Не изобрести велосипед. Почему командам в период санкций сложно купить «велы» и что с этим делать

Не изобрести велосипед. Почему командам в период санкций сложно купить «велы» и что с этим делать
Фото: © Marathon-Tula / Анастасия Епифанова
Хорошие новости для велопрофи уже есть.

Недавно заслуженый тренер России Александр Кузнецов рассказал, что ему отказали в покупке велосипедов Pinarello. Причина простая, и в компании это подтвердили — велосипеды подпадают под один из пакетов санкций.

Мы остались без велосипедов? 

Вопрос «почему» может задать только человек, который с велоспортом вовсе не знаком. Профессиональный велосипед — это роскошь (от миллиона рублей, плюс к ценнику — боевые колеса, трубки), а не только средство передвижения. Да, такой велосипед в период санкций нам невозможно купить прямым путем примерно по той же причине, что и, например, люксовую сумку топового бренда.

Импортозаместить? Давайте сразу исходить из того что профессиональный велосипед Pinarello (подставьте любой известный велобренд) импортозаместить в обозримом будущем не выйдет. На создание велобренда качества уровня «профи» уходят десятилетия.

Так что, мы остались без велосипедов?

Сергей Ростовцев / Фото: © РИА Новости / Евгений Одиноков
«В последний момент успел купить велосипеды, буквально вырвать — их привезли уже в Турцию, — говорит руководитель проекта «Возрождение» Михаил Ростовцев. — Что касается производства профессиональных велосипедов у нас, оно было только в советском прошлом. Их делали в Харькове и в Минске. Сейчас, насколько я понимаю, завод в Минске стоит и никому не нужен. В России тоже были попытки делать велосипеды и, разумеется, можно все это организовать, можно наладить совместное производство с китайцами — рамы-то даже все ведущие бренды делают именно там, а для сборки большого оборудования не нужно. Но опять же, сразу ведь все не получится, это долгий процесс и проект этот на долгосрочную перспективу».

Из хорошего — пока не все производители велосипедов отказываются сотрудничать с россиянами. «Могу сказать, что я недавно начал работать с новым брендом велосипедов, они сказали — будут обеспечивать, так как им нравится велоспорт, гонщики. Благодаря таким компаниям, которые больше болеют за спорт, чем за остальное, можем просуществовать», — говорит призер Олимпийских игр Денис Дмитриев.

Ну, а если у тебя нет личного технического спонсора и если тебе нужен «вел» прямо сейчас? Магазины-то полупустые.

«В отличие от государственных структур, где все на тендерной основе, у нас любителей все проще, — говорит Евгений Соколов из велоклуба RCA. — Велосипедов действительно в магазинах стало меньше, выбор меньше, но открывается черный рынок, и ты всегда можешь привезти себе велосипед в личную собственность. Tax Free при этом не получишь, но велосипед купишь и привезешь в Россию. Буквально вчера привезли велосипед из Италии».

Да, велосипед роскошь и опять сравнение из мира «лакшери». «Дал денег знакомому, он купил тебе велосипед, и ты везешь его через границу. Проблем нет привезти поштучно. Параллельный импорт уже разрешен. так что выход есть. С перевозкой это тоже решаемо. Если вы купите сумку, она будет у вас с брендовой этикеткой — одна история, а если вы просто летите с сумкой, которая возможно у вас уже пять лет… Никто же не сможет проверить. Вот и с велосипедом также».

Денис Дмитриев / Фото: © РИА Новости / Алексей Мальгавко

Все это поможет и с деталями. Да, не забывайте, велосипед нужно обслуживать. Нет, обслуживать тут не подходит. Велосипеду нужна забота! Механики уже вспоминают истории прошлых лет, когда колодку вырезали из хоккейной шайбы. Но будем надеяться, что до этого не дойдет. Тем не менее, расходная часть точно увеличится, а она в велоспорте и так существенная — велотрубка для крутого велика порой стоит дороже, чем покрышки для некоторых авто.

А с формой что?

Ситуация примерно та же, что и с велосипедами, но форму заменить проще.

— По-хорошему, на гонщика надо три комплекта трусов и маек, — говорит Ростовцев. — Майки с длинным и коротким рукавом, жилетка, два комбинезона, рейтузы, «термак», носки, перчатки, каски… У нас пока нет материалов хорошего качества для этого. Наладить все это можно, но пройдет какое-то время, а как только все наладится — все опять предпочтут закупаться за рубежом, потому что там соотношение цена-качество лучше. Прямо сейчас у наших производителей проблема в «памперсе» — то на чем сидит спортсмен, вот тут качества не хватает. Спринтеры у нас пробуют форму фирмы «Ветер» и вроде как неплохо, может быть к ним обращусь.
— Наши производители зашевелились, — говорит Дмитриев. — Это, конечно, не топ-уровня качество, но очень достойно. Это первый их продукт — молодцы ребята. Надеюсь, в дальнейшем их будет интересовать не только прибыль, но и развитие своего продукта в плане качества. Хорошо, что уже сейчас есть такая велоформа, и если это будет развиваться — вообще супер.

Так что импортозамещение в случае с формой можно наладить. А по самому «велу» — на Гран-при Москвы по этому поводу приезжал первый заместитель министра спорта Азат Кадыров.

«Обсуждали с ним нынешнюю ситуацию, — говорит гендиректор Федерации велоспорта России Юрий Кучерявый. — Объясняли вместе с механиками и специалистами что нам нужно. Но мы все прекрасно понимаем, что в случае с импортозамещением мы можем говорить только о велосипедах для тех, кто только начинает свой путь в велоспорте, о гонщиках уровня спортивных детских школ, уж точно не о «профи».

Читайте также: