Тамара Москвина ничего не боится. Позвала зрителей, чтобы показать новые программы своих пар

Тамара Москвина ничего не боится. Позвала зрителей, чтобы показать новые программы своих пар
Фото: © Сергей Михайличенко / Матч ТВ
Фото, видео и впечатления Анастасии Паниной в репортаже «Матч ТВ».

В российском фигурном катании, как в бойцовском клубе, есть одно главное правило — никогда никому не показывай невкатанную новую программу. Это правило имеет смысл: порой публике недостает широкого взгляда, чтобы рассмотреть потенциал полуфабриката, но при этом она настолько категорична, что способна сделать первое впечатление похожим на приговор. Именно поэтому июнь и июль — разгар межсезонья — время, когда легче попасть на закрытую военную базу, чем узнать у тренеров и фигуристов, что там по выбору музыки, состоянию здоровья и графику подготовки.

Впрочем, у всякого правила должны быть исключения. Опытнейший тренер спортивных пар Тамара Москвина, кажется, вообще не верит в приметы и сглаз и при этом уверена в своих учениках, чтобы понимать — плюсы от выступления перед зрителями посреди лета перекрывают все возможные потери первого впечатления, если что-то пойдёт не так. Поэтому она не в первый раз устроила открытые показательные выступления спортсменов своего клуба для всех желающих. Чтобы увидеть новые программы, достаточно было только приехать на всесезонный курорт Игора в восьмидесяти километрах от Санкт-Петербурга.

Артур Минчук и Тамара Москвина / Фото: © Сергей Михайличенко / Матч ТВ

Премьера программ должна пройти в два этапа. Короткие были показаны в рамках мастер-класса 24 июля, произвольные публика увидит там же 14 августа. Между двумя выходами на лёд почти три недели, и этого достаточно, чтобы быть готовыми к рабочим прокатам произвольных — они почти в два раза длиннее и насыщеннее по элементам, чем короткие.

Москвина не была бы Москвиной, если бы не превратила мастер-класс одновременно в образовательное шоу для зрителей и тренинг личностного роста для спортсменов.

На реальных соревнованиях постоянно случается что-то, что может заставить нервничать и ошибаться. Например, проблемы с музыкой или слишком долгое выставление оценок предыдущей паре — как следствие, уже размявшиеся и готовые стартовать спортсмены долго наматывают круги по площадке, теряя концентрацию и запал. Не одна верная медаль была упущена таким образом.

Поэтому пока Александра Бойкова и Дмитрий Козловский раскатывались, Москвина сначала решала педагогические задачи с четверным сальховом Петра Гуменника — его новая короткая программа поставлена на композицию Тома Уокера «Leave a light on». Сальхов в прокате не получился, поэтому Петр по заданию Тамары Николаевны прыгал его до тех пор, пока не сделал без ошибок.

Фото: © Сергей Михайличенко / Матч ТВ

На Бойковой — Козловском ожидание старта никак не отразилось — вероятно, они не первый раз тренируют нештатные ситуации с задержкой начала проката. Премьера короткой программы на музыку Чайковского к балету «Лебединое озеро» прошла прекрасно. Параллельный тройной сальхов, выброс и подкрут — чисто. Стартовая и финальная поза — оммаж на балетную хореографию.

Идея взять музыку Чайковского принадлежит Александре Бойковой — разумеется, при поддержке Дмитрия Козловского и одобрении всей команды.

— Для меня это действительно была мечта детства — однажды кататься под эту музыку. Но в одиночном катании осуществить ее так и не получилось. В парном я как-то даже и забыла про такую возможность, хотя на балет ходила часто. И вообще «Щелкунчик» и «Лебединое озеро» — одни из моих любимых балетов, если говорить про классику. Я поговорила с Дмитрием насчёт «Лебединого озера», ему понравилась идея. Потом мы вместе переговорили с тренерами, они тоже одобрили. И потом уже пришли с музыкой к постановщику, увидев и с его стороны поддержку.
Фото: © Сергей Михайличенко / Матч ТВ

Ставил программу Николай Морозов. Его «Лебединое озеро» для Ильиных — Кацалапова помогло Елене и Никите завоевать бронзу в личном турнире и золото в команде в Сочи семь лет назад. В общем, Морозов — бренд, Чайковский — бренд в квадрате, и что главное — харизма пары Бойкова — Козловский точно совпадает со светлым пафосом «Лебединого озера» и способностью Морозова придумывать программы на разрыв аорты.

