18-летняя Станислава Константинова в минувшем сезоне сумела совершить почти невозможное — в условиях сильнейшей конкуренции она стала четвертой, а фактически — лучшей среди взрослых фигуристок на национальном чемпионате, получила место в сборной и отобралась на чемпионат Европы. Потом была бронзовая медаль Универсиады в Красноярске, а вот мировое первенство прошло уже без участия Станиславы.
Впереди предсезонная подготовка и постановка новых программ — лучшее время узнать о спортсменах чуть больше, чем позволяет формат официальных комментариев в микст-зоне и на пресс-конференциях.
Для интервью мы со Стасей встретились в Санкт-Петербурге в необычном кафе, расположенном посреди ярмарки фермерских продуктов.
Говорили о разном.
- Почему важно проживать неудачи
- Зачем спортсмену нужен порядок в голове и комнате
- В чем опасность изучения тройного акселя
- Чему ее научили родители
- Где искать Станиславу, если вы пошли с ней по магазинам и потерялись
«Целый год слушала «Мулен Руж» и думала — когда-нибудь обязательно это скатаю»
— Мы встретились сегодня в весьма необычном месте. Почему?
— Здесь немноголюдно, спокойно, вкусная еда и хороший кофе. Плюс недалеко от катка и дома. Словом, мне нравится. Здесь еще находится фитнес-центр, где моя сестра занимается ОФП, поэтому ходим сюда часто.
— Вы производите впечатление настоящей петербурженки. Словно в вашей сумочке лежит томик Мандельштама, но в случае опасности вы сможете постоять и за себя, и за правду со справедливостью. Это близко к истине?
— Довольно близко. Со стороны я могу показаться немного отрешенной, потому что никогда не улыбаюсь просто так. Никогда не буду льстить или лукавить — скажу всё прямо. И я действительно могу за себя постоять, даже если выгляжу мягкой и молчаливой. Мама с детства говорит, что я за справедливость, что я любитель правды.
Наверное, со мной непросто общаться близко — я ведь не всех к себе подпускаю. У меня есть чутье на людей.
— Как думаете, вам это помогает или мешает в жизни?
— С одной стороны, это позволяет мне жить в гармонии с собой. С другой, ситуации бывают разные: иногда от тебя ничего не зависит и гораздо полезнее было бы просто смириться. Я хочу научиться ловить баланс между этими крайностями.
— У вас в этом сезоне были очень яркие программы — «Малагенья» и «Анна Каренина». Такое удачное попадание в образ добавляет сложности при выборе музыки на следующий год. Как решали эту задачу?
— Я обязательно прислушиваюсь к своим ощущениям при выборе музыки. Один из главных критериев — первое впечатление. Как правило, к началу постановочной работы я уже знаю, кем хочу себя видеть, и тренеры имеют свое представление. Остается это всё соединить.
Например, «Анну Каренину» предложила моя хореограф. Мы с середины позапрошлого сезона знали, что будем ставить ее. Женственный вальс — не то что бы совершенно чужое для меня на тот момент, но всё же новое. Я была не против, потому что хочу развиваться.
А «Малагенья» уже была моей идеей. Я много раз слышала эту музыку, когда катались другие, и каждый раз сама горела изнутри.
Открыть видео— Вы одна из немногих, кто уже объявил музыку к новым программам. Расскажите о них.
— В короткой мы хотели сделать что-то, отличающееся от моего привычного экспрессивного стиля и резких рук, — нежное и плавное, и чтобы музыка мне в этом помогала. Сначала думали взять что-то вроде Шопена — спокойное и мелодичное. Я-то себя могу представить под любую музыку, но со стороны тренерам виднее, подойдет ли это мне.
Ольга Юрьевна (Зотова — хореограф группы Валентины Чеботаревой. — «Матч ТВ») принесла «Февраль» Левашкевича — и я просто выдохнула. Конечно, я знала эту музыку: под нее катались Юко Кавагути — Александр Смирнов, Полина Цурская… Она мне очень нравилась. Но в плане программы я о ней не думала. Когда поняла, что именно предлагает тренер, — о, вы не представляете, какие у меня были глаза! Музыка попала прямо в сердце.
Это абсолютное внешнее спокойствие и неукротимая буря внутри. Эта музыка напоминает мне меня.
Сейчас мы много работаем над программой. Ставим сложно — не так, как раньше, стараемся не использовать старые движения.
