«Она любила нарушать правила, потому что хотела творить без ограничений. Миру приходилось признать ее правоту». Тарасовой — 75!

«Она любила нарушать правила, потому что хотела творить без ограничений. Миру приходилось признать ее правоту». Тарасовой — 75!
Татьяна Тарасова / Фото: © Dmitry Golubovich / Global Look Press
Монолог друга к дню рождения легенды.

Татьяна Тарасова — единственный в истории мирового фигурного катания тренер, подготовивший чемпионов мира в четырех видах: пары, танцы, мужчины, женщины.

Да, она всегда брала талантливых спортсменов, зато умела сделать из них мировой хит. В их выступлении все было шедеврально: и техника, и идея программы, и реализация этой идеи, и музыка, и костюмы, и, самое главное, уровень подготовки. Тарасовой часто везло на учеников, но она всегда говорила друзьям: «Я не верю в большую удачу, а верю лишь в большую работу!» 

Сегодня в честь дня рождения Татьяны Анатольевны мы публикуем рассказ о ее жизни, которым поделился многолетний друг именинницы — двукратный чемпион СССР, тренер и в прошлом судья Александр Веденин.

Валерий Мешков (слева), Александр Веденин (в центре), Сергей Четверухин (справа) / Фото: © РИА Новости / Дедов

«Этот полет «в стратосферу» был очень красив, но приземление оказалось трагическим. Она падает на плечо и выбивает его, как оказалось, навсегда»

Начинался путь великого тренера на открытом катке стадиона «Юных пионеров» на улице Беговой (в то время окраине Москвы). Каток был открыт всем стихиям и бурям, и приходили туда лишь отчаянные дети, которых приводили еще более отчаянные родители. Танин папа занимался хоккеем в соседнем ЦСКА и все ждал рождения в своей семье сына. Но родились две очаровательные дочки, и Анатолий Владимирович решил воспитывать вторую как отчаянного пацана, тоже на льду. В таком случае решение могло быть только одно — фигурное катание. 

Тогда на стадионе «Юных пионеров» была одна из лучших в стране школ нашего вида спорта, которой руководила Татьяна Александровна Толмачева, тренер от бога. Правда, был еще хороший центр в «Динамо» (на расстоянии двух трамвайных остановок), но хоккеист ЦСКА не мог отдать своего ребенка в «Динамо» из принципиальных соображений. Итак, Таня занялась фигурным катанием.

В этой группе было много способных детей, в том числе Мила Пахомова. Они с Таней быстро подружились, и так было до конца жизни Милы. Через два года после Тани в группу попал и я. На тот момент я мало что умел, ибо катался лишь во дворе на двухполозных коньках «Снегурки», которые прикручивались к валенкам веревками. В новой школе я получил нормальные коньки со специальными ботинками и был на вершине счастья. Это примерно как пересесть с «Запорожца» в «Мерседес» по современным понятиям.

Людмила Пахомова и Александр Горшков / Фото: © РИА Новости / Дмитрий Донской

Девчонки хорошо меня приняли, мы встречались за пределами катка. Особенно часто собирались дома у Милы. Ее папа был полярным летчиком, Героем Советского Союза, и попасть к ним в гости уже было фантастическим праздником. Скоро в группу взяли еще одного мальчика — Сережу Четверухина, с которым мы провели вместе все детство и юность и дружим до сих пор. С Таней мы тоже дружим всю жизнь и вместе прошли сложный путь в сборной команде СССР.

В какой-то момент оказалось, что мы с Сережей прогрессируем в одиночном катании лучше, чем наши подруги. Тане предложили перейти в парное катание, а Миле — в танцы. Мила ушла в ЦСКА к Станиславу Жуку, где встала в пару с Виктором Рыжкиным. А Таня начала тренироваться с Жорой Проскуриным, который тоже катался на СЮПе.

Через несколько лет мы с Таней и Жорой попали в состав сборной команды СССР для участия в Универсиаде в Турине. Это было крупное событие в нашей жизни. Таня с Жорой уже успешно выступили на чемпионате Европы и после Универсиады должны были ехать на Олимпиаду. Полные энергии и энтузиазма, прекрасно откатавшись, они получили свое первое золото международных соревнований. Счастью нет предела. 

