«Танцы очень люблю смотреть, но себя там не вижу». Губанова — о тренерах, хейтерах и конкуренции

«Танцы очень люблю смотреть, но себя там не вижу». Губанова — о тренерах, хейтерах и конкуренции
Анастасия Губанова / Фото: © РИА Новости / Нина Зотина
Одна из самых компонентных фигуристок России не оставляет мечту об Олимпиаде.
  • В 13 лет Анастасия Губанова была на лидерских позициях в сборной России — в финале Гран-при среди юниоров 2016/2017 она стала серебряным призером вслед за Алиной Загитовой.
  •  Многие эксперты считали Настю одной из самых перспективных одиночниц, отмечая ее мягкое скольжение и чувство музыки. 
  • Правда, на Олимпиаду в Пхенчхане Губановой попасть не удалось.

С тех пор в ее жизни произошло много контрастных событий: смена тренеров, травмы, неудачи на стартах и атака неадекватных фанатов. После летней травли новый тренер Губановой — Евгений Рукавицын — категорически запретил своей ученице общаться с журналистами до тех пор, пока она не покажет первые результаты под его руководством.

Завоевав медали на двух этапах Кубка России этого сезона, Анастасия согласилась рассказать, как складывается ее жизнь после ухода из ЦСКА. В дождливую субботу «Матч ТВ» встретился с ней в здании родного катка в перерыве между тренировками и школьными репетиторами.

Из этого интервью вы узнаете:

  • почему «отчисление» Насти из ЦСКА до сих пор загадка
  • как интернет-травля довела фигуристку до слез и изоляции
  • что изменилось в жизни Губановой после перехода к Рукавицыну
  • лучше кататься на злости или позитиве
  • реально ли дружить с конкурентами
  • что Настя делает для победы на Олимпиаде
Анастасия Губанова, Алина Загитова и Каори Сакамото / Фото: © Mutsu Kawamori / Global Look Press

«Эта волна негатива довела меня до слез. Я живой человек»

— У меня сложилось впечатление, что в соцсетях вы по-прежнему в изоляции: у вас ограничен доступ к страницам, закрыты сообщения. Интервью я согласовывала через Евгения Владимировича…

— Есть такое, и вообще я редко фотографии выкладываю. Думаю, летом правильно было не реагировать на оскорбления, чтобы сохранить здоровье. Сейчас порой читаю новости и комментарии в группах, но общаюсь с людьми очень избирательно.

— Тяжело переживали атаку хейтеров?

— Это было ужасно. Столько гневных отзывов и оскорблений в прессе, социальных сетях! Выхожу здесь с тренировки, открываю свою страницу, а там масса комментариев под последней фотографией. Люди писали гадости в мой адрес, что-то доказывали друг другу, ругались.

Честно говоря, вначале я не придала этому значения и посмеялась. Но травля продолжалась, я закрыла комментарии… Начали атаковать предыдущие посты, затем еще более ранние, в личные сообщения писали. В итоге нервы не выдержали, эта волна негатива довела меня до слез. Я все-таки живой человек.

— Как получилось справиться с травлей?

— Семья и тренеры очень помогли. Меня долго успокаивали и дома, и на катке. На какое-то время я закрылась от внешнего мира, журналистов и соцсетей, потому что это наносило ущерб психике, да и на работе могло плохо сказаться. К счастью, сейчас я отпустила ситуацию и спокойно отношусь к летнему скандалу.

— Проясните историю с вашим приходом в ЦСКА и последующим «отчислением»?

— В определенный момент я поняла, что надо двигаться дальше. У нас с Ангелиной Николаевной (Туренко. — «Матч ТВ») произошел небольшой конфликт, важны были перемены. В ЦСКА катались сильные спортсмены, это вдохновляло, и мой папа позвонил Елене Германовне. Она практически сразу согласилась меня взять — прежде видела на соревнованиях.

А что касается решения уйти из ЦСКА, я не могу сказать, что на это повлияло какое-то однократное событие. Да, весной я не справлялась со всеми нагрузками из-за травмы. Возможно, тренеры хотели сразу высоких результатов, а я не соответствовала их ожиданиям.

Еще мне было трудно жить одной в Москве — и в моральном плане, и бытовом. На первые тренировки мама отправилась со мной — мы жили то в гостинице, то в съемных комнатах. Потом мне дали место в студенческом интернате при ЦСКА, и она вернулась в Питер. Близких друзей в Москве у меня не было. Я хорошо общалась со всеми одногруппниками, с девочками из секции гимнастики, но они не могли заменить семью.

Мы с Еленой Германовной спокойно поговорили, оценили ситуацию и приняли обоюдное решение, что я ухожу из группы.

https://www.instagram.com/p/Bpj5yVan6LY/

— Как думаете, почему тренер озвучила в прессе неприятную формулировку «отчисление за несоответствие спортивной форме»?

— Сама удивилась, когда это увидела. Мы ведь расстались мирно — я пришла с букетом цветов, искренне поблагодарила Елену Германовну за все, что она в меня вложила. Слова «отчисление» во время наших последних встреч ни разу не звучало.

— За прошедшие месяцы вы получили объяснение у Буяновой?

— Нет, я ни разу с ней не связывалась.

«Родителей, брата и сестру прошу не приходить на турниры»

— Итак, ваш новый тренер — Евгений Рукавицын. Как договорились о сотрудничестве?

— Мы раньше были знакомы, виделись почти каждый день — группа Ангелины Николаевны много лет базируется здесь, в Академии. Честно говоря, после истории с ЦСКА я была на распутье: думала — то ли уходить, то ли взять перерыв. Определенности не было, и я уехала в Тольятти к бабушке. Почти две недели отдыхала от всего. Вроде никаких обязательств и расписания. Но я соскучилась по льду, поняла, что не могу жить без фигурного катания. Мы с родителями решили, что нельзя бросать любимое дело, и пошли к Евгению Владимировичу. К счастью, он принял меня в группу.

— Я наблюдала за вами на этапе Кубка России, который проходил в Петербурге. Готовясь к выходу на лед, вы выглядели очень спокойной и счастливой. Ваша жизнь после возвращения сюда стала действительно стала размеренной?

— Конечно, здесь ведь семья и родные стены. В этом ледовом я катаюсь почти всю сознательную жизнь, знаю каждый уголок. Новые тренеры уделяют мне столько внимания, развивают с разных сторон. И главное, они научили меня спокойнее относиться к соревнованиям. Если раньше я все время нервничала, то теперь каждый публичный выход на лед воспринимаю как праздник.

Правда, родителей, брата и сестру прошу не приходить на турниры. Когда они приходили раньше, я особенно боялась разочаровать их, начинался мандраж. Родным тоже нелегко смотреть, как я катаюсь, даже в прямом эфире. Мы слишком эмоционально все воспринимаем.

https://www.instagram.com/p/BqB6_BxBp04/

— Судя по всему, ваша карьера в спорте стала возможна благодаря большим усилиям родителей?

— Да. В 2006 году мама все бросила и повезла меня из Тольятти в Петербург. Первое время жили у родственников, папа остался работать, поддерживал нас финансово. Затем родители продали квартиру в Тольятти, и папа приехал сюда. Была масса проблем, им пришлось пахать, в том числе по ночам, чтобы обеспечить мои тренировки. Сейчас все стабилизировалось: мы снимаем квартиру рядом с Академией, у меня есть сестренка и братик. Сестра, кстати, тоже занимается фигурным катанием, ей 9 лет.

— У вас уникальный хореограф — Ольга Глинка, художественная гимнастка в прошлом. Чем вам особенно полезен ее спортивный опыт? Когда ждать коронный шпагат Липницкой?

— С Ольгой Германовной мы занимаемся, как правило, в зале. Она учит нас нестандартным элементам с добавлением рук, медленным танцам, модерну. Работаем у станка. Что касается Юли, то у нее такая растяжка от природы. Конечно, я тоже делаю шпагат и вставляю его в программы, но он другой.

— Расскажите о новой произвольной под музыку из фильма «Семнадцать мгновений весны».

— Многие, наверное, подумали, что я изображаю жену Штирлица. А на самом деле, у меня абстрактный образ боли. Представьте себе поле, на противоположных сторонах которого стоят военные. Начинается сражение, пули летят и поражают солдат. Я как будто чувствую боль этих людей, их скорбь от того, что они так рано умирают и больше не увидят тех, кого любят. Также я выражаю боль офицера, главного героя фильма, и его супруги во время войны. Этот образ — задумка Валентина Николаевича Молотова.

— Вы в новом сезоне кардинально сменили стиль костюмов — от градиента и кружев к строгому покрою и спокойным цветам. Это как-то связано с вашими внутренними переменами?

— Очень люблю то кружевное платье, его шила московский дизайнер Наталья Покровская. Программа была посвящена любви к природе, и костюм получился очень нежным. Правда, с первым вариантом были технические проблемы, и его решили сменить.

В этом году я не задумывалась о том, чтобы специально менять стиль. Просто образы разные. «17 мгновений весны» — это советский фильм о военном времени, мировой трагедии. Кино, как вы помните, черно-белое, и пастельные тона здесь очень в тему. Хореографы предложили такой дизайн. В будущем для новых программ, возможно, что-то яркое сошьем.

https://www.instagram.com/p/B3laf-0JAAy/

— Некоторые спортсмены говорят, что у них получается хорошо выступать на злости. Вам помогает такое состояние?

— Был опыт в сезоне 2016/2017. Как-то так складывалось, что я почти на всех стартах ошибалась в короткой программе, была недовольна и в произвольную выходила с чувством, что надо реабилитироваться. Это стимулировало, и я действительно показывала высокий результат. Но знаете, в этом году я поняла, что лучше кататься с гармонией в душе. Никакая злость и зацикленность на «отыграть потерянные баллы» не помогут, если ты плохо готова. Сейчас я иду на лед с позитивом и максимально спокойно. Мне нравится именно это состояние.

— Вы дружите с Лизой Нугумановой, вашей одногруппницей. Теплые отношения мешают конкуренции?

— Да, мы с детства подруги, хоть и катались в разных группах. Так вышло, что Лиза была в группе Мишина, в то время как я у Туренко. А прошлый сезон, пока я была в ЦСКА, Лиза занималась у Ангелины Николаевны. Я стараюсь разграничивать личное и спорт. Когда выхожу на прокат, думаю о себе, а не о том, чтобы кого-то победить, тем более друга.

— Задам вопрос наоборот: соперничество на последних стартах влияет на вашу дружбу? Все-таки у вас с Лизой борьба «место в место», а не в разных разминках.

— Я просто стараюсь отодвинуть эти мысли. Да, бывает напряжение, когда от чужого проката зависит твой результат. Но если соперник сегодня тебя одолел, или ты его, главное — чтобы никто не зазнался. Есть работа, а есть человек. Место на пьедестале не мешает Лизе быть отличным другом.

https://www.instagram.com/p/B2KWEUYp7Bs/

«Результат можно объявить, когда без удочки прыгну четверной на соревнованиях»

— Самая ценная для вас завоеванная медаль на данный момент?

— Серебро на юниорском финале Гран-при в 2016 году. Я была в лидерах в том сезоне, и в финале получился особенно эмоциональный прокат произвольной программы под музыку «Ромео и Джульетта». Хотелось показать чуткое и осмысленное катание, внутреннюю чистоту героини. Я ведь как раз была в возрасте Джульетты. До сих пор часто пересматриваю то выступление и плачу, аж дрожь пробирает.

— На каких турнирах мы увидим вас в этом сезоне?

— В конце октября выступаю на этапе Кубка России в Сочи. Мне важно добиться успехов там, чтобы отобраться на чемпионат России. Возможно, до конца года поучаствую в дополнительных челленджерах, тренеры сейчас это решают. А дальнейшее расписание будет зависеть от итогов чемпионата страны.

— Сейчас в Канаде на Гран-при выступают три российских одиночницы. Как вам их результаты?

— Саша (Трусова. — «Матч ТВ») большая молодец. Женю (Медведеву. — «Матч ТВ») очень жалко. Она ведь трудоголик, мы с ней тренировались на одном льду прошлым летом в ЦСКА. Я видела, как она работает и старается отточить каждый жест. Хочется верить, что ошибки в короткой программе были досадной случайностью, и дальше у Жени пойдут успехи. Сима (Саханович. — «Матч ТВ») молодец — достойно каталась, за исключением помарки на каскаде. А из иностранных одиночниц меня впечатлили Рика Кихира и Ю Ён.

— Вы говорили, что ваша глобальная цель — Олимпиада в Пекине. Без элементов ультра-си девочки уже вряд ли завоюют там медали. Как у вас дела с четверными прыжками и сложными каскадами?

— В конце прошлого сезона я учила четверной. Сейчас нет на это времени — у меня готовые программы с собранными элементами, и я должна их накатывать до автоматизма. В межсезонье, как будет перерыв, хочу вернуться к кваду. Результат можно объявить, когда сама без удочки прыгну четверной на соревнованиях.

Анастасия Губанова / Фото: © Yohei Osada / Global Look Press

— Учитывая безумную конкуренцию в женском катании, почему талантливые российские фигуристки редко пробуют себя в других дисциплинах?

— Возможно, кому-то партнера не подобрать по параметрам. Где-то условий и стабильности нет. Не берусь судить о других. Могу только за себя сказать, что боюсь высоты и потому не представляю себя в выбросах, высоченных поддержках. Танцы очень люблю смотреть, но себя я там не вижу. Все-таки люблю одиночное катание, это мое призвание.

— В Америке уже поднимается вопрос о том, чтобы разделить женское фигурное катание на тех, кто прыгает ультра-си, и тех, кто делает акцент на хореографию, скольжение. Справедливо ли, на ваш взгляд, ввести такую градацию? 

— Я только за! Нечестно, когда у кого-то хорошая техника, но прыжки вытесняют чистоту линий, артистизм. А если человек умеет красиво скользить и показывать хореографию, это другие аспекты работы, такие фигуристки тоже достойны наград.

Поэтому буду рада, если разграничат нашу дисциплину. Зрителей фигурное катание от этого точно не потеряет. Баланс сложности и артистизма важнее, чем погоня за элементами. Так что еще вопрос, какой из двух вариантов женского катания стал бы более популярным.

Читайте также:

Нет связи