— Выбор для произвольной — «Мулен Руж»…
— Мне всегда нравилась «Танго Роксан», а олимпийский прокат Тессы и Скотта (Вертью — Моир. — «Матч ТВ») с этой красивой съемкой я посмотрела ну просто миллиард раз! Тренеры остановили мой порыв, объяснив, что от этой музыки меня будут захлестывать эмоции. К тому же это танго целиком, на наш взгляд, тяжело воспринимается в качестве программы одиночницы. Получилось бы спорно, а хотелось вариант наверняка.
Тогда я оставила эту идею и просто продолжила слушать песню в своем плейлисте. Как-то решила послушать другие композиции к фильму, потом посмотрела программу Эшли Вагнер. Конечно, я ее и раньше видела, но на этот раз меня интересовала прицельно музыка и постановка. Это ведь была ее визитная карточка — Эшли с ней выигрывала большие медали и вытаскивала себя после не лучших прокатов короткой этой произвольной программой. Видно было, как ей нравится музыка, как идет эта тема и насколько помогает эмоционально.
Мы решили скомпоновать музыку, я принесла тренерам, и им сначала не понравилось. Я, конечно, очень расстроилась. Морально уже отказалась от этой идеи, но продолжала гонять музыку в плейлисте. Я целый год слушала одну песню за другой и думала — когда-нибудь обязательно ее скатаю. В итоге мы с тренерами пришли к компромиссу. Нашли красивое начало, которое, по мнению тренеров, отражает меня в «Мулен Руж». Хотим сделать сложную, насыщенную, женственную программу.
— Вы как-то говорили, что для достижения успеха необходимо выходить из своей зоны комфорта. Ваша зона комфорта — где она?
— Под зоной комфорта я понимаю программу, которую мне легко катать в любом состоянии. Для меня это что-то темпераментное, страстное испанское, медленное и с экспрессивной концовкой.
— Вы сейчас ведь «Малагенью» описали.
— Да, наверное. Но концовка в «Малагенье» для меня не была простой — она требовала четкости и сдержанности, эмоций в меру. А медленная часть — мое на 100%. Но я понимаю, что нельзя кататься всю жизнь в одном и том же амплуа — с резкими руками и взглядом исподлобья.
Мне несколько лет назад говорили, что нужно находить разные образы. И я тогда, если честно, немного сопротивлялась. Думала — как так? Если человек нашел свое, нужно тому и следовать. Сейчас понимаю, что быть разной — интересно, внутри меня есть резервы, неразумно их не использовать.
Мне предстоит большая работа над презентацией в обеих программах. Чтобы не было ощущения, как будто на меня надели чужую вещь. Чтобы программы на меня «сели».
— В английском есть выражение про чужие туфли. Вы об этом?
— Даже не чужие, а просто неподходящие. Вроде хуже я от этого не стану, но смотреться будет уже не так.
В общем, я чувствую свое эмоциональное слияние с этими программами. Но, повторюсь, работы очень много.
«Тройной аксель нужно учить как новый прыжок, а не просто добавить один оборот к двойному»
— У вас уже есть график отдыха и предсезонной подготовки?
— В конце мая поедем на сбор в Кисловодске — будем нарабатывать «физуху» (улыбается). Бегать, прыгать, все это в горах. Мы давно хотели выбраться туда и рады, что 2 недели будут посвящены такой пахоте. Я люблю это все.
Еще хочу отдохнуть, но всего неделю — чтобы не расслабляться, ни в коем случае не набрать вес. Нужно просто отключиться от города, от питерской весны, если ее можно так назвать. Хочу полежать на солнышке. Поедем с подругой в Турцию.
— То, что ждет наше женское одиночное в следующем сезоне, со стороны болельщика кажется просто мясорубкой — другого слова не подобрать. Как это воспринимается изнутри?
— Сейчас я сфокусирована на том, чтобы самой стать лучше. В этом сезоне большинство моих непризовых мест были не из-за высокой конкуренции, в которую я не вписывалась, а потому что сама допускала ошибки, пробелы. Я неплохо оцениваю этот сезон, но понимаю, что нужно много работать. Эти два месяца до отдыха я провела очень продуктивно. В следующем сезоне хочу выйти на новый уровень для себя. Конечно, не хочется уступать.