Во время церемонии награждения медалисты совершают круг почета. Таня с Жорой, все еще в эйфории от победы, на полной скорости проносятся и смотрят на трибуны. Но на льду перед пьедесталом лежит ковровая дорожка. Таня, продолжая махать букетом цветов и, глядя на зрителей, влетает на этот ковер и дальше уже плывет в воздухе через дорожку и через большую часть катка. Этот полет «в стратосферу» был очень красив, но приземление оказалось трагическим. Она падает на плечо и выбивает его, как оказалось, навсегда. Прямо с церемонии награждения ее увозят в больницу, где пытаются вставить плечо на место. Обратно ее привозят с полностью забинтованными руками, которыми теперь уже очень долго нельзя будет двигать. Мы с Жорой кормим Таню с ложечки, потому что своих рук у нее как будто нет, и стараемся поднять настроение. Но вообще-то понимаем, что тут не до шуток. Ясно, что на Олимпийские игры в этом году ребята не попадают.

Татьяна Тарасова и Георгий Проскурин / Фото: © РИА Новости / Юрий Долягин

Дома за восстановление Тани взялись лучшие врачи. Но в конце концов ей сказали: никто не гарантирует, когда плечо вылетит в следующий раз и с парным катанием, где большинство движений зависят от работоспособности плечевого сустава, придется закончить. Для каждого спортсмена подобный диагноз — что тебе в расцвете сил надо прощаться с любимым делом — звучит, как смертный приговор. За пару лет до этого я, будучи чемпионом СССР, тоже услышал вердикт доктора, что надо уйти из спорта, ибо травма может привести к тому, что я не буду ходить. Доктору я не поверил и продолжил кататься через боль. Это ни к чему хорошему не привело, и вскоре мне пришлось закончить. Та поездка на Универсиаду была утешительной наградой вместо Олимпийских игр, куда я не попал из-за травмы.

Теперь вот Таня оказалась в аналогичной ситуации: ее плечо отказывалось работать, и рука не двигалась. Таня попыталась еще уйти в танцы, и Лена Чайковская очень ей в этом помогала. Но, во-первых, реально интересного дуэта не получалось, а во-вторых, в любом парном виде нужно активно использовать руки. Таня же не могла их использовать не то что активно, а вообще никак.

Вдохновение Моисеевым, первые и самые красивые ученики

Эта жуткая трагедия способствовала рождению великого тренера. Общаясь с Чайковской, Таня начала активно интересоваться театром и танцевальным искусством. Елена Анатольевна сама родом из театральной семьи, первый и долгое время единственный тренер, которая закончила ГИТИС, и ее увлечение театром было естественным. Эту любовь она прививала и своим ученикам. Еще в школе рабочей молодежи мы учились вместе с артистами Ансамбля народного танца им. Игоря Моисеева. Дружили много лет, ходили к ним на репетиции и концерты. Часто не выдерживали и начинали танцевать прямо в зрительном зале на репетициях. Таня изучала хореографические находки Моисеева, ибо понимала, что его творчество — лучшая школа для последующих ледовых постановок. Впоследствии Игорь Александрович часто приходил к Тане на тренировки и помогал в ее работе.

Начав тренерскую карьеру, Таня быстро создала несколько хороших пар. Вскоре три ее пары вошли в сборную команду СССР, а лучшая — красавица Ира Черняева и невероятно сильный Вася Благов — стала третьей парой в основном составе сборной, готовившейся к Олимпийским играм. Представьте себе: в 1968 году Таня получает роковую травму, а уже в 1972-м попадает на Олимпиаду со своими учениками! Уже одно это было невероятным достижением. И она становится самым юным тренером олимпийской сборной СССР.

Татьяна Тарасова и ее ученики Ирина Моисеева и Андрей Миненков (первый слева) / Фото: © РИА Новости / Дмитрий Донской

Там, на Играх в Саппоро, Таня празднует свой 25-й день рождения. Ее пара не берет медаль, но выступает очень успешно. Через некоторое время Ира Черняева выйдет замуж за звезду советского хоккея Вячеслава Анисина, с которым они и познакомились на Олимпиаде. Вскоре они родят дочку Марину, которая станет в 2002 году олимпийской чемпионкой в танцах на льду, а потом прославится в России тем, что, видимо в состоянии помутнения рассудка, выйдет замуж за одного из монстров российской эстрады Никиту Джигурду, который испортит нервную систему своей теще.

Приехав домой и уже поняв, что ее основная пара, видимо, прекратит существование, Таня увлеклась новыми учениками и новым видом — танцами на льду. Тренер Игорь Александрович Кабанов, работавший на стадионе «Юных пионеров», уходил на повышение и предложил передать молодой коллеге свою группу юных танцоров. Там были очень интересные дуэты: Таня Войтюк с Вячеславом Жигалиным и Ира Моисеева с Андрюшей Миненковым.

Моя Татьяна увлеклась новой работой, ведь в танцах явно открывался больший простор для творчества. Именно выбор образа для пары на много лет станет главным в работе тренера Тарасовой и сделает ее непревзойденным специалистом. Ведь только программы, в которых сюжет развивается от первой до последней секунды, где эмоциональное напряжение нарастает от начала до конца и не отпускает внимание зрителя ни на секунду… Лишь эти программы остаются в памяти поколений и относятся к разряду великих. Так ставил гениальный Моисеев и так он научил ставить Таню Тарасову. Она любила нарушать правила, потому что хотела творить без ограничений. Было масса случаев, когда ей приходилось менять программу между чемпионатами Европы и мира, но это не останавливало ее творческой фантазии. И в конце концов миру приходилось признать ее правоту.

Из Тани Войтюк и Славы Жигалина Тарасова сделала призеров чемпионата Европы, а дуэт Иры Моисеевой и Андрея Миненкова был сам по себе крупным алмазом, из которого можно было создать ярчайший бриллиант. Оба они красивые (неоднократно побеждали в конкурсах красоты, проводившихся раньше на чемпионатах Европы и мира), очень эмоциональные и техничные. Их первое появление на международной арене было равносильно взрыву бомбы: многие журналисты бросили писать об остальном чемпионате и сосредоточились на этой паре, вся мужская часть соревновалась в поиске самых поэтических эпитетов для описания красоты Иры. Программы фигуристов обсуждали везде — от судейских совещаний, до газет и журналов. Таню критиковали за нарушения правил, но именно на этом дуэте она начала ломать каноны и привычные представления о фигурном катании.

Ирина Моисеева и Андрей Миненков / Фото: © РИА Новости / Юрий Сомов

Состоявшиеся фигуристы, приходившие за идеей и новым дыханием

В 1974 году в жизни Тарасовой произошло историческое событие: к ней пришли Ирина Роднина и Александр Зайцев. Конечно, их сделал другой великий тренер — Станислав Алексеевич Жук, но что-то не сложилось в отношениях. Одной из главных причин было типично русское известное заболевание Жука, которое всех приводит к неблагополучному исходу и деградации. Это мы сейчас наблюдаем на примере актера Михаила Ефремова. 

Испорченные отношения заставили ребят искать выход. Они долго думали и в итоге решили попробовать работу с Тарасовой. Правда, они ровесники: Таня была старше Иры всего на два года, опыта почти не имела. В такой ситуации совместная работа должна строиться на доверии и партнерстве, а не на единоличном решении тренера, как старшего и более опытного. Ира и Саша решили рискнуть. Узнав об этом предложении, Таня была в шоке. Она понимала, какой уровень ответственности на себя возьмет, если согласится. Ведь она не имеет права проиграть, хотя будет незримо каждый день соревноваться с Жуком, в том числе на тренировках. Таня взялась за эту немыслимую задачу и сделала все возможное и невозможное, чтобы не только сохранить великих спортсменов, но и сделать их еще лучше. Работа была не сахаром: у всех троих сложные характеры. Но тренер продлила успешную жизнь чемпионов в спорте, принесла еще две золотые олимпийские медали и пять побед на чемпионатах мира.

Характерные примеры признания таланта Тарасовой — переходы к ней уже очень признанных к тому времени фигуристов, причем даже ее бывших соперников. Когда эти соперники понимали, что им нужен новый образ, чтобы утвердиться на пьедестале, они шли к Тарасовой. Первыми в этом ряду стали Марина Климова и Сергей Пономаренко. Они много лет напряженно сражались с учениками Татьяны — Наташей Бестемьяновой и Андреем Букиным. Марина с Сергеем не уступали технически, катали прекрасные программы и всегда претендовали на золото. Но вот выходили на лед Бестемьянова с Букиным и своим эмоциональным порывом заставляли зал вскакивать на ноги по ходу программы. Они просто сметали все на своем пути, и победить их оказывалось невозможно. Чудесные Климова/Пономаренко оставались вторыми, что бы они ни делали. И вот в 1988 году, когда Наталья с Андреем закончили, их недавние конкуренты пришли к Тарасовой и попросили ее сделать их олимпийскими чемпионами. А надо сказать, что тренер фигуристов — Наталия Ильинична Дубова — была профессионалом и готовила очень хороших спортсменов, используя массу различных путей (в том числе политических), чтобы бороться именно с Татьяной Анатольевной и со всеми, кто ее поддерживал. Конечно, это был новый вызов — суперсложный, так как победа на Олимпийских играх не подготавливается за один год. Но Тарасова взялась, нашла идею именно для Марины с Сережей, и вместе они выиграли Олимпиаду.

Наталья Бестемьянова, Андрей Букин, Татьяна Тарасова / Фото: © РИА Новости / Дмитрий Донской

Через четыре года к ней — тоже за идеей — обратились уже олимпийские чемпионы Оксана Грищук и Евгений Платов. У них образовался конфликт с тренером Наташей Линичук на почве ревности к другим ее ученикам. Женя с Оксаной решили, что Наташа больше заинтересована в Анжеле Крыловой и Олеге Овсянникове. Что ж, так бывает в спорте практически в каждом поколении, и чаще всего мирных решений не находится. Когда Грищук/Платов пришли к Тарасовой, они находились как бы на излете своей карьеры. Еще оставались лидерами в танцах, но уже не очевидными. А Крылова/Овсянников были новыми и интересными. К тому же Анжела отличалась качеством, всегда игравшим большую роль в танцах на льду: она была очень красива и эмоциональна. Для спасения дуэта Грищук/Платов нужна была идея программы, образ, который бы вернул к ним внимание. Тарасова всегда очень серьезно относится к поиску музыки — для нее это основа для индивидуального образа. Ей удалось найти образ для Оксаны с Евгением, и в 1998 году они неожиданно для многих повторили свой олимпийский успех.

«Когда Ягудин пришел советоваться к Илье Кулику насчет перехода к Татьяне, тот коротко сказал: «Сдохнешь!»

Следующим вызовом стал для Тарасовой приход Леши Ягудина. Ее первый опыт в одиночном катании — работа с Ильей Куликом, воспитанником потрясающего учителя, профессора базовой технической подготовки Виктора Николаевича Кудрявцева. Илья прекрасно катался, технику большинства его прыжков можно было снимать для учебника. Но он тогда еще не прыгал четыре оборота, и его программы особо не выделялись на фоне других. Когда Тарасова взялась готовить Илью к Олимпийским играм, мало кто верил в успех — ведь одиночное катание сильно отличается от парного и танцев. Я был одним из очень немногих, кто верил в успех этой авантюры: просто потому, что знал Таню. Я знал, что она не отступит и добьется своего. В итоге она сделала из Кулика олимпийского чемпиона.

Вскоре к ней приходит Ягудин — уже чемпион мира, обладающий потрясающей техникой прыжков, но при этом представляющий стиль, который не очень доброжелательные люди называли «летающей табуреткой». Не тактично, но очень похоже на правду. Тарасова понимает, что, если она за эту работу возьмется, обоим придется несладко. Ведь хорошо прыгающих на мировой арене уже было много, и как раз появился новый талант Женя Плющенко. Когда Леша пришел советоваться к Илье Кулику насчет перехода к Татьяне, тот коротко сказал: «Сдохнешь!» Что, по сути, было конкретным описанием выражения «большая работа». Алексей не струсил и, к счастью, не сдох, как предрекал ему Кулик, хоть и был к этому состоянию близок. Но к олимпийскому году они вместе создали новый стиль и программы, которые вошли в сокровищницу мирового искусства. Весь мир фигурного катания знает олимпийскую программу «Зима», произвольные «Человек в железной маске» и «Гладиатор» — как образец танцевального искусства и энергетики на уровне мощной атомной электростанции. У них получилось, и мало кто знает, чего этот путь стоил.

