В 2018-м это случилось впервые. В Dota 2 разыграли 25,5 миллиона долларов

В 2018-м это случилось впервые. В Dota 2 разыграли 25,5 миллиона долларов
Фото: © Valve
Рассказываем о знаковых событиях киберспорта, произошедших в 2018 году.

За последний год активно инвестировать в компьютерный спорт и видеоигры стали все: от крупных корпораций и футбольных клубов до звезд шоу-бизнеса и даже ученых. Призовые фонды турниров стали достигать масштабов, которые и не снились многим представителям большого спорта. Популярность стриминговых сервисов привлекает все больше спонсоров с телевидения. Упрочили свои позиции и мобильные игры — в первую очередь благодаря успеху приложений по Fortnite, PUBG и Hearthstone.

Аномальные суммы, которые сейчас крутятся в киберспорте, в других сферах могли бы привести к быстрому краху. Однако невероятные цифры и достижения, установленные в 2018-м году, лишний раз доказывают, что индустрию ждет долгое и безоблачное будущее.

Как собирать миллионы без спонсоров

Без внушительных финансовых вложений извне организовать что-либо масштабное в любом виде спорта практически невозможно.

Однако с The International, главным турниром года по Dota 2, все обстоит несколько иначе. Уже в который раз Valve удается собрать самый большой призовой фонд усилиями рядовых игроков. Для этого за несколько месяцев до начала турнира выпускается платный внутриигровой контент под названием «Боевой пропуск».

Всего за 10 долларов игроки получают новые режимы, оформление, посвященное теме The International, и сотни уникальных предметов, а еще — могут давать прогнозы на турниры. Другими словами, деньги собираются за счет чистой и искренней любви геймеров к Dota 2.

В 2018-м сумма, полученная с продаж «Боевого пропуска», составила 25 532 177 долларов. А победитель турнира забирал с собой 11,2 миллиона. Ни один ивент и близко не подбирался к этим цифрам за всю историю киберспорта. Кроме The International 2017, который собрал на миллион меньше.

https://twitter.com/wykrhm/status/1034105724878475264

Лучший финал за всю историю Dota 2

Однако достаточно всего лишь раз посмотреть плей-офф The International, чтобы понять: игрокам совершенно не важно, сколько они получат за победу. У них лишь одна цель — стать первыми. Перед главным турниром года команды проходят долгий сезон, наполненный взлетами и падениями, расставаниями с командой и поиском себя. Те, кому после этого удается попасть на The International — уже большие молодцы.

Такими героями были и парни из российской команды Winstrike Team, влюбившие в себя зрителей на EPICENTER в Москве. В Канаде ребята просто перегорели и не смогли показать свои лучшие качества, вылетев в первой стадии плей-офф.

Поражение команда перенесла очень тяжело — в новом сезоне игроки до сих пор не могут пробиться на крупные турниры и уже были вынуждены сделать перестановки в составе.

Фото: © EPICENTER

Лидер Winstrike Богдан Iceberg Василенко только через несколько месяцев после турнира был готов рассказать о своих эмоциях после The International:

— Я морально просто истощен, потому что у меня были завышенные ожидания по поводу этого года. International… В моем понимании, там мы провалились. Был сильно разочарован, слишком много эмоций потратил, перегорел. Не из-за того, что результатов нет, до этого тоже не было результатов, были хуже, я больше скажу. Но я горел этой игрой и хотел играть, мне плевать было на поражения, главное, что я выносил из них… Знаю, что очень хорошо развивался. Сейчас же я просто не чувствую себя в таком тонусе, как минимум, — рассказывал Василенко.

Не удалось улучшить прошлогодний результат и победителям сезона VIrtus.pro — «медведи» снова заняли 5-6 место.

Фото: © Virtus.pro

Команда, которая доминировала весь сезон и коллекционировала один титул за другим, оказалась не готова к главному турниру в своей жизни — незадолго до этого разработчики снова серьезно изменили игру. Тот, кто быстрее и лучше всех адаптировался к новым условиям — и оказался на вершине. К сожалению, это была не наша команда. Ситуация VP — классический путь фаворита в Dota 2. Когда ты едешь на The International — тебе стоит забыть все свои достижения, чтобы научиться играть заново.

В 2018-м году в битве за звание лучшей команды мира столкнулись две команды, которые весь сезон шли к этому моменту совершенно разными дорогами. Китайская команда PSG.LGD (да, те самые, которых подписал французский «ПСЖ») весь сезон полагалась на усердные тренировки и железную дисциплину — и это начало давать свои плоды во второй половине сезона. На TI8 команда приехала в статусе фаворита — и уверенно добралась до финала.

OG постоянно меняла состав и даже рассталась с двумя ключевыми игроками перед самым началом The International. Из-за этого европейской команде пришлось добираться на турнир через открытые квалификации с двумя новичками в составе.

Поэтому сам факт попадания OG в финал — такое же чудо, как если бы клуб из 4-го английского дивизиона выиграл Кубок страны.

Встреча таких разных команд обернулась самым ярким, непредсказуемым и упорным финалом за всю историю «Доты». Из тех, про которые потом снимают фильмы, бьющие наповал. Valve, к радости всех зрителей, так и поступила, запустив съемку документалки «True Sight» про финал The International 2018.

Смотреть на YouTube

Фильм выйдет 15 января, и это будет лучшее, что вы когда-либо смотрели про киберспорт.

Когда место в турнире стоит как клуб РФПЛ

https://twitter.com/overwatchleague/status/1075841307916947456

Успешно открыть первую франшизную лигу (такими являются, например, НХЛ или НБА) в киберспорте впервые удалось только в этом году в Америке. И даже за океаном к идее создания Overwatch League поначалу отнеслись скептически. Хотя бы из-за огромных сумм, которые должны были заплатить организации, чтобы получить слот в лиге — в первый сезон за участие отдавали от 2 до 20 миллионов долларов. А ведь за эти деньги можно решить финансовые проблемы махачкалинского «Анжи» и вдобавок возродить «Амкар».

Однако вопреки всему у Overwatch League появились стабильные спонсоры и внушительная аудитория, неотрывно следившая за турниром на Twitch. Удалось заработать и на продаже киберспортивной экипировки — фирменные джерси команд пользовались спросом и в Азии, и в Америке.

На волне успеха владельцы лиги планируют расширять состав участников в следующем сезоне. Вместе с тем выросли и их финансовые аппетиты: новички лиги заплатят за место от 30 до 60 миллионов. Неудивительно, что из европейского региона на такой шаг решились лишь единицы. Например, французская команда Paris Eternal, за которую в будущем сезоне будет выступать наш сильнейший игрок в Overwatch — Георгий ShaDowBurn Гуща.

https://twitter.com/ParisEternal/status/1060615186309103617

Прощайтесь с компьютером — пришло время смартфонов

Еще лет 5 назад к мобильным играм не относились так же серьезно, как к видеоиграм на приставках и ПК. Игровые приложения воспринимались в большей степени как дополнение к основному функционалу телефона. Однако с каждым годом число пользователей, которые используют смартфон как основную игровую платформу, увеличивается на несколько миллионов.

В 2018-м году доля мобильных игр составила 137,9 миллиардов долларов, что даже слегка превышает половину от общей доли всех игр на рынке. 

Одним из главных факторов такого прорыва в индустрии стал выход на Android популярнейших игр в жанре «королевская битва» — Fortnite и PUBG. Кроме того, игроки стали намного охотней тратить деньги на многопользовательские игры — больше всего покупок в приложениях совершают в Азии.

В ближайшие годы все тенденции, установленные в этом году на рынке мобильных игр, будут только лишь развиваться. Ведь теперь даже ведущие студии начинают выпускать свои продукты не только на компьютерах, но и на телефонах.

Смотреть на YouTube

Стример, которого полюбили все

https://www.instagram.com/p/BrBviLjgC1V/

Про развитие стриминга мы уже писали неделю назад, а в начале нового года стоит еще раз выделить человека, ставшего самым популярным и богатым стримером за всю историю интернета.

Тайлер Ninja Блевинс и до первых трансляций по Fortnite имел внушительную армию поклонников и хорошие шансы добиться успеха в киберспорте. Однако его жизнь круто перевернулась всего лишь с одного стрима — того самого, на который зашел знаменитый рэпер Дрейк.

https://twitter.com/Drake/status/974147677662298112

Тогда Тайлер собрал у себя более 600 тысяч зрителей на пике и установил рекорд Twitch, а через несколько месяцев побил и его на благотворительном турнире в Вегасе. Теперь на канале Блевинса 10 миллионов подписчиков, его хотят видеть на шоу все топовые ведущие — от Урганта до Джимми Фэллона. А еще Тайлер чуть ли не каждый месяц получает награды за вклад в игровую индустрию и стриминг, обгоняет по популярности в соцсетях самого Криштиану и зарабатывает по полмиллиона долларов в месяц.

Однако у популярности Ninja есть и обратная сторона: чтобы грамотно составить бизнес-график, стример вынужден постоянно следить за количеством подписчиков. Так, например, пять дней на игровой выставке E3 обошлись ему в 100 тысяч отписавшихся зрителей и множество упущенных коммерческих предложений. В общем, быть самым богатым стримером — не такая уж и простая работа.

Человек умнее компьютера. Если это киберспортсмен

Фото: © Open AI

У гения, миллиардера и филантропа Илона Маска забот стало так много, что в начале года ему пришлось покинуть Open AI — некоммерческую организацию, которая занимается исследованием искусственного интеллекта (ИИ). Несколько лет назад именно Маск стал ее основателем и привлек в нее таких инвесторов, как Google и Amazon. Он же помог ученым установить основные направления, над которыми должна работать компания. В том числе — над тестами ИИ на основе киберспортивных командных игр. Незадолго до своего ухода Маск предсказал, что детище его коллег обыграет команду профессиональных игроков в Dota 2 — и, с некоторой оговоркой, оказался прав.

5 августа в Сан-Франциско состоялось событие, имевшее огромное значение и для киберспорта, и для науки.

https://twitter.com/OpenAI/status/1019619330911174657

Команда ботов Open AI одержала уверенную победу над командой бывших профессиональных дотеров. Правда, стоит отметить, что ради искусственного интеллекта были немного изменены правила игры, но даже с учетом этого результат выглядел ошеломительно. Двумя неделями позже ученые решили повторить успех прямо на The International, организовав несколько показательных матчей с действующими игроками. Однако люди на этот раз сохранили свое лицо и дали достойный отпор машинам. А исследователи, в свою очередь, получили поддержку новых спонсоров и пищу для размышлений.

В уходящем году успехи проекта Open AI — еще одно доказательство того, как киберспорт помогает привлечь внимание людей к чему-то важному на примере вещей, близких каждому. И деньги тут, к счастью, совершенно ни при чем.

Серия материалов «В 2018-м это случилось впервые»:

Больше о киберспорте на «Матч ТВ»:

Нет связи