«Раскрытая нараспашку русская душа». Что нужно знать о танцах на льду, где наши претендуют на золото

«Раскрытая нараспашку русская душа». Что нужно знать о танцах на льду, где наши претендуют на золото
Александра Степанова и Иван Букин / Фото: © Jurij Kodrun - International Skating Union / Contributor / International Skating Union / Gettyimages.ru
Гид по танцам на льду от чемпионки Универсиады Бетины Поповой.

12 февраля на Олимпиаде стартует турнир в танцах на льду — один из самых красивых и при этом непонятных зрителям видов фигурного катания. Научиться лучше понимать танцы на льду, отмечать сложные элементы и отличать спортсменов высокого уровня от новичков поможет этот гид от чемпионки Универсиады Бетины Поповой.

Бетина Попова и Сергей Мозгов / Фото: © Matti Matikainen / Newspix24 / Global Look Press

Что нужно знать о танцах людям, которые смотрят их впервые?

— Танцы на льду для рядового зрителя — не фаната, а того, кто обычно смотрит фигурное катание только на Олимпиаде, — очень сложны для понимания в плане баллов и мест, которые занимают спортсмены. Но от этого не становится менее интересно смотреть турнир. Если зритель не знает какие-то технические нюансы, сам танец не теряет ничего. Цельность программы можно увидеть, и не будучи техническим специалистом.

Получается, танцы — это такой праздник для зрителя, особенно в этом сезоне. Тема ритм-танца — заводные уличные танцы. Праздник души. Программы очень интересные и совершенно разные у всех пар вне зависимости от уровня, и поэтому интересно будет наблюдать за всеми.

Нужно понимать, что это тончайшая работа коньком. Сложнейшие повороты на большой скорости. Маневренность. Скорость, реберность катания. Реберность — это когда ты закладываешь дугу и круто поворачиваешь.

В одиночном и парах акцент идет на техническую составляющую прыжков, парных элементов, в танцах же все основано на скольжении, взаимодействии с партнером и передаче самого танца.

В танцах есть прыжки?

— В танцах нет прыжков. Обычно когда нас спрашивают «чем ты занимаешься?», мы отвечаем «фигурным катанием». «В одиночном или в паре?» — «В паре, но там, где не прыгают». И тогда люди понимают: это танцы на льду. В танцах упор сделан на другие вещи. Для прыжков есть парное катание, для скольжения — танцы на льду.

В компонентной оценке можно найти пункт «скейтинг скиллс» — владение коньком. Для танцоров это вообще базовая вещь. Умение делать повороты, крюки, выкрюки, скобы — различные шаги на одной ноге. Важно делать их на правильных ребрах. Это ценится технической бригадой. То, что не видно в большинстве случаев обычному зрителю. Ему понятнее верх — он тоже должен быть насыщен работой корпуса, рук, поворотов головы, проявлением эмоций и так далее.

Мэдисон Хаббел и Захари Донохью / Фото: © Jean Catuffe / Contributor / Getty Images Sport / Gettyimages.ru

Какие самые сложные элементы в танцах?

— В танцах на льду много элементов. В ритм-танце — обязательная серия блюза, обязательная дорожка шагов, где нельзя расцеплять позицию. Также серия твиззлов, параллельная дорожка шагов и поддержка.

В произвольном — две поддержки или три (три коротких, либо одна длинная, другая короткая).Также твиззлы, вращение парное, блок на одной ноге, который показывает личное мастерство каждого спортсмена, дорожка шагов, которая показывает работу коньком, и хореоэлементы — они отражают образ программы.

Дорожку шагов легко узнать. Дуэт начинает ее от длинного борта и двигается либо на судей, либо от судей. От длинного борта к длинному, там будут интересные танцевальные находки для выражения образа и стиля. Есть хореослайд — где можно катиться по льду просто так, хоть лицом, головой трогая лед — чем угодно. И это не будет считаться падением.

Фото: © Дмитрий Челяпин / Матч ТВ

Есть еще хореоподдержка без уровня, которая нужна для красоты. Также хореотвиззл и хореовращение.

Самыми сложными элементами в плане исполнения у нас считаются твиззлы, потому что на них часто идут срывы. Это быстрые вращательные движения на одной ноге, где очень сложно контролировать свой баланс. Также к сложным я бы отнесла блок на одной ноге (совокупность шагов и поворотов), где показывается мастерство конька. Еще сложное — это поддержки и дорожки шагов.

