Когда справочник характеризует футболиста как «очень разностороннего игрока, который мог играть практически на всех позициях», это выглядит впечатляюще даже по современным меркам. А если речь идет о детстве футбола, когда тактические схемы не менялись десятилетиями, а игроки в подавляющем большинстве рождались и умирали в одном амплуа, подобная аттестация просто сродни звенящему дифирамбу. В данном случае мы говорим об австрийце Вальтере Науше. В 1954 году, который сегодня в центре нашего внимания, он был уже не футболистом, а тренером, но его игровое прошлое имело самое прямое отношение к событиям пятого чемпионата мира. И даже к некоторым из последующих.
Вообще-то с чемпионатом мира Науш должен был познакомиться еще игроком двадцатью годами ранее – в 1934-м. Но в отборочном матче против болгар (6:1) получил травму и на финальный турнир не поехал. Как знать, не его ли и не хватило австрийцам, чтобы конвертировать восторги публики в мировой титул – в полуфинале они уступили (0:1) хозяевам и будущим чемпионам итальянцам, пропустив какой-то нелепый гол на залитом дождем поле. Ту австрийскую сборную называли «вундертим»: Европа была в нее влюблена. Команду сравнивали с великолепным оркестром – столь сильным было впечатление от ее виртуозной слаженности. Создатель этого чуда Хуго Майзль опередил футбольное время на несколько десятилетий.
«Все одиннадцать игроков должны быть в постоянном движении, чтобы противник не мог угадывать их намерения. Наша система в том, что у нас нет системы. Интеллект, скорость и неожиданность – вот условия успеха». По своей сути это манифест тотального футбола, которым голландцы очаровали мир в 1970-х. Только провозгласил его сорока годами ранее автор австрийской «вундертим» Хуго Майзль.
Преемником этого гения, ушедшего в иные миры в 1937-м, и был назначен Вальтер Науш. После аншлюса 1938 года, когда Австрия была присоединена к Германии, он в ответ на настойчивое пожелание нацистов отказаться от жены-еврейки уехал вместе с ней в Швейцарию. Там его и нашел в 1948-м Йозеф Геро, не только глава федерации футбола, но и министр юстиции Австрии. Футбольным боссом Геро впервые стал еще в конце 1920-х, «вундертим» в каком-то смысле был и его детищем, и когда, пережив ужасы Дахау и Бухенвальда, он смог вернуться к делам любимой игры, из всех питомцев Майзля на роль наследника выбрал именно Науша. Выбрал – и не прогадал.
Дело не только в том, что в 1954-м Австрия единственный раз в истории стала призером чемпионата мира, – дело еще и в заслуге этой команды перед игрой.
Тот же самый футбол, которым он был пропитан в игровые годы, – романтичный, интеллектуальный, сознательно хаотичный, временами отчаянный – Науш стал культивировать и как тренер. На ЧМ-1954 только стартовый матч Австрии получился скупым на голы – 1:0 против Шотландии. Второму сопернику, Чехословакии, досталось уже гораздо больнее – 5:0. А далее последовал матч, который до сих пор остается самым результативным на чемпионатах мира.
В четвертьфинале австрийцы играли со швейцарцами, хозяевами турнира. Уже на 23-й минуте трибуны, казалось, сошли с ума от счастья – 3:0 в пользу их любимцев. Но потом гости сделали то, чего никто и никогда на чемпионатах мира больше не делал: забили пять мячей за десять минут. На 34-й минуте табло показывало уже 3:5. И этим дело не кончилось: до финального свистка стороны отличились еще по паре раз. Итог – 5:7 в пользу Австрии.
Увы, эта феерия стоила победителям очень дорого. Игра, проходившая в страшную жару и оставшаяся в истории футбола как «Знойная битва в Лозанне», отняла у команды Науша столько сил, что через четыре дня в полуфинале она после перерыва откровенно сдулась – пять пропущенных за тайм мячей и итоговые 1:6 от Германии. Тем не менее на утешительный финал австрийцы сумели отыскать силы и одолели действующих чемпионов мира уругвайцев со счетом 3:1.
Своих бронзовых футболистов Вена встречала как героев. Правда, состав команды на торжествах был неполным – отсутствовали приятели вратарь Вальтер Земан и защитник Эрнст Хаппель. После катастрофы в полуфинале кто-то сгоряча кинул им обвинение в том, что матч немцам они продали, – друзья были шокированы и оскорблены до самых глубин. Та игра им действительно не удалась, но с художниками такое случается. Точнее, случается со всеми, просто у художников даже неудачи получаются яркими.
А Хаппель, несмотря на строгое амплуа, был творцом. Болельщики называли его «небрежным гением» – вообще-то для оборонца комплимент спорный. Но в тот организованный беспорядок, который благодаря Наушу достался австрийской сборной 1954 года в наследство от «вундертим», он вписывался идеально. Чувствовал футбол точно так же, как его футбольные предки. Стиль игры этого защитника способен исчерпывающе объяснить один факт: в ноябре 1956-го в матче за «Рапид» он еще до перерыва сделал хет-трик против «Реала», который недавно выиграл первый в истории Кубок европейских чемпионов и находился на пути ко второму.
В 1962-м Хаппель уехал тренировать в Голландию, где и стал известен всему миру. Авторство тотального футбола закреплено в умах за Ринусом Михелсом и его «Аяксом», между тем первым из голландцев в Европе прогремел «Фейенорд», взявший Кубок чемпионов в 1970-м. Автором той команды и был Хаппель, научивший футболистов обычным для сегодняшнего дня, но невероятным для своего времени умениям: удушающему прессингу при потере мяча и виртуозному контролю при его обретении. Лидер того «Фейенорда» Вим ван Ханегем, который отыграл за оранжевую сборную все матчи взорвавшего умы планеты ЧМ-1974, так отзывался об учителе: «Со своей игровой философией Хаппель намного опережал свое время и оказал огромное влияние на становление тотального футбола в Нидерландах».
Сегодня мы можем только догадываться, каким путем пошел бы футбол, не сложись во времени цепочки Хуго Майзль – Вальтер Науш – Эрнст Хаппель. И не докажи австрийцы спортивной силы своих фантазий на ЧМ-1954.
Фото: globallookpress.com
Читайте также:
ЧМ-1930. Как король-плейбой определял румынскую заявку на турнир
ЧМ-1934. Как футболист-любитель выбил Мексику из турнира за три дня до старта
ЧМ-1938. Как человек со злой улыбкой установил рекорд на полвека вперед
ЧМ-1950. Как шокировать 199 854 зрителя и спровоцировать волну самоубийств
Больше новостей спорта – в нашем телеграм-канале.