![Матч ТВ](https://matchtv.ru/assets/images/logo.png)
Отпускать воспитанников просто потому, что они переросли молодежку и не соответствуют уровню основы, — это архаизм. Если раньше этих ребят раздавали бесплатно, то теперь на них можно серьезно заработать. В Англии точно.
Сейчас существует три варианта, как использовать молодого игрока.
1. Создавать вторые команды. Затем стараться довести их до приличных дивизионов и потом выцеплять оттуда самых лучших для себя, остальных — продавать (как правило, дешево) или отпускать бесплатно. По этой модели работают ведущие испанские, немецкие, португальские и российские клубы.
2. Забить. Считаешь, что игрок перерос молодежку и точно не дорастет до первой команды, — не продлеваешь с ним контракт. Это ленивый вариант, и необязательно плохой. Если клуб уверен в своих решениях и не хочет дополнительной возни (аренды, наблюдения за игроками, продления), то работает по этому сценарию.
3. Не создавать вторую команду, но сохранять игроков. С футболистами, которые не подходят основе и молодежке, клуб продолжает продлевать контракты, стараясь пристроить в максимально удачные аренды. Уровень элитного дивизиона пятерки топовых чемпионатов — идеально.
![](https://s-cdn.sportbox.ru/images/styles/800_800_auto/fp_fotos/46/af/c053911034009a652c1df81535f33b90584544c37042c886309231.jpg)
Будущее за третьим вариантом, он самый прогрессивный и финансово привлекательный. Таким его сделал растущий трансферный рынок: появилось много команд, готовых платить. Суть в том, что большой клуб, пользуясь силой бренда (в том числе академии), продвигает футболиста, хотя понимает, что дорасти до основы у него немного шансов. Возможно, их нет совсем.
Первыми новую модель реализовали в Италии. Это видно по топу игроков в арендах. 14 из 15 — представители серии А. При желании «Аталанта» могла бы заявить три команды.
Но здесь нужно учитывать, что итальянцы любят переговоры и сделки на ментальном уровне. Кроме того, в стране небольшой рынок, и продать игрока дорого в среде, где мало покупателей, сложно. У немногих получается сделать это ощутимо выгодно.
«Аталанта» этим живет. Аренды — ее инструмент подготовки игрока перед продажей. Цифра 58 пугает, но затраты окупаются. Да, большинство не удастся продать в команды серии А, но несколько человек выстрелят и легко окупят затраты.
Главные продажи «Аталанты» за 5 лет
![](https://s-cdn.sportbox.ru/images/styles/800_800_auto/fp_fotos/64/b7/c78826d4c25bb707b2dc83a8ef93590a5c71532c40a09901111899.jpg)
- Франк Кесси → «Милан» (+32 млн)
- Алессандро Бастони → «Интер» (+31,1 млн)
- Андреа Конти → «Милан» (+24 млн)
- Роберто Гальярдини → «Интер» (+20 млн)
- Маттиа Кальдара → «Ювентус» (+19 млн)
Однако «Аталанта» не топ-клуб, он работает как донор и продает всех, кого хотят купить. Как и «Дженоа», как и большинство команд в Италии. Это немного другая история. Гораздо нагляднее особенности и преимущества модели можно проследить на примере «Челси». Он первым на островах научился зарабатывать на футболистах, которые толком не играли за основу.
![](https://s-cdn.sportbox.ru/images/styles/800_800_auto/fp_fotos/9c/b5/72b4aba0b3d4204207d6a9fc9509f86b5519267159233015582537.jpg)
У топ-клубов есть бренд. Любой ноунейм, заигранный за топ в двух-трех нерешающих матчах кубка, заставляет обратить на него внимание середняков или аутсайдеров. Когда интерес установлен, игрок уходит в аренду. Если он проявляет себя, то его пробуют выкупить. Топ-клуб оценивает талант, сможет ли он зацепиться за основу в будущем. Если да, то его отправляют в следующую аренду и ждут, пока:
А. Парень дорастет до основы (вряд ли)
Б. Его продадут за серьезные деньги (более вероятно)
Сейчас у «Челси» — 22 игрока в арендах, еще 18 футболистов отдала в аренду молодежная команда «Челси» (U-23). 8 из 40 аренд — платные и суммарно принесут клубу за сезон почти 20 миллионов евро.
Если исключить тех, кто приходил за серьезные деньги (Батшуайи, Бакайоко, Мората), и оставить тех, кого воспитала академия или выцепили скауты, то получится список из 15 человек. Это прослойка между молодежной командой (U-23) и основой, которая позволяет клубу дополнительно зарабатывать и чувствовать себя спокойно в условиях финансового Fair play. Этот новый вид дохода частично компенсирует расходы на большие покупки.
Примеры бизнес-подхода в работе с молодыми
Натан Аке — выпускник академии «Челси», за 5 лет вышел на замену 7 раз за главную команду в АПЛ. Игрока засветили, удачно пристроили в аренды и заинтересовали «Борнмут». «Челси» считает воспитанника слабоватым для себя и соглашается продать в клуб поскромнее. Лондонцы купили Аке за 800 тысяч, продали за 22,8 миллиона.
![](https://s-cdn.sportbox.ru/images/styles/800_800_auto/fp_fotos/66/00/69145ce8cca5c2cb38f0451ccd7faed35c71522d82a2a456737146.jpg)
Зума — талантище, но его никак не могут полноценно интегрировать в основу. Парень рвется играть, и «Челси» удовлетворяет его потребность, сохраняя контракт у себя. Ждет, когда придет момент. Его купили за 14,6 млн у «Сент-Этьена», но на арендах в «Эвертон» и «Сток» «Челси» заработал 15,7 млн, полностью отбив трансфер. Сейчас Transfermarkt оценивает Зума в 20 млн евро, и его продадут (если захотят) гораздо дороже.
![](https://s-cdn.sportbox.ru/images/styles/800_800_auto/fp_fotos/e3/3e/2c0b263610ea072424b7330e51d1d8db54f8220417692722732053.jpg)
Пример неудачи — Лукас Пиазон. Клуб заплатил за него 7,5 млн и пока отбил только 800 тысяч на аренде в «Айнтрахт». К 25 годам Пиазон побывал в 5 арендах, его трансферная стоимость упала до 2,5 млн. Промах скаутов, которые вложились не в того игрока.
Еще один пример ошибки — Кевин де Брюйне. С одной стороны, клуб заработал на нем 12 миллионов чистыми, с другой — мог бы отказаться от мелкой прибыли, и сейчас в команде был бы один из лучших плеймейкеров мира стоимостью 150 млн евро. То же самое касается Ромелу Лукаку и Торгана Азара. Ошибки — безусловно, хотя клуб все равно заработал в рамках своей бизнес-модели.
![](https://s-cdn.sportbox.ru/images/styles/800_800_auto/fp_fotos/81/69/f80b47d2896bba040153f2aacbf18a715b3fbfa7ece2b858637086.jpg)
Всего на продажах и арендах молодых, которые нерегулярно играли в основе или почти не играли, за последние 5 лет «Челси» заработал чистыми (за вычетом стоимости покупки, если она была) 118,89 млн евро. В ближайшие годы этот заработок должен вырасти, а таких промахов, как с Де Брюйне, должно стать меньше. В целом очень удачный опыт «Челси» показывает, что главное в этой модели не ошибиться и не продать игрока, который мог усилить основу.
Интересно, как на модель повлияет трансферный бан от УЕФА, запрещающий «Челси» регистрировать новых игроков на год.
Постепенно систему внедряет «Манчестер Сити». Сейчас у клуба в арендах 13 футболистов + 14 игроков от U-23. Удачные продажи в этом году тоже есть: 47,5 миллиона чистой прибыли.
![](https://s-cdn.sportbox.ru/images/styles/800_800_auto/fp_fotos/3c/6a/73db4230750bc4baec94f9cff97d7e3e5c37202b6d5f8116265922.jpg)
- Браим Диас → «Реал» (+16,7 млн)
- Ангус Ганн → «Саутгемптон» (+11,3 млн)
- Пабло Маффео → «Штутгарт» (+8,9 млн)
- Джейсон Денайер → «Лион» (+7,2 млн)
- Берсант Селина → «Суонси» (+3,4 млн)
Ганн, Маффео и Денайер не провели ни одной игры за «Сити».
«Ливерпуль» тоже в теме, хоть и не так масштабно раздает игроков по арендам. Продали резервиста Доминика Соланке в «Борнмут» за 21,2 млн и молодого вратаря Уорда (2 матча за «Ливер») в «Лестер» за 14 миллионов.
Успешно работать по этой модели мог бы «Тоттенхэм», но клуб интегрирует большинство воспитанников в основу. В отличие от других топов АПЛ, у него нет денег, чтобы покупать состав для первой команды. Недавно мы подробно написали об этом.
В России модель тестирует «Спартак» (Самбу, Нимели, Сакала). Пока трудно понять, насколько ФНЛ может стать трамплином для молодых иностранцев, но попытка красно-белых похвальна. Зарабатывать на российских игроках сейчас, к сожалению, невозможно, поскольку другие клубы РПЛ и ФНЛ не могут платить за футболистов серьезные деньги. Рынка нет.
— Трудно зарабатывать там, где нет рынка. Хотя я не сомневаюсь, что наши футболисты востребованы. Просто все хотят получить их бесплатно, — говорил мне на тот момент главный тренер «Спартака-2», а ныне директор академии Дмитрий Гунько.
А в Европе наши, очевидно, почти не востребованы. Если им и предлагают контракт, то на более низких условиях, чем в России. Отсюда и попытка «Спартака» использовать «Спартак-2» не только для прогресса молодых для главной команды, но и для заработка на иностранцах.
Фото: Getty Images, globallookpress.com, Reuters, РИА Новости/Владимир Астапкович, Эдгар Брещанов / Василий Пономарев / Sportbox.ru
Читай также:
- Дмитрий Гунько: «Воспитанники «Спартака» востребованы, но все хотят их бесплатно»
- «Олич попросил в Москве большую квартиру — для тренажерного зала». Интервью тренера ЦСКА с рекордным процентом побед
- Мы поговорили с футболистом «Рубина», который «зарабатывал 12 тысяч рублей». Друзья предлагали еду
- Дмитрий Торбинский: «На Евро-2016 Слуцкий был растерян, он не имел плана Б»
- Он дважды удивил Гвардиолу, Зидан считает его лучшим в стране. Брюно Женезьо, который остановил «Барсу»
Больше новостей спорта – в нашем телеграм-канале.