Пятерные каскады, колесики вместо лезвий и самофинансирование. Интервью «Матч ТВ» с самой успешной российской фигуристкой на роликах

Пятерные каскады, колесики вместо лезвий и самофинансирование. Интервью «Матч ТВ» с самой успешной российской фигуристкой на роликах
Фото: © Личный архив Анастасии Носовой
На счету москвички Анастасии Носовой два золота ЧР, три золота Кубка мира, два золота ЧЕ, золото ЧМ. Недавно в Барселоне девушка второй раз стала вице-чемпионкой Всемирных Роллер-Игр — этот турнир близок по статусу к Олимпийским Играм.

Фигуристы катаются не только на коньках, но и на роликах. У последних вместо льда — гладкий пол, а вместо стальных лезвий на ботинках — колесики. История роллер-катания, как и его ледового собрата, уходит на пару сотен лет назад: первое выступление на роликовых коньках состоялось в Лондоне в середине XVIII века. Чемпионат мира по роллер-катанию впервые прошел в 1947 году.

С тех пор ролики только укрепились как вид спорта. У него есть свои правила, турниры, судьи и чемпионы. «Матч ТВ» поговорил с Анастасией Носовой о радостях и трудностях фигурного катания на роликах.

Из интервью вы узнаете:

  • как появилось фигурное катание на роликах, и как оно пришло в Россию
  • какие самые сложные прыжки исполняются на роликовых коньках
  • почему пол для крупных роллер-соревнований имитирует белый лед
  • что можно выиграть в роллер-катании
  • что общего у Анастасии Носовой с Нейтаном Ченом
  • кто финансирует подготовку спортсменов

«На льду я владела набором всех тройных прыжков, а когда встала на ролики, поняла, что не докручиваю»

— Чем ваш вида спорта отличается от традиционного фигурного катания, помимо разного устройства коньков?

— Наша дисциплина относится к роллер-спорту. Он делится на фристайл на роликах, спидскейтинг, роллер-дерби, агрессивное катание и, собственно, фигурное катание на роликах — одиночное, синхронное, пары, танцы. Поскольку видов много, турниры обычно длятся по две недели. Также у нас отличается скорость катания и техника выполнения элементов, система судейства, расписание сезона. Чемпионаты мира проводятся сразу в юниорской и взрослой категориях.

Осталась у нас и так называемая «школа» — вычерчивание фигур кругов, петель, скобок, восьмерок, параграфов и т. д. Эту дисциплину продолжают включать в официальные соревнования по роллер-спорту, правда, до церемоний открытия турниров, когда зрителей еще мало. На мой взгляд, это просто дань традициям.

— В каких странах сейчас популярно фигурное катание на роликах?

— Прежде всего в Италии. Их чемпионы мира — национальные герои. Также в США, где были созданы первые роликовые коньки, в Тайване, Франции, Германии, Аргентине. Большинство топовых спортсменов на соревнованиях — из этих стран.

— Как этот вид спорта зародился в нашей стране?

— Все началось с тренеров по фигурному катанию, которые решили переставить своих учеников на роликовые коньки. Это Елена Снеткова и Елена Эйсмонт. 

На льду сейчас безумная конкуренция почти во всех видах. Считается, что если до 13-14 лет фигурист не попал в юниорскую сборную, на дальнейшую карьеру не надейся. Особенно это касается девочек. А если ребенок талантлив, здоров и, главное, любит кататься? Вот тренеры и предложили альтернативу — новый, развивающийся вид спорта, который даст фигуристу шанс продолжать заниматься любимым делом. Тренеры нашли площадки для занятий на роликах, в основном это были баскетбольные залы в пригороде. После ряда тренировок началась подготовка к соревнованиям, затем участие в них и первые медали.

— Как и когда вы пришли в роллер-спорт?

— Я бывшая фигуристка, занималась в Зеленограде с четырех лет. Увы, добиться успехов на льду не удалось. Мне не хватило смелости и удачи на определенных жизненных этапах. Возможно, родители чересчур берегли, не отдали вовремя к сильному тренеру. В общем, к моим 17 годам стало ясно, что перспектив завоевать титулы нет. Я как раз заканчивала школу и готовилась к поступлению в вуз. Поэтому ушла со льда, как и многие коллеги в такой момент. 

Вскоре мой тренер — Елена Николаевна Эйсмонт — предложила попробовать себя в новой ипостаси. Меня привлекла возможность реализоваться в спорте, так как я очень любила свое дело и жалко было вычеркнуть из жизни годы тренировок. Хоть и на других коньках, но это было катание и творчество. Мы начали готовиться к «Кубку мира», отобрались на него, и дело пошло.

— Большинство фигуристов на роликах — тоже спортсмены, которые ушли со льда?

— Да, для многих это правильная альтернатива в переломный момент. Наш вид спорта развивающийся, он дает больше возможностей. Бывают и дети, которые в 5-6 лет целенаправленно встают на ролики. А кто-то с детства занимается одновременно и на льду, и на роликах. Затем пробует соревноваться в обоих видах спорта и решает, какой лучше выбрать для карьеры. Например, французская спортсменка Серена Жиро, с которой мы соревновались, до сих пор выступает и как фигуристка. Но это очень сложно совмещать, со временем одна техника начинает «подавлять» другую. Рано или поздно надо делать выбор.

— Давайте поговорим о технике. Какие элементы исполняют фигуристы на роликах?

— Стандартный набор прыжков, как и на льду, а также вращение, бильман, волчок, крюк, тройку. Парники, танцоры и синхронисты выполняют поддержки и выбросы. Бывают пятерные каскады, и там в середине обязательны как минимум двойные прыжки. Кстати, есть интересные решения по усложнению поддержек и связок на роликах. Но мне трудно объяснить, как это делается, надо смотреть на видео. Синхронное катание очень зрелищное и уникальное — настоящее шоу.

— А как насчет четверных прыжков, тройных акселей?

— В теории они реальны, но на это нужно время. Все-таки наш спорт еще молодой. Максимум технической сложности, до которой доходили мальчики, это тройной лутц и каскад 3-2. У девочек максимум - тройной сальхов и тройной риттбергер.

— Сложнее кататься на фигурных или роликовых коньках?

— Мне кажется, на роликовых: они тяжелее по весу и менее маневренные. Нужно делать больше усилий, чтобы вращаться и держаться на одном колесе. То есть положение изначально менее устойчивое. На льду я владела набором всех тройных прыжков, а когда встала на ролики, поняла, что не докручиваю их. Я долго переносила элементы на пол. Потребовалось несколько лет, чтобы адаптироваться. 

Хотя пластика движений зависит и от колес, у меня вот их три. Есть ролики разные по диаметру и материалу. Но знаете, мне трудно дался именно переход. Помню, очень болела спина, тело не слушалось. Когда спортсмен осваивает новый вид спорта, всегда тяжело изменить привычные движения. А если бы я изначально каталась на роликовых коньках, может, легко бы себя на них чувствовала.

— Где вы покупаете коньки и костюмы для выступлений?

— Ботинки у нас те же, что и для льда. Только к ним крепятся колеса вместо лезвий. Они продаются в магазинах для фигуристов, там большой выбор. А наряды шьет на заказ дизайнер Мария Панасуткина, которая специализируется на одежде для фигурного катания, балета и театра.

— Кто вам нравится в классическом фигурном катании?

— Восхищаюсь Женей Медведевой и Лизой Туктамышевой, из мужчин завораживают Юдзуру Ханю и Миша Ге — они виртуозы.

«Хореография и ОФП? Слишком круто для нашего молодого вида спорта»

— Глядя на фотографии с некоторых ваших выступлений, я подумала, что вы скользите на роликах по ледовому катку.

— Это все пол, выкрашенный в белый цвет. Такой стелют на чемпионат мира и Всемирные Роллер-Игры. Белый цвет нейтральный, на нем лучше просматриваются элементы, работа ног. Да и эффект красивый, но на льду мы точно не катаемся — как же скользить пластиковыми колесами? Тренируемся мы на паркетном (лакированное дерево) или пластиковом полу в баскетбольном зале. Стандартная площадь — сорок на двадцать квадратных метров. 

Вообще мне сложно резко перестроиться с обычного пола на белый цвет. Спасают официальные тренировки перед стартами.

— Какие у вас программы по длительности и музыкальному сопровождению?

— Две стандартных программы: короткая на две с половиной минуты и произвольная на четыре минуты. Музыку можно выбирать любую: классику, современную, песню со словами.

— Расскажите о расписании сезона в роллер-катании.

— Наш вид спорта — летний. Поэтому основная подготовка и турниры — в теплое время года. Сначала идут отборочные старты внутри своей страны и международные старты: кубки, городские первенства, челленджеры. Важно проявить себя на этих соревнованиях, чтобы наработать рейтинг. Затем чемпионат России. По его итогам определяются лучшие фигуристы, и в августе они едут на чемпионат Европы, затем на чемпионат мира в сентябре–октябре. 