— Вы выкладывали в соцсети тройной аксель на удочке. Обычно фигуристы не очень любят говорить о прыжковых планах, поэтому я спрошу больше об ощущениях. Каково это — добавить к прыжку один оборот?
— Мы подходим к этому как будто учим совершенно новый элемент — тройной аксель, а не просто добавляем один оборот к двойному. Я стараюсь очень четко разграничивать их в голове.
Было много случаев, когда люди начинали учить тройной аксель, в итоге у них дестабилизировался двойной, а тройной так и не пришел. Это недопустимо, потому что на следующий год действительно будет особая конкуренция. У меня не должно быть слабых мест.
Мы готовим прыжок на полу и на лонже, я стараюсь привести свое тело в норму, чтобы не было серьезных падений и оставалась возможность заниматься разными элементами, не посвящая все время и силы только акселю.
— Смотрю, как вы сейчас выглядите, и не совсем понимаю, какой же еще смысл можно вложить в слова «привести тело в норму».
— Чтобы изучить новый прыжок и быть способной сделать его частью программы, нужно работать нереально много. Пол, удочка, постепенный переход к исполнению на льду без удочки. Мы пробуем уже сейчас, но делать большое количество повторений очень травмоопасно. Как раз для того чтобы наращивать количество повторов, нужно подготовить тело — быть еще сильнее, быстрее, резче, легче. Я ведь хочу усложниться, но не убиться.
— Говорят, что поражения и неудачи воспитывают и дают импульс для дальнейшего развития даже больше, чем победы. Как с этой точки зрения вы спустя год воспринимаете свой миланский опыт? (Станислава неудачно выступила в произвольной программе на чемпионате мира в Милане, заняв итоговое 19-е место. — «Матч ТВ»)
— Не хочу искать себе оправданий. Если вышла на лед, должна делать все, что от меня зависит. Это, конечно, было провальное выступление. Скажу честно — я долго не могла отойти и отпустить тот прокат. Была как в тумане. И даже на первых стартах в этом году волнение давало о себе знать. Но я рада, что справилась. Это была часть моей жизни и истории, и если бы я не приняла свое прошлое вместе со всеми ошибками, то не приняла бы себя. А без прошлого нет будущего.
Бабушка всегда говорит мне — делай что должен, и будь что будет. Если сегодня не получилось, нужно смиренно идти дальше и делать свою работу, может, завтра тебя ждет что-то прекрасное.
Там было много спусковых механизмов, которые повлияли на прокат. Главное, за что я могу себя поругать, — нужно внимательнее относиться к своему здоровью. В конце сезона обостряются все травмы, болезни и психологические сложности спортсмена. Вот болит у тебя нога, и ты думаешь: «Ну и ладно, помажу гелем, пойду побегаю, все пройдет. Летом вылечу».
У меня были тогда проблемы со здоровьем из-за затянувшейся простуды. Несколько лет из-за слабого иммунитета я постоянно болела и не долечивалась. Так нельзя. Иногда нужно остановиться и прийти в себя, а не нестись сломя голову дальше. Тогда не будет снежного кома проблем в неподходящий момент.
Повторюсь, что не ищу себе оправданий. Это все действительно было со мной, но я постаралась выучить урок.
Открыть видео— В связи с неудачей на чемпионате мира у вас с тренерами не было сомнений, стоит ли оставлять «Анну Каренину» еще на год? Многие на вашем месте сочли бы программу несчастливой и отказались от нее.
— Нет, сомнений не было. Я отчасти могу назвать себя суеверным человеком, но надо понимать — проблема не в программе. Никто здесь не был виноват, кроме меня самой. Было много прокатов «Карениной» не просто чистых технически, но и ярких по эмоциям. Они мне запали в душу, и просто так отпустить программу после одного неудачного старта я не могла.
Как можно скорее хотелось поменять только платье (смеется). Оно мне казалось девчачьим, а вальс на балу требовал чего-то более женственного.
«Сейчас моя жизнь полностью подчинена спорту»
— Расскажите о своей семье.
— Мои родители — бывшие спортсмены и просто хорошие люди. Они воспитывали во мне доброту и честность, учили думать о чувствах других и искать причину проблем сначала в себе.
Иногда мучаюсь — что не так, почему не получается? Потом вспоминаю слова мамы и папы, что нужно постараться посмотреть на себя со стороны, и это помогает — сразу видно, где не права.
Родители очень поддерживают меня в моральном плане, дают советы. Мне нравится, что они применяют метод кнута и пряника (смеется). Я никогда не повышу на них голос, не скажу слова против.
— Вы еще же старшая сестра. Каково это?
— Быть старшей? Трудно сказать. У нас большая разница в возрасте, и мне иногда кажется, что она мне не как младшая сестра, а как ребенок (смеется). Я не знаю, как родителям удается поровну делить свою любовь между нами. Но они не просто любят, но и воспитывают нас одинаково.
— Назовете самое яркое воспоминание из детства, не связанное со спортом?
— (после паузы) Помню, как меня в первый класс водили всей семьей. Папа, мама, две бабушки, два дедушки. Это все, что нужно знать о моей семье. Мы всегда вместе и поддерживаем друг друга. В том же составе они смотрят мои выступления, мы отмечаем все праздники, играем в «Монополию». Свою будущую семью я хотела бы видеть такой же.
— Вы сказали, что родители — бывшие спортсмены. Я еще читала, что у папы черный пояс по карате. Он вас учил каким-нибудь приемам самообороны?
— Да. Папа одно время работал детским тренером, преподавал карате. Потом поменял сферу деятельности, давно не тренирует. Конечно, ему иногда хочется реализовать свой педагогический потенциал (улыбается). Учит меня, сестру. Конечно, ничего серьезного — просто баловство.
Папа с детства прививал мне любовь к спорту и к труду. В любом отпуске мы встаем в 6 или 7 утра до завтрака и бегаем по пляжу. Причем папа сам не любит бег, у него одно время сильно болела спина. Но он будит меня, профессиональную спортсменку, каждое утро, и мы бегаем. Хотя, казалось бы, две недели в году у нас есть право отдохнуть и полежать.
Папа отлично плавает и научил меня этому. Единственный стиль, которым я не владею, — баттерфляй. Думаю, это вопрос времени.
Еще мы хорошо играли в пинг-понг, правда, это было давно. Сейчас я, наверное, с трудом попаду ракеткой по мячу.
— Ближайший отдых у вас запланирован в компании подруги, без семьи. Получается, будет возможность отдохнуть от утренних пробежек?
— Нет, скорее, буду бегать с удвоенной силой. В прошлые годы у меня был немного другой подход к спорту. Сейчас вся моя жизнь полностью ему подчинена. Я поняла, что никакое звено в этой цепочке исключать нельзя. Не получится так, что дома я обычный человек, ем и развлекаюсь, а потом прихожу на тренировку и пытаюсь себя собрать.
Я должна вовремя лечь спать, вовремя поесть, сделать с утра растяжку и зарядку. Иногда нужно заниматься медитацией, учиться настраиваться на тренировки и соревнования.
Еще я должна бегать в качестве вечерней заминки и снова растягиваться. Нужно ходить на массаж, правильно питаться и вообще держать режим.
Не будет толка, например, если сегодня я пошла поесть бургеров, потом в кино с подружками на вечерний сеанс, потом допоздна гуляла по холодному городу без шапки и в тонкой куртке, а утром как ни в чем не бывало пришла на тренировку.
Я до последнего хожу тепло одетая, закутанная в шарф, потому что нельзя простужаться и нарушать тренировочный график. Стараюсь подходить к питанию внимательно, потому что роль могут сыграть любые лишние 100 грамм.
Не хочется делать шаг вперед, а потом три назад. Мне в этом смысле близки слова, которые я услышала от одного блогера на ютуб — если у тебя есть мечта, ты должен каждый день делать то, что хотя бы на миллиметр приблизит тебя к ней.
Когда у меня бывают трудные моменты, я себя этим мотивирую. Пусть что-то и не получилось, но все равно я не сидела сложа руки.
— То, о чем вы говорите, для далекого от спорта человека может показаться настоящей тюрьмой.
— Раньше в ответ на вопрос о том, какие ограничения на жизнь накладывает спорт, я отвечала — что вы, никаких ограничений, я живу обычной жизнью, просто много тренируюсь.
Пару лет назад я пыталась успеть все. Тогда я еще училась в школе, хотела общаться с друзьями. У меня не было никаких проблем с весом — не приходилось прикладывать усилий, он держался сам собой. Я была довольна своей жизнью и не хотела что-то менять. Когда начались трудности и пришло понимание ответственности, мне понадобилось время, чтобы перестроиться. И не потому, что кто-то надавил, наругал или заставил, а потому, что я сама так решила. Со мной это в принципе только так и работает — через собственное осознание.