Само название фигурного катания пошло от того, что на льду рисовали фигуры, и в танцах как раз важно нарисовать эти фигуры.

Как понять, что танцоры крутые, а танец классный?

— Это очень легко. Нужно просто, чтобы нравилось. На самом деле очень много пар, каждая со своим стилем. У всех есть плюсы и минусы, свое понимание танца. Каждый зритель может найти себе пару по душе.

Быстрая скорость, крутизна поворотов, скольжение, сложность рисунка, по которому едет пара. Не просто по прямой от элемента к элементу, а какие-то завороты, раскаты рисунка по «поляне», заполнение «поляны». Скатанность именно в паре, близкие позиции, дотянутые параллельные линии рук и ног, легкость исполнения элементов и легкость отыгрывания образов — это маркеры спортсменов хорошего уровня, они должны быть присущи всем парам из элиты.

Фото: © Дмитрий Челяпин / Матч ТВ

Если вы видите идеально параллельные твиззлы, идеальный блок на одной ноге и что на каждом беговом шаге ноги открываются одновременно и все время позиция близкая — скорее всего, перед вами опытная скатанная пара.

Какие программы настоящего и прошлого посмотреть, чтобы лучше понимать танцы?

— Я бы выделила произвольную программу Майи Усовой и Александра Жулина 1991 года, программы Натали Пешала и Фабьяна Бурзы, особенно где она была в образе египетской мумии, любую программу пар Джейн Торвилл / Кристофер Дин, Ше-Линн Бурн / Виктор Краац. Также танец дуэта Мэдисон Чок / Эван Бейтс, где партнерша была змеей. Также «Летучая мышь» и индийский танец Мэрил Дэвис и Чарли Уайта.

Из самого актуального — ритм-танец французской пары Пападакис/Сизерон. Произвольный испанцев Смарт и Диаса. Произвольный танец американского дуэта Парсонс/Грин.

Габриэлла Пападакис и Гийом Сизерон / Фото: © Joosep Martinson — International Skating Union / Contributor / International Skating Union / Gettyimages.ru

Кто будет представлять Россию на Олимпиаде?

— Нас представляет сильнейший дуэт, претенденты на золото Виктория Синицина и Никита Кацалапов, еще один сильнейший дуэт Александра Степанова / Иван Букин и совсем юные, но славные ребята Диана Дэвис и Глеб Смолкин, хорошо себя проявившие.

Каждая наша пара сильна по-своему, у каждой свои достоинства. Вика и Никита опытные спортсмены, титулованные в паре и по отдельности. Никита вообще один из самых опытных партнеров на данный момент в мире. Они, конечно, будут бороться только за золото. В их катании можно ничего не объяснять, там все понятно. Полная гармония, сбалансированность, невероятная техничность, скорость, ощущение полета, раскрытая нараспашку русская душа. Много быстрых поворотов, смена темпа — это как раз про них.

Степанова и Букин — необычные, с яркими постановками, у них есть собственный элемент, который они давно начали делать — твиззлы в пистолетике. Ребята такие новаторы, идут всегда своим путем, их любит публика, они очень сильны.

Александра Степанова и Иван Букин / Фото: © Jurij Kodrun — International Skating Union / Contributor / International Skating Union / Gettyimages.ru

Наша молодая пара Диана Дэвис / Глеб Смолкин — им, разумеется, навязать борьбу за медали будет практически невозможно. Но у них есть возможность показаться на своей первой Олимпиаде — пара хоть и молодая и не до конца скатанная, но делающая большие шаги вперед. Они темпераментные, эмоциональные. Тренируются у замечательного Игоря Шпильбанда. 

Кого бы вы отметили из соперников?

— Из соперников нельзя не отметить Габриэлу Пападакис — Гийома Сизерона, которые будут бороться за первое место. У них уже есть золото чемпионата Европы и мира, поэтому олимпийское золото — их основная цель. Будут три американских дуэта интересных, все очень сильные. Конкуренцию нашей третьей паре составят дуэты из Испании, Великобритании — все, с кем наши соревновались на чемпионате Европы. Просто пожелаю всем российским дуэтам удачи.

Соревнования в ритм-танце пройдут 12 февраля, произвольный танец, когда будет разыгран комплект наград, — 14 февраля.

Читайте также: