутц.

Пандемия коронавируса станет для квадисток серьезным испытанием. Специалисты — врачи и тренеры — утверждают, что невозможно полноценно тренировать прыжки, не имея постоянного доступа ко льду. Тем более если речь идет о прыжках тонкой настройки, каковыми являются четверные. Отсутствие ледовых тренировок в разных странах по разным прогнозам может затянуться от двух до четырех месяцев и более. В выигрыше, очевидно, останутся обладательницы наиболее устойчивой к росту техники и запаса прочности по высоте прыжка.

Интересное наблюдение: ни одна из фигуристок, сделавших вклад в прогресс своего вида спорта через четверные прыжки, так и не стала олимпийской чемпионкой. Лучший результат Бонали — 4-е место, Андо — 5-е место, Коэн — 2-е место. Посмотрим, кому из нынешних звезд удастся переломить эту тенденцию. Карьера Трусовой, Щербаковой, Валиевой, Кихиры и других, несмотря на пандемию, все еще продолжается. 

* Соцсеть, признанная в России экстремистской