Два года назад в программу соревнований ввели Всемирные Роллер-Игры. Фактически это серия мировых первенств по всем видам роллер-спорта, по значимости — самый важный старт сезона. Титул чемпиона Игр приравнивается к титулу победителя чемпионата мира. Это движение в сторону включения фигурного катания на роликах в программу Летних Олимпийских игр. Мы даже выступали на олимпийских объектах: в 2017 году в Китае, а недавно — в Испании. С середины осени в роллер-спорте затишье, но зимой иногда проводят локальные турниры для детей. В Московской и Тульской областях — там, где есть группы учеников. Но эти соревнования больше для души, чтобы стимулировать детишек.

С тренером Элизабет Мартин-Мора.Фото: © Личный архив Анастасии Носовой

— Кто судит соревнования и какова система оценок?

— В странах, где роликовое катание популярно, есть специализированные судьи. Они учатся и получают лицензии на работу, заседают на международных стартах. В России пока нет отдельных профессионалов — судят те, кто работают на ледовых турнирах. Система оценок такая же, как и на льду: за технику и компоненты. Есть процентные надбавки за комбинированные вращения, сложные позиции и заходы в элементы, бонусы за прыжки во второй половине программы.

— Какая у вас система тренировок? Есть отдельные занятия по хореографии, общефизическая подготовка?

— Ох, это слишком круто для нашего молодого спорта. Не знаю, как в Италии и США, а у нас нет как таковой системы подготовки. Главная задача в течение сезона — найти зал с адекватной арендной платой. В идеале — на два часа в день. И там уже фигурист отрабатывает элементы, прыжки, хореографию и т. д. Сам или под руководством тренера. Мне очень помогает, что я работаю тренером на льду: много времени провожу с детишками, показываю им движения и сама держу мышцы в тонусе. А когда перед турниром приезжаю к своему наставнику Элизабет Мартин-Мора в Барселону, там начинается комплексная подготовка: тренировки по 2-3 часа утром и вечером, хореография. Все предусмотрено.

— Как же вы готовитесь к соревнованиям, если ваш тренер живет в другой стране, и видитесь вы только накануне стартов?

— В России мой дом, постоянная работа и учеба. Не могу все бросить. Я сама себе ставлю программы: нахожу и монтирую музыку, продумываю очередность элементов и связок, накатываю их в зале. Записываю свои танцы на видео, благо помогают родные и друзья — они приходят с камерой на тренировки. Затем я отправляю видео Элизабет, она смотрит и комментирует, дает советы, что закрепить или исправить. Многое я и сама могу контролировать, все-таки опыт есть. 

Изредка приезжаю на сборы к тренеру за одну-две недели до начала важных турниров. Там уже Мартин-Мора лично дорабатывает мои программы, совершенствует вращения. Очные тренировки — это всегда заряд энергии и поддержка, также Элизабет выводит меня на соревнования.

— Напоминает дистанционное сотрудничество Нейтана Чена и Рафаэля Арутюняна. При всем уважении к Элизабет Мартин-Мора, почему вы выбрали такой сложный иностранный сценарий, по которому тренируетесь в основном одна?

— С Еленой Николаевной Эйсмонт, которая поставила меня на роликовые коньки, мы расстались. Я не хочу комментировать причины, скажу лишь, что очень уважаю своего первого тренера и благодарна ей за все, что она для меня сделала. 

С Элизабет мы познакомились в Китае на первых Всемирных Роллер-Играх, она там выводила американскую фигуристку. Спустя время я поняла, что Элизабет — прекрасный наставник. Мы с ней похожи по эмоциональности, общаемся без проблем на английском. Да, сложно работать на расстоянии, но в моей ситуации, я считаю, это лучший путь на мировой уровень.

— Недавно вы завоевали серебро на Всемирных Роллер-Играх в Барселоне. Поделитесь эмоциями.

— Не могу сказать, что я в восторге. Мы с тренером ехали за золотом, и шансы на это были. Ведь у меня в активе несколько побед на крупнейших стартах. Но после короткой программы я занимала четвертое место и могла вообще быть мимо пьедестала. Это было шоком. Мы где-то просчитались, недоработали в подготовке. Возможно, сказалось и то, что данный старт был моим первым международным в текущем сезоне. К счастью, на последующей тренировке мы с Элизабет усложнили произвольную программу, и по итогам я вышла на второе место. Им я тоже довольна, но не удовлетворена до конца.

— Какие у вас дальнейшие спортивные планы, идеи по новым программам?

— Честно говоря, после этого сезона хочу взять перерыв. Осенью я перехожу на выпускной курс в институте, надо готовиться к ГОСам и писать диплом. Для меня очень важно образование тренера, ибо я уже реализуюсь в этой профессии и хочу добиться в ней успеха. К тому же важно вовремя уйти. У нас растет новое поколение спортсменов, которые сметают с пути взрослых, более опытных. Как, собственно, и на льду в женской одиночке. Смысл тратить время и здоровье, чтобы проигрывать молодым? Хочется отдохнуть, все осмыслить и решить для себя, стоит ли вообще продолжать. Я катаюсь уже четыре сезона, завоевала много золота и реализовала себя как спортсменка. В нашем виде для России этого более чем достаточно.

«Все финансовые расходы по подготовке несу сама»

— Расскажите о своей тренерской работе.

— Она началась осенью 2018 года, когда по возвращении с чемпионата мира родители объявили, что больше не могут тянуть финансирование всех моих тренировок и разъездов. Тогда я поняла, что пора использовать свои знания, зарабатывать. Работа тренером была самым грамотным вариантом, она же помогла сохранить спортивную форму. Тем более я с 14 лет ставила программы маленьким фигуристам. 

Сейчас преподаю в Центре фигурного катания им. Родниной в Конаково (Тверская область. — «Матч ТВ»). Мои подопечные — дети разных возрастов. Есть и совсем малыши, и 11-12-летние. Кстати, наша школа — одна из немногих, где фигуристам дают больше часов льда, чем хоккеистам. Ученики выступают на турнирах по юношеским разрядам. Со временем хочу открыть свою школу фигурного катания, но для этого нужны капитал и команда.

— Как вам все эти годы удается совмещать работу, учебу и выступления в спорте?

— С трудом, я не раз срывалась и хотела бросить. Система подготовки к соревнованиям требует постоянных занятий, нужно тренироваться и в выходные и праздники, иначе быстро потеряешь форму. Да и работа не ждет — только я вернулась из Барселоны с медалью, и на следующий день начались сборы с детьми. Вообще я живу на два города: в Москве дом и учеба, в Конаково работа. Но я люблю свое ремесло, это и спасает в моменты сомнений.

— Кто несет финансовые расходы? Спортивные федерации как-то помогают?

— Нет. Все тренировки, разъезды, костюмы и коньки оплачиваю я сама, раньше родители помогали. На первые Всемирные Роллер-Игры я даже ездила без тренера, ибо не было денег на билеты для двоих в Китай. В минувшем сезоне мне помогла Мартин-Мора — договорилась с фирмой по производству ботинок и роликовых рам, они подарили мне коньки. Взамен я сфотографировалась для их рекламы. Вот и все спонсорство.

— Тогда простите за нескромный вопрос — зачем постоянная трата сил, времени и денег? Вы занимаетесь спортом просто для души?

— Да, именно для души. Я очень люблю фигурное катание, которому посвятила себя в детстве. Когда уже в осознанном возрасте понимаешь, что тебе не суждено стать олимпийской чемпионкой, а реализоваться хочется… У меня появилась альтернатива, и победы на других коньках принесли мне много счастья.

С ученицей в Центре фигурного катания им. Родниной. Фото: © Личный архив Анастасии Носовой

— Приглашают ли фигуристов на роликах в коммерческие шоу-проекты?

— Бывают отдельные номера на ледовых шоу. К примеру, Петр Чернышов в 2016 году ставил фигуристов на ролики в рамках спектакля «Чиполлино». Илья Авербух пару лет назад организовал шоу по всем видам роллер-спорта. Скоро я буду участвовать в цирковом спектакле «История года» в Центре имени Всеволода Мейерхольда — исполню роль Весны, буду кататься на роликах. Но это все разовые, маленькие проекты. Постоянная работа есть за границей, в той же Италии. Например, телешоу, где фигуристы катаются на льду и на полу. Меня, как медалистку, приглашали, но в ближайшие годы я не могу бросить все и разъезжать по миру.

— Как считаете, насколько популярен ваш вид спорта?

— Все зависит от страны. Например, в Италии и Испании на национальных чемпионатах всегда много зрителей, особенно любят соревнования одиночников. На большинство турниров билеты выдают бесплатно, и основные зрители — члены спортивных команд, родственники и друзья спортсменов, подрастающие фигуристы. А на крупные турниры за зрелищем приходят поклонники роллер-катания. СМИ тоже интересуются, общаются с победителями. Сразу после розыгрыша медалей начинается ажиотаж: у чемпионов берут интервью местные журналисты, представители международных спортивных федераций и фирм, которые продают спортивный инвентарь.

— Где можно посмотреть трансляции соревнований, чтобы вас поддержать?

— Под каждый крупный чемпионат делают сайты, там и выкладывают видео. Записи отдельных выступлений на маленьких турнирах есть в ютубе: просто введите имя и дату. Может, иностранные СМИ и ведут свои трансляции турниров, я не знаю. В любом случае, еще много предстоит сделать, чтобы фигурное катание на роликах стало востребованным и популярным. А я горжусь тем, что оставила свой след в этом прекрасном виде спорта.

Читайте также:

* Соцсеть, признанная в России экстремистской