Про меня часто говорили в детстве, да и сейчас иногда слышу, — невнимательная, рассеянная. Одним словом — Стася. Что-то забыла, опоздала на тренировку, прибежала, без разминки пошла кататься.
Теперь все иначе. Я с этого года включила в свою жизнь планирование. У меня есть одна книжка (Станислава достает из рюкзака ежедневник. — «Матч ТВ»), планер. Раньше я думала: что спортсмен может писать в планере — расписание тренировок? Я и так его наизусть знаю.
Мне не хватало организованности и привычек. Чтобы их выработать, нужна сила и системная работа. Было трудно приучить себя вести планер, но я это сделала. Я расписываю каждый шаг — тренировки, досуг, обязательные задачи. Это помогает мне быть взрослой не по возрасту, а на деле.
Также мы много работаем с психологом над этим аспектом.
Другая полезная привычка, ставшая сейчас частью моей жизни, — я не усну, если у меня не собраны вещи на завтра, а в комнате беспорядок. Только после того, как носки-коньки-одежда сложены в ряд, а вокруг — чистота, я ложусь спать.
Следующий пункт, над которым нужно работать, — это окончательно перестроить режим из совы в жаворонка. У меня сбит режим еще со школы, когда приходилось допоздна делать уроки. Тогда это было не так заметно, потому что от усталости я засыпала без проблем. Теперь стараюсь раньше ложиться и раньше вставать.
Кроме того, я очень эмоциональная и вспыльчивая — легко могу начать волноваться. Хочется добавить больше самоконтроля в свою жизнь.
«Если мы пошли по магазинам и потерялись, ищите меня в «Сефоре»
— Мы поговорили о вас как о фигуристке и достойной дочери своих родителей, но вы еще и просто молодая красивая девушка. Какие у вас интересы в сфере стиля, моды, макияжа?
— Макияж — моя вторая страсть после фигурного катания. Модой тоже увлекаюсь, стараюсь следить за актуальными тенденциями. Смотрю видео по стилю — не для того, чтобы научиться одеваться, а просто из интереса и для вдохновения.
В какой-то момент было ощущение: то, как я одеваюсь, общаюсь и веду себя, — это как будто не я, а моя тень. Мне это не понравилось, и я стала смелее — в плане образа и общения. Теперь для меня не проблема поговорить с любым человеком, пошутить, сказать что-то, что раньше я бы сочла глупостью. Не проблема одеться интересно, с изюминкой. Стараюсь ставить перед собой цели по тем аспектам жизни, которые у меня получаются не очень хорошо.
— Если у вас есть час на шопинг в большом торговом центре, в какой отдел пойдете?
— Все знают, что если вы пошли по магазинам со Стасей Константиновой и там потерялись, — ищите ее в «Сефоре» (смеется). Возможно, мне там ничего не нужно, но я просто зайду посмотреть, понюхать, сделать свотчи (проба косметических средств на руке. — «Матч ТВ»).
Был смешной случай летом. Когда мы были в Америке с Мишей Колядой (на стажировке у Рафаэля Арутюняна. — «Матч ТВ»), несколько раз выбирались в торговые центры. Там обычно расходились каждый по своим делам, и я еще волновалась — найдет он меня или нет. Созвониться не всегда могли, были проблемы со связью. И Миша каждый раз находил меня в «Сефоре».
— Знаю, что вы предпочитаете каблукам кеды. И в инстаграме* у вас видела целую коллекцию разных форм и цветов. Лучшие кеды на свете — какие?
— Ого, это трудный вопрос (смеется). Самые любимые, наверное, — коллаборация Kanye West и Adidas «Yeezy». Они нереальные! Я хотела бы их во всех цветах. Может, еще куплю одну-две модели. Не буду увлекаться, папа не одобрит — говорит, что у меня и так слишком много обуви. Вы правильно заметили, кроссовки — моя тихая страсть после косметики. (Позже в ходе разговора Станислава еще вспомнит и назовет свою любимую пару — ботинки Dr.Martens. — «Матч ТВ»)
Я люблю то, что называют олдскулом. Моду 70-х, 80-х обожаю — это прямо моё. Раньше я предпочитала обувь яркого цвета, что-то ультрамодное, а теперь схожу с ума по классике.
В какой-то момент у меня сильно выросла нога, и пришлось покупать всю обувь заново. Я подошла к этому с чувством, с толком, с расстановкой — теперь в моей коллекции классические модели и базовые цвета.
Понимаю, что нормальному человеку обычно не нужно больше двух пар кроссовок. Остальное просто для удовольствия.
Туфли ношу редко — берегу ноги, чтобы не натереть, не подвернуть.
Вообще одежду я тоже люблю, как и сумки, но это уже небюджетный сегмент шопинга, поэтому не так часто себе позволяю. Пара у меня есть, и мне их достаточно.
— Сколько времени у вас занимает подготовка к банкету после соревнований?
— Я обычно к нему подхожу с готовым образом в голове. Мне ничего не стоит выйти из магазина без покупки, если я не могу найти то, что ищу. Если хоть немного не совпадает с ожиданиями, зачем тратить деньги на ненужное? Можно купить или сшить лучше.
На чемпионате Европы я была больше занята подготовкой к выступлению, чем нарядом на банкет, поэтому прямо за день пошла в магазин, купила платье — туфли у меня были, — и вуаля. Оставалось придумать незамысловатый макияж и прическу.
— Ваш макияж на выступлениях в последнем сезоне стал увереннее, интереснее и даже профессиональнее. Где вы учились краситься?
— В какой-то момент в инстаграме* были популярны коротенькие видео по мейкапу — туториалы. Плюс в детстве я ходила в художественную школу, поэтому с принципами работы с цветом, композицией и прочим знакома. Но мои первые макияжи были ужасны (смеется). Прошло время, пока я научилась не перебарщивать и выбирать правильную косметику.
Сейчас на себе могу создать какой угодно образ. Не думаю, что я хуже красилась в прошлом году, — скорее, просто боялась экспериментировать, потому что была младше.
— Кто придумывает ваши платья к программам?
— Много идей бывает у моего хореографа Ольги Юрьевны, что-то предлагаю я сама. Могу и нарисовать — у меня есть целая папка эскизов. Идея последнего платья к «Карениной» — преимущественно моя. В прошлом сезоне мне казалось, что я выросла в этой программе, а платье осталось девчачьим. Наш дизайнер Мария Евстигнеева помогла воплотить все задумки и совместить их с соревновательным платьем.
На примерке я была в восторге — не ожидала, что она сделает такие сборки, что они настолько хорошо будут смотреться. Мария — настоящий профессионал, который не просто следует эскизу, а вдыхает в него жизнь, за что я ей очень благодарна. Мне важно понимать, что ответственность за платье я делю с кем-то, кто действительно разбирается в теме, обладает вкусом и не сделает плохо.
— Есть ли иностранные фигуристки, чьи платья кажутся вам эталоном?
— Мне очень нравятся платья Лизы МакКинон, которая шьет для Эшли Вагнер, Инсу Лим и других девочек. Они стильные, яркие, но без перебора. Еще я обожаю платья японских фигуристок Марин Хонда, Вакабы Хигучи — им тоже шьет один дизайнер. Эти платья всегда продуманы до мельчайших деталей — нежно и красиво.
«В спорте хочу гореть долго, а не вспыхнуть и пропасть»
— Вы по часу каждый день проводите на беговой дорожке. Совмещаете ли это время с просмотром кино, прослушиванием музыки?
— Да. Я именно поэтому так люблю дорожку, что можно поставить телефон и смотреть сериал. Я бегаю от 45 минут до часа. Дольше — редко, по ходу сезона стараюсь не увлекаться. Вместе с растяжкой после пробежки времени хватает как раз на пару серий. Не представляете, сколько я уже всего пересмотрела: кино, сериалов, мультсериалов.
— Какой из них бы посоветовали подруге?
— Всем советую «Отчаянных домохозяек»! Если не знаю, что посмотреть, или просто нет времени выбирать — включаю именно его. Там 8 сезонов, за последние 2 года я раза 3 их уже пересмотрела. Раньше в качестве дежурного сериала у меня были «Симпсоны» — на русском, на английском с субтитрами.
— Как у вас с английским обстоят дела?
— Я училась в английской школе 8 лет, да и в принципе с самого детства им занималась — мама у меня сама хорошо говорит, приобщала меня. Я отлично воспринимаю английский на слух. Но замечаю, что начинаю забывать слова. Все понимаю, а в ответ ничего без ошибок сказать не могу.
С поступлением в университет у меня не было времени заниматься дополнительно с репетитором.
Было несколько конфузов, когда я писала пост в инстаграм* с дублированием на английском, а меня в комментариях справедливо исправляли.
В поездке в Калифорнию была хорошая возможность попрактиковаться в языке и пообщаться с носителями, и я себя чувствовала там комфортно.
Терять навыки не хочется. Меня больше всего огорчает, когда в разговоре с иностранцами приходится говорить не совсем то, что я действительно хочу сказать, а то, что смогу лучше вспомнить и быть понятой.
— Видела в вашей сториз емкий короткий отзыв на книгу «Магическая уборка» Конмари. Расскажите, чем она вас так впечатлила?
— Сначала у кого-то в ленте я увидела чемодан со сложенными вещами и отсылкой к Конмари, но особого внимания не обратила. Потом наткнулась на это имя еще раз и благополучно его забыла.
А потом настал тот самый момент, когда я поняла, что мне не хватает порядка в жизни. К порядку в голове хотелось приложить порядок вокруг. По времени это совпало с финалом кубка России, хотя книгу читать я начала раньше.
На душе было так гадко, и не потому, что меня кто-то обидел, а потому, что я сама ошиблась. Я была очень хорошо готова, но не смогла выступить на максимуме. Восприняла это как личное поражение от самой себя. Нужно было начинать перемены, не откладывая.
Книжку прочитала быстро — если меня захватило, я могу и за ночь проглотить, буквально с фонариком под одеялом.
Когда закрыла книгу, вывалила все вещи из шкафа. Трудно было их разбирать — часть мне дарили, часть сама покупала, если даже ни разу и не надевала. Начала отсеивать ненужное потихоньку, а потом поняла — да что же я боюсь, я же хочу перемен! Хочу быть взрослой и ответственной.
Убранные вещи пока лежат в кладовке, я их не выбрасываю, жалко — и денег, и внимания. Что-то дарю, что-то продаю (то, что сама купила), что-то отдаю нуждающимся. Тут нужно не импульсивно действовать, а с пользой. Всем этим увлеклись и мои близкие.
Самым трудным было разобрать косметику. Я же такой, знаете, Коробочка — люблю все красиво расставить и любоваться. Но оставила только то, чем пользуюсь и что люблю больше всего.
— Давайте представим ситуацию, что у вашего друга проблемы — в учебе, работе или личной жизни. Он просит помощи. Как бы вы привели его в чувство?
— В этом году у меня осталось мало друзей из прошлого — совсем не потому, что мы ссорились, а просто потому, что на данный момент живем разными интересами.
Сначала бы мы пошли в уютное тихое место и поговорили по душам. Мне говорили, что я хороший слушатель. Считается, что давать советы — это плохо, но я всегда стараюсь пропустить ситуацию через себя и подумать, как я бы решала проблемы на месте этого человека.
Полезно бывает выговориться, погрустить, поплакать. Нужно не просто дать человеку видимость того, что «всё будет хорошо», а разделить его беду и проговорить с ним его мысли. Пусть вечер будет не очень веселым, но такая честность действительно способна помочь.
Уже потом можно посмотреть комедию. Или вкусно покушать — тоже помогает (смеется).
— Чего бы вам хотелось добиться в ближайшее время?
— Высоких результатов, конечно. Если же говорить о работе на пути к этим результатам, то я хочу стать сильной и организованной. Например, как мои коллеги по сборной — Женя Медведева и Алина Загитова. Они ведь не только звезды, но и большие профессионалы своего дела. Мне тоже хочется гореть долго, а не вспыхнуть и пропасть. Хочется запомниться. Хочется воспитать в себе победителя.
Читайте также:
- «Все на Матч!»: Станислава Константинова взяла бронзу в произвольной программе на Универсиаде
- «Из Пхенчхана я приехал другим человеком». Большое интервью «Матч ТВ» с Михаилом Колядой
- «Я катаюсь не столько за себя, сколько за память о Денисе Тене». Большое интервью Сергея Воронова
- Чемпионка Москвы выступает за Армению и готовится к ЧМ. Большое интервью «Матч ТВ» с Анастасией Галустян
- Полина Шелепень: «В моем уходе из спорта нет трагедии». Большое интервью первой ученицы Тутберидзе для «Матч ТВ»
* Соцсеть, признанная в России экстремистской
Больше новостей спорта – в нашем телеграм-канале.