Хрупкий эльф с несгибаемым характером. В чем феномен лучшей фигуристки России Анны Щербаковой

Хрупкий эльф с несгибаемым характером. В чем феномен лучшей фигуристки России Анны Щербаковой
Анна Щербакова / Фото: © Raniero Corbelletti / AFLO / Global Look Press
Почему у Щербаковой высокие шансы безболезненно справиться с последствиями карантина?

«Матч ТВ» представляет серию материалов о лучших российских фигуристкахВчера мы рассуждали о карьере чемпионки Европы Алены Косторной, сегодня — о феномене двукратной чемпионки России Анне Щербаковой.

Чемпионат России среди женщин последние четыре года — это запредельный уровень конкуренции, психологическое давление и осознание цены ошибки в размере возможности дальнейшего продолжения сезона. Справиться со всем этим может та, кто не только набрала оптимальную форму, но и не дрогнула на одном льду рядом с победителями и призерами самых серьезных соревнований разных лет.

Выиграть же чемпионат России в современных реалиях — все равно что выйти живым из клетки с голодными тиграми. Анне Щербаковой подобное удалось дважды, и, пожалуй, это одна из самых емких ее характеристик как спортсменки.

Анна Щербакова / Фото: © Cheng Tingting / Xinhua / Global Look Press

Тоненькая и хрупкая, на льду Анна производит впечатление бесплотного эльфа, но три сложнейших четверных прыжка заставляют всех окружающих с этим эльфом считаться.

При этом пример Щербаковой наглядно показывает, что даже если ты способна собрать в одной произвольной программе три квада, победообразующую роль в женском одиночном катании продолжает играть тройной аксель. Главным образом, конечно, потому, что он разрешен в короткой программе, в отличие от четверных прыжков. Но поскольку в обозримом будущем Международный союз конькобежцев не собирается легализовать «короткие» четверные, фигуристки будут играть именно по этим правилам.

Математика проста. Если оставить за скобками короткую программу, по базе прыжков Анна превосходит Алену Косторную примерно на 16 баллов. Трижды Щербакова встречалась на соревнованиях сезона 2019/2020 с Косторной и трижды выиграла у нее произвольную программу. Это повторилось даже на чемпионате Европы с учетом трех недокрутов, сильно снижающих базовую стоимость и влияющих на ГОЕ. Но при этом лишь однажды преимущество Щербаковой в произвольной перекрыло ее отставание после короткой — как раз на чемпионате России.

На одном только обороте акселя Анна уступала Алене на разных стартах от 7 до 10 баллов. При этом на чемпионате Европы между ними уже не было значительного разрыва во второй оценке — в пределах двух баллов по сумме двух программ, и упали они одинаково — по одному разу. То есть это была настоящая война роз: кто окажется сильнее в прыжках и непрыжковых элементах.

https://www.instagram.com/p/B6wUX3vpUWR/

Про технику прыжков Анны специалисты и «специалисты» говорят разное. Есть, например, мнение, что она прыгает со значительным преротейшеном — скрадывает часть оборота в момент отталкивания. Справедливым будет принять тот факт, что пока правилами не предусмотрено наказание за преротейшен, претензии к прыжкам Щербаковой беспочвенны. В остальном все критерии выполнены — сложные заходы и выезды, высота и пролет.

Сейчас Анна, как и все остальные спортсмены, старается поддерживать форму домашними тренировками и с тревогой ждет, как надолго еще затянется период отсутствия льда. Однако предположительно лучшие шансы выйти из самоизоляции с наименьшими потерями именно у нее — три года назад Щербаковой уже приходилось переживать опыт многомесячного пропуска тренировок. На летних сборах перед сезоном 2017/2018 фигуристка сломала ногу на простом для себя каскаде лутц-риттбергер. Восстановление было долгим и мучительным — по словам Анны, помогло ей то, что тогда она не участвовала в международных соревнованиях. Без форсирования училась заново ходить, кататься и прыгать, а потом вернула четверной лутц.

В чем черпает свою силу нежная Анна? Она выросла в дружной семье и, кажется, очень к ней привязана. И в радости, и в горе они проводят время большой компанией в загородном доме. Так сначала без интернета весело встречали Новый год 2020, хором отмеряя каждый удар курантов, а теперь все вместе ждут окончания самоизоляции — помимо Анны с родными сестрами и ее родителей, с ними еще живут тетя и двоюродная сестра. К сожалению, несколько дней назад Аня потеряла друга — у нее умерла любимая собака Бони.

https://www.instagram.com/p/B-Rrv8RpH0e/

В одном из интервью в начале сезона Анна рассказывала о своем распорядке дня. Судя по тому, сколько времени она уделяет школе и репетиторам наряду с тренировками, вопросы «как?» и «когда?» о ее английском и общей образованности отпадают сами собой.

Щербакова в свои 16 лет едва ли не лучше всех в сборной владеет английским — по крайней мере среди тех, кто никогда не тренировался в Европе или Америке. А еще у нее поразительно грамотная речь, которую при расшифровке комментариев из микст-зоны практически не приходится исправлять.

Но, возможно, самый большой дар умницы Щербаковой — во внутреннем природном магнетизме. Стоит ей только начать двигаться вслед за зазвучавшей музыкой, оторвать взгляд от изящной фигурки на льду уже невозможно. Она не сносит зрителей наповал энергией цунами, как это делает Александра Трусова, не покоряет открытой искренностью, как смешливая Алена Косторная. Щербакова как воин будущего, чья суперсила — интеллект и эмпатия. Возможно, именно эти качества привлекли в Анне спонсоров — с недавних пор она стала атлетом культового бренда спортивной одежды.

Анна Щербакова / Фото: © Raniero Corbelletti / AFLO / Global Look Press

Этот магнетизм как яркую индивидуальность фигуристки не могла не заметить Этери Тутберидзе, под руководством которой Анна работает последние 7 лет. Все программы Щербаковой в сознательном спортивном возрасте — мистические и притягательные. И «Dreamcatcher», и «A Comme Amour», и «Рондо Каприччиозо», и «Жар-птица». Особняком стоит «Парфюмер» — короткая программа нынешнего сезона. Анна была в ней так убедительна, что становилось жутковато. Каким-то образом ей удалось передать флер того самого идеального аромата, который страшной ценой загубленной жизни создал жестокий убийца Жан-Батист Гренуй.

Читайте также: