18 декабря 1987 года вышла первая Final Fantasy, давшая начало одной из самых продолжительных и стилистически разнообразных игровых серий. В начале своего пути Final Fantasy могла стать последней игрой компании Square и геймдизайнера Хиронобу Сакагути.
Студия Square была основана в 1986 году Масафуми Миямото. Как абсолютный новичок на рынке видеоигр он решил не вкладывать в студию и разработку особо много денег. Офис располагался в здании неработающей парикмахерской, а сотрудниками были молодые студенты.
Среди этих студентов как раз оказался Хиронобу Сакагути. Будущий создатель Final Fantasy с детства тяготел к творчеству, играя на гитаре и сочиняя песни. Но родители были против такого хобби, и после окончания школы Сакагути поступил в технический университет, где научился программировать.
Помимо музыки разработчик обожал кино, картины вроде «Терминатора» Джеймса Кэмерона разогрели в нем желание рассказывать истории. В свободное время Сакагути писал простенькие игры и верил, что за интерактивными развлечениями будущее. Когда подвернулась возможность попасть в Square, то он сразу же бросил университет и присоединился к команде.
Оказавшись на месте рядового кодера, Хиронобу Сакагути постепенно стал охладевать к своей работе. Square по большей части интересовал только коммерческий успех, а не какое-либо творчество. В основном проекты были либо игровыми адаптациями телешоу или фильмов либо копировали успешные игры конкурентов. Например, гонки Rad Racer для консолей Famicom и NES копировали Out Run от SEGA, а The 3-D Battles of WorldRunner очень сильно напоминал Space Harrier.
Смотреть на YouTubeПочти все игры проваливались в продажах. В итоге Square оказалась на грани банкротства. Сотрудникам и так приходилось ночевать на работе, а тут еще грозило закрытие. Глава Square потребовал от работников любые идеи для игр, которые могут принести им деньги.
Сакагути предложил создать ролевую игру. Тогда подобного жанра не было на домашних консолях, RPG обитали на персональных компьютерах. Библиотека консолей ломилась от всяких платформеров и скролл-шутеров, и хорошая RPG явилась бы чем-то новым, необычным и интересным.
Идею поддержало всего несколько человек, а один из коллег Сакагути выдвинул альтернативу — создать игру по недавнему фильму «Чужой» и постараться подзаработать на популярности картины.
Предложение по «Чужому» одобрили, но и от RPG не отказались. Подавляющая часть студии занималась игрой по фильму, тогда как RPG делали лишь те пара человек, которым понравилась задумка Сакагучи.
Самому же разработчику уже порядком надоело делать игры под копирку, и он решил, что этот проект станет для него последним. Поэтому название подобрали соответствующее — Final Fantasy, «Последняя Фантазия». Хотя первым вариантом было Fighting Fantasy, но его уже заняла американская настольная игра.
В команду разработки Final Fantasy помимо Сакагучи вошли Еситака Амано в качестве художника и дизайнера персонажей и Нобуо Уэмацу как музыкальный композитор.
Пока коллектив прорабатывал историю будущего сказочного мира и придумывал персонажей, компания Enix выпустила на рынок ролевую игру — Dragon Quest. Она как раз оказалась тем, что и представлял себе Сакагучи — масштабное приключение, где игрок мог идти, куда хочет, исследуя огромный мир и общаясь с местными жителями. В отличие от большинства других игр, в Dragon Quest было много текста и внимания к сюжету.
RPG от Enix оказалась очень успешной, тогда сделалось окончательно понятно, что игроки устали от однообразия жанров и с радостью примут что-то новое. Вдобавок игра по «Чужому» с треском провалилась, и освободившиеся силы были брошены на создание Final Fantasy.
История в игре строится вокруг четверки воинов света, которые должны зажечь четыре волшебных сферы, чтобы спасти мир от зла. Максимально простая завязка постепенно обрастает деталями, по меркам игр для NES карта Final Fantasy по-настоящему огромна. Группа начинает с небольшой территории, постепенно открывая новые места.
Герои побывают в жутких подземельях, подводном и небесных городах, высокотехнологичном поселении древних, лабиринтах и вулканических пещерах, а также посетят множество деревушек. Перемещаться по карте поначалу придется только на ногах, но вскоре воины света получат транспорт — лодку и воздушный корабль.
Встречающиеся на пути жители поселений при разговоре стараются дать совет или подсказку, но зачастую до ее смысла игроку приходиться доходить самостоятельно.
Врагов в Final Fantasy громадное количество, более сотни разных монстров, вдохновленных настольной ролевой игрой «Подземелья и Драконы», а также мифологией различных народов. Причем у каждого чудовища свои особенности и слабые стороны.
Чтобы игроку было проще разобраться в комплекте, с игрой шла карта мира и памятка с характеристиками и слабостями всех противников. И конечно, такой игре были необходимы сохранения, ведь за один присест никто не осилит десятки часов прохождения — с прокачкой, исследованием мира и нахождением секретов, поэтому в картриджи встраивали батарейку.
За боевую систему игры отвечал Хироюки Ито. Если в Dragon Quest сражения проходили от первого лица, а все совершенные действия описывались текстом, то в Final Fantasy все было визуализировано. Стычки с врагами также были пошаговыми, но во время боя все четверо героев были видны на экране, а каждый класс имел свои анимации атаки. Если персонажу становилось плохо от маленького количества здоровья, то его внешний вид менялся на поникший, так игра сообщала пользователю, что с героем что-то не так. Расположение персонажей в пошаговых боях вдохновлено американским футболом, где команды расставлены так же во время розыгрыша мяча.
Партию можно собрать как из одинаковых классов, так и из разных. На выбор даются воин, черный, красный и белый маги, вор и монах. Само собой, они различаются способностями, но сбалансировали все так, что пройти игру, можно любой комбинацией персонажей. Казуко Шибуя перерисовала концепт-арты в пиксельную форму, стараясь максимально передать задуманный образ. Подбирать цвета ей приходилось самой.
Музыка в Final Fantasy — самая узнаваемая ее часть. Композитор Нобуо Уэмацу тоже считал «финалку» своим последним проектом, поэтому вложил в мелодии все, что мог. Он хотел, чтобы спустя годы люди переслушивали его композиции, вспоминая Final Fantasy как часть игровой истории. И нужно сказать, у него получилось.
В наши дни музыку из «Последней Фантазии» вживую исполняют симфонические оркестры, а на их выступления приходят толпы народу.
https://twitter.com/PAXAus/status/1020201647782354947?s=20После выхода Final Fantasy I не сразу стала суперхитом, который сметали с полок. Западная аудитория и вовсе получила игру на три года позже японцев из-за проблем с адаптацией. Но постепенно аудитория все ближе знакомилось с приключением от Square, и в конечном счете игра принесла компании солидную прибыль. Позже первая часть не раз переиздавалась на разных системах.
Руководство дало добро на продолжение, и с тех пор уже 33 года фанаты радуются новым частям Final Fantasy, каждая из которых — уникальное путешествие.
Вместо ухода Сакагучи остался в компании и продолжил развивать франшизу Final Fantasy, стараясь привносить раз за разом что-то новое. Будь то игровые механики или новая вселенная — разработчики успели охватить массу тем от классического фэнтези до индустриальной антиутопии.
Читайте также:
- Убийца богов, сын Аида и битвы с Титанами. Игры, созданные на основе мифов
- Муса, Старридж и Рамирес до сих пор без клубов. Football Manager 2021 знает почему
- Virtus.pro снова побеждает. В этом замешан гималайский медведь
- «Перестаньте платить деньги за недоделанные продукты». Не все довольны Cyberpunk 2077
- Лучшие игры года и новые проекты. Что показали на The Game Awards 2020
* Соцсеть, признанная в России экстремистской
Больше новостей спорта – в нашем телеграм-канале.