«Наша партия идет уже два года, и нас хватит еще как минимум на год». Интервью с ведущим настольных ролевых игр по Dungeon & Dragons

«Наша партия идет уже два года, и нас хватит еще как минимум на год». Интервью с ведущим настольных ролевых игр по Dungeon & Dragons
Фото: © Личный архив Николая Ничушкина
Сила слова и воображения.

Настольные ролевые игры — отдельная ниша, в которой люди могут почувствовать себя героями своего собственного приключения. Основная ставка в «ролевках» делается на отыгрыш определенной роли, и чем сильнее игрок способен погрузиться в образ, тем круче и атмосфернее выходит приключение.

К элементам актерского мастерства добавляется множество мелких деталей, вроде ведения подсчета очков характеристик и ресурсов. Также присутствует элемент случайности — проброска кубиков, которые здесь называют «Дайсами».

Одна из самых популярных настольных ролевых игр — Dungeons & Dragons, на ее основе выходили и видеоигры — к примеру, Neverwinter Nights, — мультсериал и даже фильм. Для того чтобы сыграть в настольную D& D нужна хорошая компания и ведущий. Ведущих в «ролевках» принято обозначать как «Гейм Мастер».

Мы поговорили с одним из ведущих настольных ролевых игр Николаем Ничушкиным, он уже несколько лет водит группы приключенцев по сказочным мирам и сам активно играет.

Из интервью вы узнаете:

— Расскажите про свой опыт игры в Dungeon & Dragons.

— Я вожу D& D четыре года, а опыт игрока уже перевалил за восемь. Сейчас вожу две группы и в двух играю сам.

— В чем заключается основная задача «Гейм Мастера»?

— Основная задача «Гейм Мастера» — это вести повествование, рассказывать игрокам, что происходит с их персонажами, описывать окружающую обстановку и задавать темп игры. Для большей атмосферности в «живых» играх используются распечатанные карты, фигурки монстров, героев и прочее. Но основа погружения все равно остается за ведущим.

— Какой самый важный навык для «Гейм Мастера»?

— Умение работать голосом. Ваша задача отыгрывать не одного персонажа, а всех окружающих героев. Нужно правильно задавать тон повествования, описывать, что происходит вокруг, уметь сохранять интригу или нагнетать обстановку. Другими словами, хорошему мастеру необходим артистизм.

Фото: © Личный архив Николая Ничушкина

— Как подготавливаются приключенческие кампании для игры?

— Есть официальные кампании от конторы Wizards of the Costs — на них указаны длительность, количество доступных участников и прочее.

Если говорить про домашние кампании, то это зависит от того, как вы вообще планируете вести игру. Есть вариант, при котором мастер решает все сам и сам строит повествование, основываясь на предыдущих играх. Бывает так, что за столом собираются несколько ведущих и они периодически меняются, добавляя в историю что-то свое и постепенно вместе строят общую концепцию игрового мира.

— Правила D& D очень объемные, обязательно ли новичку перед игрой изучать их полностью?

— Нет, в книге правил написано, что это не свод жестких установок, а просто руководство. Оно помогает систематизировать какие-то вещи и задает некий баланс, вроде счета очков класса брони и количества урона. Но чем больше вы играете, тем чаще у вас появляются свои «домашние» правила. Допустим, в новой редакции внесли какие-то сильные изменения баланса и увеличили количество уровней прокачки, а вам больше нравилась старая версия, и если все остальные участники согласятся, то к новым правилам можно добавить часть из старых.

Влиться во все тонкости игры довольно сложно, придется разобраться во многих деталях — подсчете характеристик, очков урона, внутренней экономики и так далее.

Скажу по своему опыту: методика «Вот вам книга на 500 страниц, прочитайте, через неделю поиграем» не работает. Лучше узнавать все на практике. Новичкам проще всего начинать с так называемых «Ваншотов» — коротких партий на одну сессию, с готовыми персонажами.

— Где новичкам можно найти компанию для игры?

— Есть тематические сообщества в социальных сетях, где игроки ищут мастера или мастер ищет игроков. Еще есть всякие анти-кафе, в которых люди постоянно собираются на игровые сессии. Я сам долгое время ездил в клуб настольных игр и как-то увидел на стене, что в группу требуется еще один игрок. Я написал мастеру, приехал, познакомился, мы поиграли, всем все понравилось. С тех пор они мои хорошие друзья, а ту кампанию мы играем уже два года.

Фото: © Личный архив Николая Ничушкина

— Какой минимальный уровень подготовки должен быть у желающего сыграть в первый раз?

— Все зависит от мастера, который вам попадется на начальном этапе. Если мастер умеет грамотно подать то, что есть в написанном приключении, то игрок получает все, что хочет и ожидает от процесса игры в D& D.

Многие мои знакомые втянулись в D& D благодаря хорошему первому мастеру. Когда человек действительно умеет вести кампанию, его игроки полностью погружаются в атмосферу и начинают понимать, как играть. Если за столом есть опытные участники, то они всегда подскажут новичку, дадут совет, проблем с обучением в хорошем коллективе нет.

Фото: © Личный архив Николая Ничушкина

— Вы сказали, что играете одну кампанию уже 2 года, а сколько вообще она может длиться?

— Как правило, у каждого приключения есть логичный финал. Сейчас в России популярнее всего пятая редакция «ДнД», она немного упрощенная, и в ней поменьше уровней, а мы с друзьями начали играть в четвертую редакцию, более громоздкую.

Поэтому мы сразу сделали большую кампанию, в которой все поделено на вехи, когда вы начинаете обычными искателями приключений и постепенно прокачиваетесь. Сейчас мы спасаем Пантеон Эльфийских Богов. и никто не торопится, нам просто весело, наш мастер придумывает нам все новые и новые задачи, думаю, нас хватит еще на год. А потом придумаем другую историю.

У нас устоявшаяся группа из семи человек, включая мастера. Мы договорились, что, если собирается мастер и четыре человека, то играем, а если меньше, то переносим на следующий раз.

Еще есть вариант играть в интернете, через голосовую связь, но это все же немного не то.

— А что делать в случае, когда не все могут приехать на игру?

— Для тех, кто пропустил сессию, мы ведем запись игр, они всегда могут пересмотреть и понять, что произошло во время их отсутствия. Умелый мастер всегда найдет, чем занять персонажей, чьи игроки сегодня не пришли. У всех разный график, поэтому собраться всем вместе порой бывает тяжело. Но если намечается что-то крупное, вроде битвы с боссом, то, конечно, мы стараемся дождаться всех.

Фото: © Личный архив Николая Ничушкина

— Как поступают, если собравшиеся люди не сыгрываются и не удается наладить контакт?

— Есть очень много игроков, неприятных для партии. Допустим, те, кто пытается постоянно перетягивать одеяло на себя. Мастер всегда старается дать игрокам одинаковое количество времени, чтобы каждый что-то сделал и почувствовал себя частью приключения.

В задачи мастера входит либо собрать группу со схожими целями, либо добавить в кампанию максимальное количество всевозможных активностей. Кто-то любит отыгрывать, кому-то больше нравится просто кидать кубики и драться. Это все приходит с опытом.

— Как в D& D контролируется элемент случайности?

— Есть довольно жесткие системы, при которых один неудачный бросок кубика равен смерти вашего персонажа, но в «ДнД», как правило, все не настолько печально. Чтобы умереть в «ДнД», нужно действительно постараться, как минимум три раза неудачно прокинув дайс, но даже тогда персонажа можно воскресить. Да, элемент случайности присутствует, и с ним ничего не сделаешь, но подобное тоже проходит весело и интересно для сюжета.

Фото: © Личный архив Николая Ничушкина

— Расскажите о создании персонажей, есть ли готовые варианты или все ложится на игроков?

