Формула-1

Главная арена «Формулы-1» все время на грани вылета из чемпионата. Спасают наследие и британское влияние в гонках

Полная крутых поворотов история.

Чемпионат «Формулы-1» традиционно ценит этап в английском Сильверстоуне больше любой другой гонки в календаре. Именно здесь боссы серии и сами команды проводят ключевые презентации, выступают с важными заявлениями, а также стараются опробовать новинки. Не стал исключением и Гран-при этого года, в рамках которого состоялась премьера болида сезона-2022 и дебютирует формат спринт-квалификации.

Столь особый подход объясняется небывалыми амбициями британцев в автоспорте, чей уровень сопоставим разве что с футболом. Представители Соединенного Королевства не только составляют более половины всех участников нынешней «Ф-1», но еще с отрывом лидируют в списках лучших пилотов и команд за всю историю. Кроме того, самая первая гонка чемпионата прошла как раз в Сильверстоуне в далеком 1950-м, когда трек наспех проложили по летному полю бывшей авиабазы. Начав со стогов сена вместо барьеров безопасности, Сильверстоун за следующие 70 лет развился в главную площадку мирового автоспорта вопреки долгам, конкуренции и стареющей инфраструктуре.

Гран-при «баранины»

В 1943-м в разгар Второй мировой войны недалеко от Лондона открылась авиабаза королевских ВВС Сильверстоун. Аэродром был построен по схеме треугольника, чтобы самолеты могли взлетать по направлению ветра. Из Сильверстоуна совершала свои рейды на Германию стратегическая авиация, бомбившая в том числе Штутгарт и заводы «Даймлера», которому сейчас принадлежит формульная команда «Мерседес».

Фото: © Wikimedia Commons

После окончания боевых действий авиабаза постепенно приходила в запустение, хотя формально числилась за британским министерством обороны. Тогда местные энтузиасты решили проводить здесь гонки — сначала по взлетной полосе, а затем по рулежным дорожкам, расположенным по периметру. Гонщики в шутку называли местные соревнования Mutton Grand Prix (с англ.: Большой приз баранины. — «Матч ТВ»), так как в одном из первых заездов их коллега случайно сбил выбежавшего на дорогу барана.

Аналогичный Сильверстоуну путь проделали многие британские автодромы — вокруг бывших летных полей появились Гудвуд, Трукстон, Снеттертон и Касл Комб. Сильверстоуну повезло быть первым среди них, в то время как построенные еще в 1920-1930-е треки в Бруклендсе и Донингтон Парке оставались заняты военными. Поэтому когда Королевский автоклуб захотел возродить Гран-при Великобритании, выбор пал на трассу в Нортгемптоншире.

Королевский дебют

На подготовку к первой гонке в 1948-м команда под руководством Джеймса Брауна получила менее двух месяцев, и чтобы успеть в сроки, трек проложили по взлетным полосам, соединив их «шпильками». Несмотря на поспешную организацию, мероприятие оказалось невероятно популярным, собрав около 100 000 зрителей, после чего соревнования стали проводить ежегодно. Браун, чей контракт был рассчитан на три месяца, руководил трассой следующие 40 лет вплоть до своей смерти.

Накануне дебюта в «Формуле-1» Сильверстоун получил совершенно новую конфигурацию, в которой начали вырисовываться черты современного трека. Гонка 1950-го, открывавшая недавно образованный чемпионат, осталась за Нино Фариной на «Альфа Ромео». С трибун за успехом итальянца наблюдала вся королевская семья, включая действующего монарха Георга VI.

Смотреть на YouTube

Болельщики и зрелищность как главные козыри

В споре за самые лучшие условия для болельщиков Сильверстоун победит с большим отрывом. Ни одна другая трасса не предлагает своим посетителям такой богатый выбор опций, как английский автодром. В распоряжении зрителей находится 28 трибун и большое количество зон свободной рассадки, а вдоль трека расположено 29 экранов с прямой трансляцией заездов. Безусловно, за разговорами о том, как организаторы ценят британскую страсть к автоспорту и делают для фанатов все возможное, в первую очередь стоит финансовый интерес. Доходы с продажи билетов являются основным заработком Сильверстоуна и единственной возможностью удержаться на плаву.

Льюис Хэмилтон / Фото: © Clive Mason / Staff / Getty Images Sport / Gettyimages.ru

При этом на гонках болельщики действительно создают неповторимую атмосферу, с которой не сравнится ни ажиотаж тиффози в Монце, ни вычурный гламур Монако. Особенно если на трассе блистают местные пилоты, всегда выкладывающиеся на все сто перед домашней толпой. В разные годы Сильверстоун видел триумфы таких легенд британского автоспорта, как Джим Кларк, Джеки Стюарт и Найджел Мэнселл, пока всех не затмил действующий чемпион мира Льюис Хэмилтон, семь раз поднимавшийся на высшую ступень пьедестала.

Здесь «Формула-1» будто впитывает некий заряд, что аккумулируют заведенные трибуны и регулярно дарит невероятное шоу. Чего стоит рекорд максимальной скорости круга, который Кеке Росберг установил в 1985-м с проколотым колесом. Или уникальная победа Михаэля Шумахера в 1998-м, когда семикратный чемпион мира пересек финишную черту на пит-лейне, где отбывал казавшийся безнадежным штраф:

https://twitter.com/F1/status/1015923825391779840

Техническая отсталость в эпоху прогресса

Несмотря на то что Сильверстоун принимает соревнования самого высокого класса, инфраструктуру трассы нельзя назвать безупречной. Помимо устаревших трибун, паддока и вспомогательных зданий, серьезные опасения всегда вызывала безопасность. Рискованные участки, вроде уже канувшего поворота «Бридж», нравились фанатам и отдельным пилотам, но представляли реальную угрозу во время гонок. К тому же Сильверстоун довольно долго не мог обновить заграждения, хотя еще в 1999-м Михаэль Шумахер сломал здесь ногу после вылета в отбойник на старте Гран-при Великобритании. Современными сплошными барьерами Tecpro трасса продолжает «обрастать» до сих пор.

https://twitter.com/silverstoneuk/status/1272816732344848384?lang=ru

Накануне этапа MotoGP в 2018-м Сильверстоун оказался не готов даже к привычному для Англии дождю. Выяснилось, что на треке не работает обязательная дренажная система, из-за чего поверхность заполнила вода, а гонку пришлось отменить. Правда, конфуз вряд ли повторится в будущем, так как организаторы всего за год полностью переработали водоотводы по последнему слову техники. Такой темп — большое исключение для Сильверстоуна, где реконструкции, как правило, проводят частично и не сразу из-за нехватки денег.

Все проблемы из-за особой экономической модели

Бесконечные финансовые неурядицы Сильверстоуна во многом связаны с непривычной формой управления. Еще в 1952-м Королевский автоклуб передал трассу в ведение Британского клуба гонщиков BRDC, позднее этой же организации от военных достался и земельный участок, на котором располагается автодром (до 1970-х организаторы продолжали арендовать Сильверстоун у британского миноброны. — «Матч ТВ»). BRDC представляет собой закрытый частный клуб лучших гонщиков Великобритании и Содружества, куда за редким исключением приглашают пилотов из других стран. Среди его членов есть бывшие и действующие чемпионы «Ф-1»: Джеки Стюарт, Дэймон Хилл и Льюис Хэмилтон. Единственным доходом клуба является прибыль с продажи билетов на Гран-при Великобритании, которой едва хватает, чтобы платить обязательный взнос за проведение этапа, не говоря уже о модернизации трассы.

В годы, когда «королевой автоспорта» рулил Берни Экклстоун, Сильверстоун неоднократно оказывался на грани вылета из календаря чемпионата, так как из-за спада зрительского интереса с трудом набирал средства для взносов и не успевал обновлять инфраструктуру. Дело дошло до того, что на замену уже готовился выйти Донингтон-Парк, но вместо этого в 2009-м с Сильверстоуном заключили контракт еще минимум на десять лет.

Тем не менее в 2017-м при новых владельцах серии из Liberty Media над этапом вновь нависла угроза. Организаторы заявили, что не могут согласно договору увеличивать выплаты с каждым годом. «Формула-1» снова пошла навстречу и сократила сумму более чем на треть, потеряв, по данным Forbes, в районе 70 миллионов долларов. Более того, если верить ВВС, то в 2020-м чемпионат компенсировал Сильверстоуну затраты за обе гонки, в условиях пандемии проходившие без зрителей.

Без государственного финансирования и возможности получать деньги с телетрансляций организаторы пытаются зарабатывать на продаже земельных участков рядом с трассой. В ближайшем будущем вблизи поворота «Мэгготс» появится элитный коттеджный поселок, откуда жители смогут в комфорте наблюдать за гонками. Сделка уже помогла владельцам Сильверстоуна рефинансировать старые долги.

https://twitter.com/SilverstoneUK/status/1288460885372084227

Историчность и привязанность к Сильверстоуну как болельщиков, так и пилотов заставляет «Формулу-1» раз за разом идти навстречу не самому толковому менеджменту. Ведь трасса, до который большинство команд «Формулы-1» может доехать на обычном автобусе, очень не хочет уходить в историю.

Читайте также: