live
23:45 Автоспорт. Mitjet 2L. Кубок России. Трансляция из Сочи. [0+]
23:45
Автоспорт. Mitjet 2L. Кубок России. Трансляция из Сочи. [0+]
01:00
Теннис. "Кубок Кремля". Мужчины. Финал. Трансляция из Москвы. [0+]
03:00
Футбол. Чемпионат Италии. "Парма" - "Лацио" [0+]
04:50
Спортивный детектив. [16+]
05:50
В этот день в истории спорта. [12+]
06:00
Олимпийский спорт. [12+]
06:30
Спорт за гранью. [12+]
07:00
Новости.
07:05
Все на Матч!.
08:50
Новости.
08:55
Формула-1. Гран-при США. [0+]
11:25
Новости.
11:30
Все на Матч!.
11:55
Футбол. Чемпионат Англии. "Эвертон" - "Кристал Пэлас" [0+]
13:55
Новости.
14:00
Все на Матч!.
14:25
Футбол. Чемпионат Италии. "Интер" - "Милан" [0+]
16:15
Новости.
16:20
Континентальный вечер.
16:45
Хоккей. КХЛ. Прямая трансляция. "Салават Юлаев" (Уфа) - "Авангард" (Омская область)
19:25
Новости.
19:30
Все на Матч!.
20:20
"Тает лёд" с Алексеем Ягудиным. [12+]
20:50
Новости.
20:55
Тотальный футбол.
21:55
Футбол. Чемпионат Англии. Прямая трансляция. "Арсенал" - "Лестер"
23:55
Все на Матч!.
Футбол

ЧМ-1954. Как сберегли тотальный футбол до голландцев

16 апреля 09:26
ЧМ-1954. Как сберегли тотальный футбол до голландцев
«Матч ТВ» продолжает сериал, посвященный необычным историям на чемпионатах мира.

Когда справочник характеризует футболиста как «очень разностороннего игрока, который мог играть практически на всех позициях», это выглядит впечатляюще даже по современным меркам. А если речь идет о детстве футбола, когда тактические схемы не менялись десятилетиями, а игроки в подавляющем большинстве рождались и умирали в одном амплуа, подобная аттестация просто сродни звенящему дифирамбу. В данном случае мы говорим об австрийце Вальтере Науше. В 1954 году, который сегодня в центре нашего внимания, он был уже не футболистом, а тренером, но его игровое прошлое имело самое прямое отношение к событиям пятого чемпионата мира. И даже к некоторым из последующих.

Вообще-то с чемпионатом мира Науш должен был познакомиться еще игроком двадцатью годами ранее – в 1934-м. Но в отборочном матче против болгар (6:1) получил травму и на финальный турнир не поехал. Как знать, не его ли и не хватило австрийцам, чтобы конвертировать восторги публики в мировой титул – в полуфинале они уступили (0:1) хозяевам и будущим чемпионам итальянцам, пропустив какой-то нелепый гол на залитом дождем поле. Ту австрийскую сборную называли «вундертим»: Европа была в нее влюблена. Команду сравнивали с великолепным оркестром – столь сильным было впечатление от ее виртуозной слаженности. Создатель этого чуда Хуго Майзль опередил футбольное время на несколько десятилетий.

«Все одиннадцать игроков должны быть в постоянном движении, чтобы противник не мог угадывать их намерения. Наша система в том, что у нас нет системы. Интеллект, скорость и неожиданность – вот условия успеха». По своей сути это манифест тотального футбола, которым голландцы очаровали мир в 1970-х. Только провозгласил его сорока годами ранее автор австрийской «вундертим» Хуго Майзль.

Преемником этого гения, ушедшего в иные миры в 1937-м, и был назначен Вальтер Науш. После аншлюса 1938 года, когда Австрия была присоединена к Германии, он в ответ на настойчивое пожелание нацистов отказаться от жены-еврейки уехал вместе с ней в Швейцарию. Там его и нашел в 1948-м Йозеф Геро, не только глава федерации футбола, но и министр юстиции Австрии. Футбольным боссом Геро впервые стал еще в конце 1920-х, «вундертим» в каком-то смысле был и его детищем, и когда, пережив ужасы Дахау и Бухенвальда, он смог вернуться к делам любимой игры, из всех питомцев Майзля на роль наследника выбрал именно Науша. Выбрал – и не прогадал.

Дело не только в том, что в 1954-м Австрия единственный раз в истории стала призером чемпионата мира, – дело еще и в заслуге этой команды перед игрой.

Тот же самый футбол, которым он был пропитан в игровые годы, – романтичный, интеллектуальный, сознательно хаотичный, временами отчаянный – Науш стал культивировать и как тренер. На ЧМ-1954 только стартовый матч Австрии получился скупым на голы – 1:0 против Шотландии. Второму сопернику, Чехословакии, досталось уже гораздо больнее – 5:0. А далее последовал матч, который до сих пор остается самым результативным на чемпионатах мира.

В четвертьфинале австрийцы играли со швейцарцами, хозяевами турнира. Уже на 23-й минуте трибуны, казалось, сошли с ума от счастья – 3:0 в пользу их любимцев. Но потом гости сделали то, чего никто и никогда на чемпионатах мира больше не делал: забили пять мячей за десять минут. На 34-й минуте табло показывало уже 3:5. И этим дело не кончилось: до финального свистка стороны отличились еще по паре раз. Итог – 5:7 в пользу Австрии.

Увы, эта феерия стоила победителям очень дорого. Игра, проходившая в страшную жару и оставшаяся в истории футбола как «Знойная битва в Лозанне», отняла у команды Науша столько сил, что через четыре дня в полуфинале она после перерыва откровенно сдулась – пять пропущенных за тайм мячей и итоговые 1:6 от Германии. Тем не менее на утешительный финал австрийцы сумели отыскать силы и одолели действующих чемпионов мира уругвайцев со счетом 3:1.

Своих бронзовых футболистов Вена встречала как героев. Правда, состав команды на торжествах был неполным – отсутствовали приятели вратарь Вальтер Земан и защитник Эрнст Хаппель. После катастрофы в полуфинале кто-то сгоряча кинул им обвинение в том, что матч немцам они продали, – друзья были шокированы и оскорблены до самых глубин. Та игра им действительно не удалась, но с художниками такое случается. Точнее, случается со всеми, просто у художников даже неудачи получаются яркими.

А Хаппель, несмотря на строгое амплуа, был творцом. Болельщики называли его «небрежным гением» – вообще-то для оборонца комплимент спорный. Но в тот организованный беспорядок, который благодаря Наушу достался австрийской сборной 1954 года в наследство от «вундертим», он вписывался идеально. Чувствовал футбол точно так же, как его футбольные предки. Стиль игры этого защитника способен исчерпывающе объяснить один факт: в ноябре 1956-го в матче за «Рапид» он еще до перерыва сделал хет-трик против «Реала», который недавно выиграл первый в истории Кубок европейских чемпионов и находился на пути ко второму.

В 1962-м Хаппель уехал тренировать в Голландию, где и стал известен всему миру. Авторство тотального футбола закреплено в умах за Ринусом Михелсом и его «Аяксом», между тем первым из голландцев в Европе прогремел «Фейенорд», взявший Кубок чемпионов в 1970-м. Автором той команды и был Хаппель, научивший футболистов обычным для сегодняшнего дня, но невероятным для своего времени умениям: удушающему прессингу при потере мяча и виртуозному контролю при его обретении. Лидер того «Фейенорда» Вим ван Ханегем, который отыграл за оранжевую сборную все матчи взорвавшего умы планеты ЧМ-1974, так отзывался об учителе: «Со своей игровой философией Хаппель намного опережал свое время и оказал огромное влияние на становление тотального футбола в Нидерландах».

Сегодня мы можем только догадываться, каким путем пошел бы футбол, не сложись во времени цепочки Хуго Майзль – Вальтер Науш – Эрнст Хаппель. И не докажи австрийцы спортивной силы своих фантазий на ЧМ-1954.

Фото: globallookpress.com

Читайте также:

ЧМ-1930. Как король-плейбой определял румынскую заявку на турнир

ЧМ-1934. Как футболист-любитель выбил Мексику из турнира за три дня до старта

ЧМ-1938. Как человек со злой улыбкой установил рекорд на полвека вперед

ЧМ-1950. Как шокировать 199 854 зрителя и спровоцировать волну самоубийств