Александра Бойкова рассказала, как шла работа над постановкой:

— Николай Александрович всегда очень четко объясняет, что ты делаешь в программе, кого катаешь. Чуть ли не до каждого движения, что оно означает, какой посыл должно иметь. Причем он сначала спрашивает, какая задумка у тебя есть, например, на этот взмах рукой, взгляд на судей или на партнера. Ты говоришь свое мнение, он выслушивает и либо соглашается с тобой, либо предлагает свое. Поэтому мы быстро с ним всегда находим контакт. Мне кажется, это вообще его отличительная особенность. Он выстраивает тонкую связь со спортсменами, поэтому его постановки так тепло воспринимаются публикой и судьями.

Ну и, конечно, невозможно поставить достойную олимпийскую программу на музыку из балета, ни разу его не посмотрев:

— Мы бывали на этом балете много раз и в разных театрах. И в Михайловском, и в Мариинском, и в Александринском. Но лично для меня все же самые любимые постановки в Михайловском. Мне просто очень приятен этот театр в целом, и в частности их «Лебединое озеро» очень нравится. Раньше я ходила на него чуть ли не каждый год, сейчас реже, к сожалению, из-за графика тренировок, но вот на днях планируем сходить еще раз, — добавила Бойкова.
Фото: © Сергей Михайличенко / Матч ТВ

Тренер Артур Минчук прокомментировал выбор мощной классики:

— У них мощная подача, представление программы, скорость и сила пары — и на одном дыхании. Это все то, что мы хотели показать зрителям, и по мере вкатывания будем показывать еще больше.

Пока гремел Чайковский, а на льду летали Бойкова — Козловский, вдоль борта разминались действующие чемпионы мира Анастасия Мишина — Александр Галлямов. Что именно делала партнерша, мне с трибуны видно не было, но партнер на соперников не смотрел и был погружен в себя — большие наушники на голове и отрешенный взгляд. Но ведь на тренировках так абстрагироваться вряд ли получается, а контакт между одногруппниками-конкурентами значительно ближе. Одна раздевалка, один лед, одно внимание тренеров. Еще когда Мишина — Галлямов только переходили в группу к Москвиной и Минчуку, были опасения, что единственные звезды группы на тот момент — Бойкова — Козловский — воспримут это слишком близко к сердцу. К тому же первый после перехода сезон остался де-факто за новичками — Мишина — Галлямов слету выиграли чемпионат мира.

Фото: © Сергей Михайличенко / Матч ТВ

Впрочем, накануне Олимпиады счет титулам начинается с нуля. Тренер Артур Минчук так ответил на вопрос о том, не летают ли у них на тренировках искры:

— Как они уживаются? Думаю, в первую очередь об этом надо судить по прокатам сегодняшним, а прокаты удались. У нас нет проблем с искрами, ребята просто делают свою работу. Все вопросы личного характера, мешающие тренировкам, — это какое-то детство, мне кажется. Если в офисе сидеть рядом с тем, с кем ты конкурируешь, то что ж теперь, не работать, что ли. Они взрослые люди, у них взрослое отношение.

У Мишиной — Галлямова на следующий сезон остается прежняя короткая программа — на музыку к балету «Эсмеральда». Нет единого правила, как судьи относятся к таким решениям, потому что в олимпийский сезон фигуристы часто то сразу оставляют прошлогоднюю постановку, то возвращаются к ней прямо перед Играми. И это обычно не влияет на результат — с возвращенными программами Ханю выигрывал золото Пхенчхана, а Каролина Костнер — бронзу Сочи. Алина Загитова тоже два сезона выступала со своей произвольной «Дон Кихот», поставив финальную точку золотом Олимпиады-2018.

Фото: © Сергей Михайличенко / Матч ТВ

«Эсмеральда» же — штучная программа, показавшая Мишину — Галлямова под тем углом, под которым на них прежде не смотрели. Так мы узнали, что они могут быть не только двумя одиночниками со сложными поддержками и надежными прыжками, но и артистичной ироничной парой. Поэтому неудивительно, что тренеры решили ее не менять.

Программа немного обновилась в деталях по сравнению с прошлым сезоном, а к Олимпиаде будет шлифоваться еще. Элементы были исполнены без ошибок, но без дополнительного задания от Москвиной Анастасия и Александр не ушли — повторили выброс, поддержку свечкой с положением партнерши вниз головой и тодес. Тамара Николаевна считала обороты для четвертого уровня, зрители следили, спортсмены справились.

Отдельная история — чувство юмора Москвиной. Периодически в парадную петербургского парного катания прилетают камни из московской школы, и публично Тамара Николаевна это никогда не комментирует. Но тут не удержалась, при этом оставляя свои ремарки исключительно в контексте происходящего на льду. Вот, например, выступали юниоры Евгения Туманова — Георгий Куница. Тамара Николаевна их представила зрителям:

— Кстати, Куница — москвич. Он знает, где сильная школа парного катания — в Петербурге. Поэтому он приехал сюда тренироваться.

Куница действительно был одиночником и какое-то время катался в группе Этери Тутберидзе. В пару с Евгенией Тумановой он встал в декабре 2020-го.

Выброс паре не очень удался — партнерша упала. После проката Москвина попросила спортсменов не уходить без чистого выезда. Они снова попробовали, и девочка снова упала — Тамара Николаевна недовольна. Но не столько фактом ошибки, сколько реакцией партнера на нее. Артур Минчук отреагировал тоже:

— У нас в Петербурге, когда девушка падает, мальчик сразу поднимает партнершу. Гоша этому ещё пока только учится.
Фото: © Сергей Михайличенко / Матч ТВ

Зрителям, конечно, безумно интересно подсмотреть за работой на кухне фигурного катания. Москвина на примере Андрея Кутового объясняла нам критерии четвертого уровня для вращения в волчке, на примере Бойковой — Козловского — технику параллельного вращения. Екатерина Сторублевцева с партнером три раза перепрыгивали параллельный двойной аксель до состояния «пока не получится идеально» — и ведь получилось же. Скидки не было даже самой младшей участнице прокатов 11-летней Софии Пашко — она переволновалась и сорвала практически все прыжки. И кто знает, как отразился бы на ней этот негативный опыт, если бы тренеры позволили ей сразу уйти со льда. Они не позволили. Сначала Тамара Николаевна сняла напряжение, сказав, что из-за жаркой погоды хорошо готовая спортсменка решила охладиться, прикладываясь ко льду. А потом отправила Софию переделывать тройной лутц до чистой попытки.

Фото: © Сергей Михайличенко / Матч ТВ

После показательных выступлений было совсем редкое явление — совместное массовое катание мастеров со всеми желающими. Желающие нашлись и среди зрителей-любителей, и среди юных спортсменов. Фигуристам дарили подарки и цветы, просили подписать коньки и фотографии и бесконечно желали удачи. Давно я не видела таких счастливых глаз, причем у всех действующих лиц.

Фото: © Сергей Михайличенко / Матч ТВ

Фигуристы в голос благодарили тех, кто приехал. И меня просили передать эти слова читателям — мол, «спасибо, ужасно приятно видеть такой интерес к нам».

Для взрослых начинается первый по-настоящему взрослый олимпийский сезон. И несмотря на установку относиться к нему спокойно, о чем сказали в личной беседе Настя Мишина и Саша Галлямов, скорее всего, электричество конкуренции (а она в сборной России серьезнее, чем в среднем в мире) заставит всех серьезно понервничать. Но это все потом, а пока спортсменам было полезно быть увиденными, а болельщикам — услышанными. И связь в этой гармонии взаимного интереса — пояснение Тамары Москвиной:

 — Посмотрите, дорогие зрители, как я «мучаю» детишечек. Зато потом они выходят и прекрасно все исполняют.

И ведь это правда работает, Тамара Николаевна.

Смотреть на YouTube

Читайте также: