Почему фигуристы так любят «Кармен»? Топ лучших программ на все времена по версии «Матч ТВ»

Почему фигуристы так любят «Кармен»? Топ лучших программ на все времена по версии «Матч ТВ»
Алина Загитова / Фото: © Yutaka / Global Look Press
От Бестемьяновой и Букина до Загитовой.

25 октября — день рождения французского композитора Жоржа Бизе, который внес огромный вклад в развитие фигурного катания. Он создал одно из самых популярных среди фигуристов произведений — «Кармен». В день рождения композитора «Матч ТВ» пробует разобраться в феномене востребованности этой музыки и вспомнить лучшие программы «Кармен» на все времена.

  • Премьера написанной Жоржем Бизе оперы «Кармен» прошла в 1875 году в парижской «Опера-Комик»
  • Спустя почти 100 лет русский композитор Родион Щедрин на основе оперы Бизе создает «Кармен-сюиту» — одноактный балет, впервые поставленный на сцене Большого театра с балериной Майей Плисецкой в главной роли
  • Произведения отличаются друг от друга оркестровкой (сюита — для оркестра без духовых инструментов), сжатыми музыкальными фрагментами в балете и широтой либретто — в сюите пристальное внимание уделено линии Хосе и Кармен, а остальные сюжетные линии приглушены
  • Главные действующие лица: цыганка Кармен, влюбленный в нее сержант драгунского полка Хосе и возлюбленный ею тореодор Эскамильо

История, в основе которой лежит любовная линия с конфликтом, наиболее полно раскрывалась в танцах на льду. С них и начнем.

Наталья Бестемьянова и Андрей Букин / Фото: © РИА Новости / Борис Кауфман

Наталья Бестемьянова — Андрей Букин, 1985 год

Музыку предложила тренер дуэта Татьяна Тарасова. Наталья сначала была не в восторге, потому что боялась пересечений образов с Ириной Моисеевой — Андреем Миненковым, не так давно под нее выступавших. Но у Бестемьяновой — Букина получилась совсем другая «Кармен», и неудивительно, учитывая, сколько сил они вложили в осмысление своих персонажей.

Танец был поставлен быстро, кроме последней части — никак не могли придумать, как именно «Хосе» Андрей будет «убивать» «Кармен» Наталью. В книге «Пара, в которой трое», Наталья вспоминает о восприятии образа своей героини:

— Это была моя Кармен. Я вкладывала в нее все, что есть во мне. Я оправдывала ее, иначе как бы я могла стать ею? Я почти в любой ситуации женщин оправдываю.

Андрей понимал Хосе по-своему:

— Мне Тарасова определила три роли: Хозе, Тореадор и Смерть. От третьей я решил отказаться, оставить только две — Хозе и Тореадора, причем предпочтение отдавал первому. Я понимал чувства человека, который любит до беспамятства и которого уже ничего не остановит. Такая любовь называется роковой, и конец ее всегда трагичен. Кармен же обычная женщина, и ведет она себя так, как вела бы себя любая — это мое мнение. Я видел, как себя ведут тореадоры на корриде. Такому типу мужчин все равно, Кармен с ним рядом или другая женщина. Ему дорога только собственная мужская слава. И в той части, где коррида, я убираю Наташу к себе за спину. А в первой части нес на руках, дышал на нее.

Наталья постоянно перечитывала новеллу Проспера Мериме, представляя, как можно пластически обыграть тот или иной эпизод. Один из предложенных ею элементов в результате так понравился Татьяне Тарасовой, что она согласилась включить его в постановку.

На чемпионате Европы 1985 года Бестемьяновой — Букину стоя аплодировала великая Майя Плисецкая.

Татьяна Навка и Роман Костомаров / Фото: © РИА Новости / Сергей Пятаков

Татьяна Навка — Роман Костомаров, 2006 год

Татьяна Навка — Роман Костомаров выбрали «Кармен» для произвольного танца на Олимпиаде-2006 и с блеском выиграли золото. Идею подал Александр Жулин — он сам когда-то мечтал кататься под музыку Бизе. Для многих поклонников фигурного катания до сих пор именно Кармен Навки остается эталоном. Чтобы гармонично сыграть эту роль, блондинке Татьяне не помешала даже противоположная Кармен природная фактура.

Сама Татьяна считала идеальной Кармен Майю Плисецкую. Под впечатлением от балета с ее участием и был создан образ, который увидели зрители в Турине. Татьяна и Роман говорили, что постановка давалась им легко — возможно, сказалось сходство характеров персонажей и исполнителей.

Тесса Вертью и Скотт Моир / Фото: © Julian Finney / Staff / Getty Images Sport / Gettyimages.ru

Тесса Вертью — Скотт Моир, 2012 год

Пожалуй, это самая небанальная интерпретация Кармен-сюиты. Здесь нет прямых отсылок к цыганке, солдату и тореодору, нет расшитого золотом болеро у партнера и черно-красных оборок на платье партнерши. «Кармен» Тессы и Скотта — взрослый провокационный танец про роковую любовь, которая может убить.

Изначально, когда программа была почти поставлена, фигуристы поняли — она выходит слишком обычной. Тогда вместе с тренером Мариной Зуевой было принято решение обратиться за помощью к хореографу Дженнифер Свон — когда-то она занималась балетом с маленькой Тессой. Свон взялась за работу и… почти полностью поменяла танец.

В классических трактовках в финале Хосе убивает Кармен. Тесса и Скотт хотели уйти от этой версии, предложив альтернативу — Тесса-Кармен получает свободу, а персонаж Скотта разрушен любовью, от него ничего не осталось.

Примечательно, что уникальным танцем со сложнейшими поддержками Вертью — Моир проиграли на домашнем льду принципиальным соперникам Дэвис — Уайт.

Елена Ильиных и Руслан Жиганшин / Фото: © Stringer / Global Look Press

Елена Ильиных — Руслан Жиганшин, 2014 год

Этот короткий танец был первым для Елены и Руслана в новой паре. Они только что тяжело разошлись со своими бывшими партнерами и должны были громко заявить миру о селбе. Выбор «Кармен» полностью оправдался: образ цыганки прекрасно лег на взрывную Елену, Руслан достойно справился с ролью Эскамильо. Над танцем работал испанский хореограф Антонио Нахарро, а на лед его переносила тренер пары Елена Кустарова.

Елена Ильных потом говорила в интервью, что «Кармен» была из разряда программ, которая сама ведет спортсмена за собой, в каком бы состоянии он не вышел на лед.

— Перед чемпионатом Европы я сильно отравилась — не спала из-за этого всю ночь, еле заставила себя встать с кровати и поехать на каток, мы ужасно провели утреннюю тренировку. А когда вышли выступать и я услышала музыку, все куда-то ушло — включая мое полуобморочное состояние (источник — Спорт-Экспресс).

С этим танцем новая пара с ходу выиграла медаль этапа гран-при, отобралась в финал серии, хотя здесь не обошлось и без везения, а потом выиграла чемпионат России и малые серебряные медали чемпионата Европы.

Ксения Столбова и Федор Климов / Фото: © РИА Новости / Александр Вильф

Ксения Столбова — Федор Климов, 2017 год

Спортивные пары редко берут «Кармен», возможно, потому, что это музыка с высоким темпом и множеством акцентов, которые трудно совместить с ритмом технически сложных парных элементов. Но Ксения Столбова и Федор Климов рискнули. Так вышло, что «Кармен» стала последней произвольной программой в их совместной карьере.

Олимпийскому сезону — победительная музыка, и программа получилась поистине победительной — особенной, как все их постановки. Увы, Пхенчхан ее не увидел — Ксения Столбова оказалась в числе атлетов из России, которым Международный Олимпийский Комитет не прислал приглашение на Игры без объявления причин. 

После чемпионата мира 2018 пара Столбова — Климов прекратила свое существование.

Одиночное катание: от Катарины Витт до Алины Загитовой

Для фигуристов-одиночников «Кармен» — музыка из разряда «каждый должен взять хотя бы раз в жизни».

Под нее становились олимпийскими чемпионами Виктор Петренко и Аделина Сотникова. С ней не стал олимпийским чемпионом Солт-Лейк-Сити Евгений Плющенко. «Кармен» выбирали Ирина Слуцкая, Саша Коэн, Мишель Кван и многие другие.

Особняком в этом ряду ретроспективных постановок под музыку Бизе и оркестровку Щедрина стоит Катарина Витт — двукратная олимпийская чемпионка.

Катарина Витт / Фото: © Global Look Press

Олимпиада в Калгари прошла под знаком принципиального соперничества двух Кармен — Катарины Витт и Дэби Томас, программу которой поставил сам Михаил Барышников. Тем не менее победила Витт, и не только потому что Дэби ошиблась.

Если смотреть на «Кармен» Катарины с высоты 2019 года — в глаза бросится обилие беговых шагов, длинные заходы на прыжки и кажущаяся простота самих прыжков. Но это не отменяет блестящей постановки и выдающегося артистического таланта Катарины. К тому же в эту программу Катарина вплела историю своей жизни — тогда она металась между двумя мужчинами, в которых она была влюблена, но ни с одним из них не видела будущего. Ей просто невозможно было сопротивляться и не верить.

Современные фигуристы тоже любят музыкальную классику. Только в прошлом сезоне в сборной России было сразу три Кармен — у Максима Ковтуна, Михаила Коляды и Алины Загитовой.

Когда Алине поставили эту программу, ей было всего 16 лет. По понятным причинам никаких глубинных смыслов о разрушительной страсти тренеры фигуристки в программу не вкладывали. Даниил Глейхенгауз позже объяснял, что они руководствовались нехудожественными амбициозными целями — сделать такие программы, чтобы еще года три-четыре никто не брал эту музыку, понимая, что им не исполнить их лучше Загитовой.

Алина Загитова / Фото: © РИА Новости/Алексей Филиппов

Получилось ли? Вполне, хотя и не сразу. Хореография программы считывается внимательным зрителем, как книга — вот Кармен флиртует и обольщает, вот из-за своей пылкой натуры попадает в неприятности и под арест (помните момент со «связанными» за спиной руками?), но успевает сбежать при помощи Хосе. В финале мы видим Кармен, готовую принять любую судьбу, но все равно непокоренную. «Свободной родилась — свободной и умру!» — таковы ее последние слова в новелле.

На чемпионате мира Алине удалось представить произвольную программу в идеальном виде. Похоже, план тренерского штаба сработал — в этом году смельчаков с «Кармен» пока не наблюдается.

Но мы точно еще не раз услышим на льду узнаваемые колокола, торжественный марш тореодора и обольстительную «Хабанеру». Потому что «Кармен» — намоленная не одним поколением спортсменов лучшая музыка для хореографического показа конфликта, отношений между мужчиной и женщиной, вольнолюбивого характера героев и финала, полного злого рока и трагедии.

Читайте также:

Нет связи