Татьяна Тарасова и Алексей Ягудин / Фото: © РИА Новости / Антон Денисов

Олимпиаду Ягудин выиграл не столько потому, что Плющенко упал в короткой программе, а потому, что Леша катался блестяще и победил в обеих программах. После этого он выиграл чемпионат мира, откатавшись там еще лучше, чем на Олимпиаде. Многих вы помните олимпийских чемпионов, участвующих в чемпионате мира в том же году? Это очень напряженно. Но Тарасова обладает невероятной энергетикой, на которой строится тренировочный процесс, и поэтому ее спортсмены могут выдерживать огромные нагрузки. Я все время называл ее АЭС, ибо это имя максимально точно описывает то, как она работает, да и живет. Она всегда фейерверк, вокруг которого бурлит творческая, интересная жизнь.

После успеха с Ягудиным Татьяна переключилась на одиночниц. Она привела к золоту чемпионата мира талантливую японку Сидзуку Аракаву, выдающуюся американку Сашу Коэн — к серебру Олимпиады 2006 года. У Тани с Сашей получилось бы еще лучше, если бы мама и бабушка фигуристки не пытались руководить процессом. Затем в группу попросилась девочка, которую надо было спасать. Девочка божественного таланта и, на мой взгляд, одно из самых ярких явлений в истории мирового фигурного катания. Звали ее Мао Асада. Она была лицом японского фигурного катания, одной из пяти самых популярных личностей страны (включая императора), но вся ее энергия и жизнедеятельность держались на энергии ее мамы. Мао уже стала чемпионкой мира 2008 года, тренируясь в Калифорнии у Рафаила Арутюняна. Потом она была вынуждена уехать оттуда, и мама привела Асаду к Тарасовой. Она очень четко сформулировала запрос: «Нам нужна ваша энергия». Эта женщина уже знала, что болеет онкологией и ей самой не хватит энергии для помощи дочери. Зато мама видела, что такой энергетики, как у Тарасовой, больше ни у кого в мире фигурного катания нет. Это было стопроцентное попадание.

Таня отдала Мао все свои силы и поставила несколько гениальных программ. Одна из них вызывает особый восторг — произвольная под Второй концерт Рахманинова. Казалось бы, очень сложная музыка, которую нельзя выразить танцевальной пластикой, ее с трудом воспринимают зрители. Каким же волшебством надо обладать, чтобы поставить под эту музыку такую дорожку шагов, что все 40 секунд зрители вскакивали со своих мест, кричали и хлопали в такт шагам, которые виртуозно исполняла Мао! И это было гениально музыкально. Всю программу было впечатление, что ее коньки — один из музыкальных инструментов оркестра, исполняющего гениальную музыку, сольную партию. Мне довелось пару раз посмотреть эту программу на тренировках. Я также вскакивал в конце и хлопал в такт движениям конька, тела, рук, головы этой потрясающей фигуристки. К сожалению, Мао не удалось выиграть Олимпийские игры из-за судейских интриг, но это тема другого разговора. Во всяком случае, последняя работа Тарасовой в спорте получилась такой же гениальной, как и весь ее предыдущий путь.

Жанетта Фолле, Мао Асада и Татьяна Тарасова / Фото: © Matthew Stockman / Staff / Getty Images Sport / Gettyimages.ru

Послесловие

Жаль, что, когда Татьяна Анатольевна вернулась в Россию после почти десяти лет работы в Америке, ей не нашлось работы на родине. Да, по просьбе Лены Водорезовой она помогала готовить Аделину Сотникову к Олимпиаде в Сочи. Но разве такая помощь — единственное эффективное использование для России лучшего тренера мира? Последние годы вся страна знает Таню по шоу «Ледниковый период» и комментариям на телевидении. Ее популярность феноменальна. Помню, как-то мы вместе пришли на спектакль Ильи Авербуха. Пока Тарасова шла до своего места в зрительном зале, трибуны сопровождали ее аплодисментами, как бы перенося из одного сектора в другой. Было здорово и очень приятно. Но это реакция народа, а где реакция руководителей спорта?

Сегодня я поздравляю свою гениальную подругу с днем рождения и желаю ей здоровья! Верю, что Татьяна справится с болезнями, как всю жизнь справлялась со всеми трудностями. Я верю, что она в очередной раз включит свою АЭС. Хотя, думаю, будь у нашего тренера больше работы до попадания в инвалидную коляску, она бы еще много раз удивила мир своей энергетикой.

Читайте также:

Больше новостей спорта – в нашем телеграм-канале.