— Зависит от ситуации. Если вы играете в готовое приключение, то мастер может предложить игрокам готовых персонажей. Также новичку, который пришел первый раз, проще взять уже созданного героя, чем несколько часов выслушивать про все характеристики и тонкости. Но вообще, все зависит от уровня игроков за столом, готовить персонажей на всю партию одному мастеру довольно сложно.

— Какие классы есть в D& D?

— Сейчас их 12: варвар, бард, жрец, друид, воин, монах, паладин, следопыт, плут, чародей, колдун, волшебник. Чародей, волшебник и колдун различаются типом используемой магии — белая, черная и так далее. Пути развития классов постоянно дополняются, так что в процессе приключения ваш герой может сильно измениться.

Фото: © Личный архив Николая Ничушкина

— Что привлекает людей в настольных ролевых и какой средний возраст игроков?

— Мне 28 лет, самому старшему в моей группе 37, а самому младшему 16, и всем комфортно друг с другом. «ДнД» сближает, там нет каких-то возрастных ограничений, опыт здесь не дает весомого преимущества, он дает более развитое воображение и умение находить нестандартные решения в разных игровых ситуациях.

Многие приходят к этому, потому что раньше играли в компьютерные игры. Но в видеоиграх вы не можете в полной мере делать то, что хочется, так как геймплей ограничен рамками игровой системы. В настольных «ролевках» вы ограничены по большей части только своим воображением. У «ролевок» тоже есть свои системы, но они не загоняют игроков в жесткие рамки. Например, система Fate Core ориентируется лишь на слова без кубиков, бумажек и характеристик. Играть в НРИ — то же самое, что писать всем вместе книгу.

Мастер задает только канву сюжета, сколько лет я уже веду игры — и очень часто оказываюсь в ситуации, когда кажется, что вы продумали все возможные пути развития, а игроки все равно выдают нечто совершенно неожиданное, и приходится резко перестраиваться. Такое всегда интересно.

— По сути, выбор характера персонажа тоже ничем не ограничен и зависит исключительно от желания игрока?

— У каждого героя есть предыстория и какие-то основные черты мировоззрения, скажем, злой или добрый. Но характер персонажа почти полностью зависит от игрока. Хотите отыгрывать сурового варвара с характером девочки-волшебницы — пожалуйста.

У нас был случай, когда человек отыгрывал за орка-мага. Основная характеристика для мага — это интеллект, а у орков уровень интеллекта минимален, зато большая сила — магия кулаков работала на отлично.

Фото: © Личный архив Николая Ничушкина

— Если одна кампания может идти несколько лет, можно ли менять персонажа по ходу истории?

— Да, это вполне стандартная ситуация. Например, один из моих друзей постоянно меняет героев, потому что ему просто надоедает, так, его последний паладин пал смертью храбрых, убив дракона. Главное, чтобы замену можно было бы вписать в сюжет, а создать нового или воскресить старого аватара не проблема.

— В настольных ролевых очень высокий уровень социального элемента, помогает ли это людям за пределами игрового стола?

— Конечно, я даже читал про случаи, когда в Америке кто-то из психологов решил использовать «ДнД» как способ реабилитации после военных действий и для детей с ограниченными возможностями.

Настольные ролевые игры помогают раскрыться. Когда вы в кругу людей, у которых тот же интерес, что и у вас, то вам проще найти с ними какие-то точки взаимодействия. Это легче, чем просто прийти на случайную вечеринку и пытаться с кем-то подружиться.

Фото: © Личный архив Николая Ничушкина

— Где людям можно наглядно посмотреть на игру в D& D, чтобы узнать, как это все проходит?

— Лучше всего подойдет шоу Дэна Хармона, одного из создателей мультсериала «Рик и Морти», — «Хармон Квест». В нем собираются его друзья актеры, а сам процесс подан максимально просто и весело. Еще из такого могу выделить шоу Critical Roll, в нем участвуют актеры озвучки, и отыгрыш там потрясающий.

Читайте также: