«Музыка Пападакис — Сизерон не соответствует предписанным правилам». Разбор топ-дуэтов от композитора

«Музыка Пападакис — Сизерон не соответствует предписанным правилам». Разбор топ-дуэтов от композитора
Габриэла Пападакис и Гийом Сизерон / Фото: © Joosep Martinson - International Skating Union / Contributor / International Skating Union / Gettyimages.ru
В чем проблемы с Паганини у Синициной — Кацалапова и почему Дэвис — Смолкину не хватает новизны.

Что не так с музыкой в произвольном танце Синициной и Кацалапова? Почему французские чемпионы мира только выиграли, взяв неизведанную на льду «Элегию»? Что объединяет танец Степановой и Букина с Юдзуру Ханю? Вместе с композитором Александром Гольдштейном «Матч ТВ» анализирует музыку программ ведущих танцоров. 

Главными критериями оценки мы выбрали общую композицию танца, новизну и интерпретацию музыки, качество ее редактирования и звучания, соответствие с хореографией и элементами.

Наш эксперт уже более полувека редактирует музыку для фигурного катания.  Работал с олимпийскими чемпионами, среди его клиентов разных лет: дуэты Пахомова-Горшков, Линичук — Карпоносов, Бестемьянова — Букин, Навка — Костамаров, Дэвис — Уайт и Виртью — Мойр. Композитор создавал музыку для Синициной и Кацалапова в период их тренировок у Марины Зуевой, а для Степановой и Букина редактировал программы в 2012 году и произвольный танец в 2018-м.

Александра Степанова и Иван Букин / Фото: © Joosep Martinson — International Skating Union / Contributor / International Skating Union/ Gettyimages.ru

Прежде чем разбирать музыкальные композиции танцев, сделаем ремарку о том, что происходит с выбором музыки у ведущих фигуристов. Сейчас правила требуют только обязательную смену музыкального ритма в танце и наличие легко уловимого постоянного ритма, следуя которому, можно его простучать. Страшный примитив! Ведь у всех людей, в том числе и судей, чувство ритма развито не одинаково. Кто-то ощутит малейшие детали, а кто-то и на простом ритме собьётся. В музыке-то ритм есть всегда, но изменения в темпе порой могут затруднить его восприятие.

По мнению композитора, из-за данной нечёткости в правилах музыка у танцоров часто бывает на рубеже дозволенности, а её соответствие правилам может интерпретироваться двояко. Обычно судьи прощают это лидерам, и то далеко не всем, а аутсайдеров — терзают. Познал это на своём опыте, когда мне приходилось множество раз, начиная с олимпийского произвольного танца Навки и Костомарова, придумывать и дописывать в существующую музыку дополнительные инструменты, чтобы создать впечатление постоянного ритмического рисунка. 

Правила меняются каждые несколько лет, и хочется верить, что перемены будут в лучшую сторону и для спортсменов, и для зрителей. А судьи будут больше информированы о музыке, чтобы точнее воспринимать происходящее на льду.

«Не понимаю, как блюз может быть хорош и для медленных шагов блюза, и для вихревых твиззлов» — Виктория Синицина и Никита Кацалапов

Ритмический танец

Фото: © Дмитрий Челяпин / Матч ТВ

Музыкальная композиция танца состоит из двух частей, хорошо сбалансированных по темпу. Такая форма отличается от большинства их соперников, у которых трёхчастные композиции. Первая часть начинается с блюза — песни «You Can Leave Your Hat On» Джо Кокера. Она очень близка к традиционному ритмическому рисунку блюза, что судьи должны оценить положительно. Вторая часть — «Brick House» в ритме хип-хопа. Интересно, что все российские танцоры выбрали его в этом сезоне из числа многих танцев в рамках темы «уличные танцы». Возможно, потому, что этот стиль больше всего на слуху у судей, и вопросов к такой музыке не возникнет. С судьями нужно осторожно, ведь музыкальная подготовка у них очень разная.

Новизна музыкальной композиции несомненна. Песни Джо Кокера уже звучали на ледовых аренах, но такое сочетание его песен сделано впервые. Логика редактирования музыки и качество звучания тоже вполне отвечают задачам танца.

А вот хореографии музыка не везде соответствует. Не понимаю, как блюз может быть одновременно хорош и для медленных шагов блюза, и для вихревых твиззлов. На мой взгляд, общая стилистика движений хип-хопа не особо слитна с тем, что происходит в музыке — за исключением замечательной работы рук танцоров. В любом случае, при нынешних правилах трудно добиться того, чтобы все-все элементы совпадали с музыкой. Поэтому, если большинство элементов соответствуют, результат считается положительным. 

Произвольный танец

Виктория Синицина и Никита Кацалапов / Фото: © Jurij Kodrun — International Skating Union / Contributor / International Skating Union / Gettyimages.ru

Музыкальная композиция состоит из двух частей — очень контрастных по темпо-ритму и разных по длительности. Первая часть: 3 минуты и 14 секунд, вторая: примерно 50 секунд. С музыкальной точки зрения, это не лучший баланс.

Теперь о содержании. Первую часть — фрагмент из Второго фортепианного концерта Рахманинова — никак не назовешь танцевальной музыкой. Но это сейчас негласно разрешено. «А вторая часть, объявленная тоже как музыка Рахманинова, мало относится к сочинению этого композитора. Да, Рахманинов написал Рапсодию на тему «Каприза № 24» Паганини, но во второй части звучит-то аранжировка музыки Паганини, а не музыки Рахманинова. Исполняет её американский скрипач Дэвид Гарретт с участием современной ритм-группы. Вот это, безусловно, танцевальная музыка. Но выскочила она нелогично — опять же, с музыкальной точки зрения. Здесь единства в музыке танца совсем нет, и никак уж нельзя прикрываться именем Рахманинова. Лишь общая тональность обеих мелодий несколько сгладила переход во вторую часть.

Качество редактирования музыки хорошее: переходы в первой части абсолютно верные и не вызывают сомнений. Подобной композиции в танцах на льду еще не было, хотя обе части неоднократно использовали по отдельности. Так что, хоть и с натяжкой, можно считать это новым музыкальным материалом.

Соответствие музыки и хореографии — вопрос на засыпку. Виктория и Никита катаются очень динамично, а темп музыки первой (основной) части весьма медленный. Такое несоответствие даже создает впечатление, будто скорость скольжения ещё быстрее, чем на самом деле. И пластика движений сделана в характере музыки. Это положительные моменты. Но, с другой стороны, очень напоминает парное катание.

Сделана ли музыка в соответствии с элементами танца? Лишь во второй части. В первой части есть несколько совпадений, а так… переставь элементы по-другому, особой разницы не будет. Дело в подходе к выбору музыки: здесь она не навязывает что-то конкретное в движениях, а настроение держит. И на этом настроении, если пластика позволяет исполнить, можно делать любые элементы вне соприкосновения с музыкой. По опыту Гольдштейна, работавшего с Синициной и Кацалаповым над несколькими программами, они чрезвычайно одарённые танцоры, которым по плечу практически любая музыка.

«Музыка подчеркивает индивидуальность танцоров, но соответствует ли она правилам — большой вопрос» — Габриэла Пападакис и Гийом Сизерон

Ритмический танец

Габриэла Пападакис и Гийом Сизерон / Фото: © Panoramic / Keystone Press Agency / Global Look Press

Композиция танца состоит их трёх частей, где средняя часть трактуется как блюз, и третья часть повторяет первую. С точки зрения музыкальной формы, такой повтор очень положителен и способствует единству композиции. Причем, обе песни принадлежат одному исполнителю — Джону Ледженду. Музыка новая в танцах на льду, но в редактировании есть ошибка: переход к последней части получился очень механическим и нелогичным.

Музыка не соответствует предписанным правилам. Средняя часть, которая должна быть танцем Блюз, не является блюзом. Единственное, что правильно, — её темп. Остальная музыка не отвечает понятию «уличные танцы».

В то же время, выбранные песни очень перекликаются со стилем Габриэлы и Гийома и не требует новизны в хореографии. Поэтому музыка соответствует хореографии. В начале и середине танца поставлена пантомима как отвлекающий манёвр. Но он вне стилистики правил. Первые два элемента танца хорошо совпадают с музыкой, а потом соответствие музыки с элементами становится очень условным.

Конечно, музыка ритмического танца подчеркивает индивидуальность танцоров, но соответствует ли она правилам — большой вопрос. Правда, судьи уже давно не вдаются в подробности музыки этих танцоров. 

Произвольный танец

Габриэлла Пападакис и Гийом Сизерон / Фото: © Joosep Martinson — International Skating Union / Contributor / International Skating Union / Gettyimages.ru

Французские спортсмены патриотично выбрали «Элегию» французского композитора Габриеля Форе (ученика и друга Камиля Сен-Санса). Музыкальная композиция состоит из только одного произведения, в котором есть все компоненты, чтобы формально соответствовать правилам — смене ритма и темпа. Но называть эту музыку танцевальной очень проблематично.

«Элегию» впервые используют на льду. Новизна композиции как раз противоречит широко распространённой идее, что судьи могут позитивно воспринять только хорошо известную музыку. Конечно, тут дело в статусе фигуристов и таланте их катания. Вероятно, что уже в следующем сезоне мы услышим «Элегию» в программах других фигуристов. Но вряд ли у танцоров — это слишком самонадеянно.

Качество редактирования музыки прекрасно: все сложные разработочные элементы изъяты точно, и музыкальная форма осталась очень крепкой. Когда в фонограмме звучат лишь два инструмента (современно записанных), когда каждая нота хорошо слышна, то качество звучания на большой арене — на уровне.

Музыка соответствует хореографии: все возможные фразы и минимальные акценты тщательно обыграны. Помогает мелодия — вся в среднем темпе и не предполагающая резких движений. Однако всё это ближе к балету, чем к традиционным танцам на льду. Вполне может случиться, что скоро появится новый стиль, который вберёт в себя оба направления.

Что можно сказать о соответствии музыки с элементами танца? Интересно, что «Элегия» Форе существует в двух вариантах: виолончель и фортепиано, виолончель и симфонический оркестр. В оркестровом варианте эта композиция звучит гораздо более драматично и насыщенно. В фортепианном — более камерно и с меньшим диапазоном эмоций. Ещё несколько лет назад вопрос о фортепианном варианте у танцоров даже не стоял бы, но именно этот вариант звучит в танце Габриэлы и Гийома. Дело в том, что их стиль не предусматривает ярких контрастов в движениях: всё плавно перетекает от одного элемента к другому. Поэтому они предпочитают музыку поспокойнее. Так легче расставлять и делать элементы.

Мало сказать, что «Элегия» Форе соответствует индивидуальности Пападакис и Сизерона. Данная музыка — квинтэссенция индивидуального стиля дуэта, который они создали на основе своей одарённости и природных возможностей. Многие кинулись повторять этот стиль, забыв, что копии всегда хуже оригинала.

«Исполнительский потенциал ещё не исчерпан» — Александра Степанова и Иван Букин

Ритмический танец

Александра Степанова и Иван Букин / Фото: © REUTERS / Ints Kalnins

Музыкальная композиция состоит из трёх частей, и все они — самая настоящая танцевальная музыка. Если быть особо придирчивым, то отметим, что средняя часть — блюз — имеет неидеально блюзовый ритм, зато общий характер музыки весьма близок к блюзу. Предписанный правилами темп блюза заставил создателей несколько ускорить музыку, но от этого она стала ещё энергичнее. В первой и последней частях звучит ремикс песни «Everybody» группы «Backstreet Boys» в ритме хип-хоп. Видите, как даже название группы-исполнителя совпадает с темой танца этого сезона? Поиск данной музыки был долгим, но в итоге получилась отличная композиция.

Вся музыка, безусловно, новая для фигурного катания. Песня «Monster», выбранная для блюза, появилась лишь полтора года назад. И вообще, исполнять на льду репертуар «Backstreet Boys» крайне трудно.

Редактирование подобной музыки легко и сложно одновременно. Легко, потому что ритм везде очень четкий, остаётся только его соблюдать. А сложно, потому что надо следовать текстам песен при их необходимом сокращении и одновременно распределять материал по времени, для удобного исполнения элементов. Единственный неясный момент в танце — нелогичный переход от блюза к последней части.

Соответствие музыки и хореографии в этом танце очень сильное. Из старых «кирпичей» такую постановку не сделаешь. Очень важна хорошая синхронность со стилистикой блюза — на это судьи смотрят в первую очередь.

Большинство элементов соответствуют музыке. Вообще выбор быстрой музыки для любой танцевальной программы сейчас не в моде. Ведь легче и менее рискованно исполнять элементы с музыкой помедленнее. Зато какой сильный зрительный эффект происходит, когда скоростные по своей природе элементы исполняются под быструю музыку. Если до этого сезона стиль Александры и Ивана можно было коротко описать как атлетически-романтический, то новый ритм-танец показал: их исполнительский потенциал ещё не исчерпан.

Произвольный танец

Александра Степанова и Иван Букин / Фото: © Дмитрий Челяпин / Матч ТВ

Сбалансированная трехчастная музыкальная композиция полностью состоит из танцевальной музыки, и в этом её большое преимущество. Первая часть сразу начинается с темповой мелодии, что сегодня редко можно услышать на льду. Постоянное развитие не мелодического материала, а только ритмической фактуры (это сейчас очень современно) создаёт эффект нарастающего напряжения. Музыку исполняет исландская группа «Mum», известная своими электронными эффектами в сочетании с классическими и нетрадиционными инструментами. Вторая и третья части стилистически логично продолжают первую часть и наконец-то обозначают тему танца.

Всем знакомая песня Нино Роты «What Is a Youth» из фильма «Ромео и Джульетта» звучит в интерпретации Сары Алайн. Имя этой австралийской певицы и композитора, работающей в Японии, появилось на горизонте фигурного катания, когда Юдзуру Ханю выбрал её музыку для своего показательного номера. Находка такой музыки, где тема изложена в разных фактурах и темпах, из медленной естественно перетекает в быструю, — большой подарок для фигуристов. В итоге получилась удачная композиция, современная по оркестровке и способу изложения музыкального материала. В то же время, по своей структуре это классическая танцевальная программа.

Музыку танца смело можно назвать новой. Ведь раннее не звучавшая интерпретация известной песни, аранжированной в современной стилистике, придала танцу особый лирический колорит и новизну.

Качество редактирования музыки заслуживает похвал. Ритмический рисунок нигде не сбился, что часто происходит в работе с быстрой музыкой. Время вступления каждой новой части досконально просчитано.

Когда в музыке есть нарастания и спады, то для правильного звучания на большой арене важно сделать соответствующие корректировки. Здесь работу над качеством звучания провели, но всё же, начало второй части воспринимается громче, чем вся остальная музыка. Возможно, проблема и не в фонограмме, а в ошибке звукорежиссера ледовой арены.

При создании танцевальной музыки есть два пути: либо выбранная стилистика танца диктует выбор музыки, либо музыка определяет стиль танца. В итоге, успех танца определяется соответствием музыки и хореографии. Здесь получилось крепкое единство. Определённая новизна музыкального материала нашла отражение в хореографии танца, во множестве слияний акцентов и фраз в музыке с движениями, шагами и поддержками.

В целом вывод такой: Степанова и Букин сделали огромный шаг вперёд в интерпретации музыки. Сейчас они нашли свой, очень интересный индивидуальный стиль, которому полностью соответствует музыка их танцев. За этим стилем будущее.

«Дэвис и Смолкин ещё в процессе создания своего стиля» — Диана Дэвис и Глеб Смолкин

Ритмический танец

Композиция состоит из трёх частей, и, с музыкальной точки зрения, структурный баланс между ними неравномерный: последняя часть сильно короче предыдущих, и есть ощущение незавершенности. Музыка блюза не соответствует классическому блюзу (по своему ритмическому рисунку). Зато характер этой музыки не противоречит характеру настоящего блюза, что очень ценно. И темп музыки правильный. С темпом никто не рискует: судьи могут его просчитать и наказать при несоответствии. Вокруг блюза — первая и последняя части — заводной хип-хоп.

Новая для танцев на льду песня группы «Black Eyed Peas» очень удачно выбрана для этого дуэта. По редактированию музыки всё логично и на месте.

Качество звучания всей фонограммы отличное. В музыке стиля хип-хоп всегда используют самые передовые технологии записи инструментов и голосов, которые очень рельефно звучат на больших аренах.

Музыка и хореография соответствуют друг другу, но стилистика движений не везде сочетается с тем, что диктует музыка. Здесь частично «вина» правил, частично — постановки. Возможно, это и недостаточная подготовленность фигуристов к такому танцу.

Что касается соответствия элементов музыке, то можно заметить мелкие ритмические неточности. Опять же, спортивные требования навязывают постановщикам дилемму: либо точное следование музыке, либо качественное исполнение элементов. Элементы всегда важнее. В блюзе каждый шаг — открытая «книга» для судей, где проявляются все детали мастерства танцоров. Видимо, этому дуэту просто надо набраться опыта.

Произвольный танец

Музыкальная композиция танца соткана их двух частей со вступлением и заключением. Форма музыки крепкая и логичная. Продолжительность каждой части несколько дольше, чем обычно в танцевальных программах, но благодаря разнообразию материала ощущения затянутости нет.

Назвать музыку новой нельзя. Ведь мелодии из «Мулен Руж» звучат на соревнованиях разного уровня по несколько раз в день практически с первого дня выхода фильма на экраны. При такой тенденции данная музыка скоро достигнет повторяемости «Кармен». Но разговорные начало и конец танца всё-таки внесли свой процент новизны. Эта композиция может, конечно, существовать для Дианы и Глеба как промежуточный и учебный материал, но выносить её сейчас на высший международный уровень — рискованный шаг. Такое прощается только лидерам. На Олимпиаде судьи будут подсознательно сравнивать танец с предыдущими исполнителями под «Мулен Руж», и в чью пользу обернётся сравнение — непредсказуемо.

Качество редактирования музыки на уровне. Очень сложно сделать логичными переходы от раздела к разделу в трёх местах и точно уложиться в необходимое время, тем более, с такой знакомой музыкой. Редактировать известную всем композицию труднее, чем незнакомую. Также хорошо сбалансированы разговорные моменты с музыкой.

При существующих правилах сделать полное соответствие музыки и хореографии крайне сложно. Возьмем, к примеру, первую часть — танго. Всё, что можно было сделать с движениями и позами танго, сделано. Но там ещё есть масса движений, не имеющих никакого отношения к танго. А их надо исполнять, иначе все предписанные элементы не сделать вовремя. Поэтому постановщикам этого танца пришлось закрывать глаза (вернее, уши) и ставить некоторые элементы без соответствия с музыкой.

В целом, Дэвис и Смолкин ещё в процессе создания своего стиля. Возможно, они бы выглядели более интересно с менее известной музыкой. А нынешний материалы пока что не очень соответствует их индивидуальности. 

Читайте также:

* Соцсеть, признанная в России экстремистской