Быстрое развитие киберспорта не дает покоя как любителям видеоигр, так и тем, кто негативно относится к миру про-гейминга. Каждая новость или статья собирает комментарии типа: «А киберспорт вообще спорт?» С одной стороны, мы понимаем аудиторию традиционных видов спорта, не привыкшую к тому, что, играя в компьютерные игры, можно стать миллионерами (зачастую быстрее, чем в традиционном спорте). Однако такое поведение не может не вызывать и обратного эффекта – не всем киберспортсменам нравится вмешательство в их среду со стороны.
Какова ситуация с киберспортом в России?
Наша страна первой в мире признала киберспорт официальным видом спорта. Произошло это 25 июля 2001 года. Правда, спустя 5 лет киберспорт был исключен из созданного к тому моменту Всероссийского реестра видов спорта из-за несоответствия новым критериям. В частности, речь шла о пунктах «развитие в более чем половине субъектов РФ» и «наличие зарегистрированного общероссийского физкультурно-спортивного объединения». 7 июня 2016-го был опубликован приказ министерства спорта о включении компьютерного спорта в реестр официальных видов спорта РФ. Спустя год комиссия Министерства спорта РФ по аккредитации общероссийских федераций приняла решение выдать аккредитацию Федерации компьютерного спорта России (ФКСР).
Если говорить о других странах, то в Европе и Азии киберспорт уже давно крепко стоит на ногах. В Северной Америке - тоже, но если рассматривать результаты крупнейших турниров, американцы отстают от оппонентов.
Смотреть на YouTubeПочему киберспорт приравнивается к спорту?
Киберспорт – соревнование игроков (команд) в виртуальной реальности (видеоиграх). Главным принципом киберспортивного состязания является победа над конкурентом, соревновательный дух. Киберспортсмены тренируются, у них есть свои тренеры и ассистенты, они проходят необходимые медобследования, участвуют в турнирах и борются за звание сильнейшего. Если рассматривать «скелет» киберспорта, то он такой же, как и у спорта.
Расскажем на примере Dota 2 и классического футбола.
Во время матча в обеих дисциплинах соревнуются две команды: в «доте» в ней пять человек, в футболе – 11. Главная цель – оказаться сильнее соперника: в «доте» – разрушить постройки противника, в футболе – забить гол. Матч разделен на части и между ними есть перерывы для восстановления сил игроков. В обоих случаях командами управляют тренер и капитан. Если речь идет о плей-офф турниров, то победители проходят в следующий раунд. Как и в футболе, в «доте» нужна слаженная работа команды и грамотная тактическая подготовка, иначе все старания сведутся к нулю.
Что не нравится любителям традиционного спорта в киберспорте?
Чаще всего речь идет именно об отсутствии серьезных физических нагрузок. Любители футбола, хоккея и других видов спорта не согласны с тем, что многочасовые тренировки профессиональных геймеров можно сопоставить с серьезными физическими занятиями в их любимых дисциплигах.
Материал, способный опровергнуть эту мысль. «Качки в киберспорте. Геймеры, которые посоревнуются с Халком и Акинфенвой в атлетизме».
Также ложкой дегтя становятся призовые в киберспорте. На турнире The International 2017 было разыграно почти 25 миллионов долларов, что в разы превышает призовые фонды у многих традиционных спортивных соревнований. Например, фонд Единой лиги ВТБ по баскетболу в сезоне-2017/18 составил 137 миллионов рублей (примерно 2,2 миллиона долларов. – «Матч ТВ»).
Впечатляют и личные заработки киберспортсменов. К 25 годам немецкий игрок по Dota 2 Куро KuroKy Тахасоми имеет в своем активе 3,6 миллиона долларов призовыми, не говоря уже о зарплате и доходах с рекламных кампаний.
https://twitter.com/followNoxville/status/767690790239870978Некоторые спортсмены не стесняются высказывать собственное мнение относительно киберспорта.
– Вы, скорее всего, слышали о сравнении шахмат с таким новомодным явлением, как киберспорт. Как считаете, это корректное сравнение или не совсем?
– Если честно не очень люблю. Когда я играю в компьютерные игры у меня мозг отдыхает, я бы даже сказал, деградирует, а когда играю в шахматы, то там мощнейшее напряжение, если серьезно играешь, – рассказывал российский шахматист Сергей Карякин в интервью sovsport.ru. – Мне кажется, что это вообще абсолютно разные вещи, абсолютно разный вектор. Если шахматы созидают, то киберспорт ничего не созидает как минимум, а как максимум можно посмотреть статистику, которая приводила к печальным исходам из-за киберспорта. Поэтому я очень скептичен и бросил играть в компьютерные игры.
– То есть у вас негативное отношение к киберспорту?
– Но по крайней мере оно не позитивное.
Удивительно было услышать такое резкое замечание из уст представителя вида спорта, чье приравнивание к традиционным видам тоже, на первый взгляд, кажется не самым логичным. Но на то это и личное мнение. Однако далеко не все относятся к явлению про-гейминга отрицательно. К примеру, в «ПСЖ» сумели понять перспективы данного направления и подписали состав китайской команды LGD. Данный симбиоз уже принес две крупные победы на турнирах с призовыми фондами в миллион долларов, а также позволил команде пробиться на турнир The International 2018, где все будет очень серьезно.
Что может не нравиться представителям киберспорта?
Большинство людей, занимающих сейчас лидирующие места в киберспорте, будь то игроки или менеджеры, находятся в этом течении уже более десяти лет. Они на своих плечах поднимали киберспорт из пучины, меняли ему имидж. Благодаря им киберспорт – это не просто посиделка за компьютером дома или в каком-нибудь клубе в подвале. В данный момент каждый крупный турнир проводится на аренах, собирая десятки тысяч людей в зале и миллионы за трансляциями в интернете. Вся эта огромная аудитория аккумулируется в большое количество денег, часть которых идет на призовые фонды.
https://twitter.com/natusvincere/status/1003364049386721280Мастодонтам киберспорта не очень нравится то, что сегодня появились люди, желающие прийти на все готовенькое, причем большинство из них даже близко не понимают принцип киберспортивных соревнований.
«Меня напрягает в киберспорте, что это как большой подъезд: везде есть подъездные бабки, которые делают вид, что все знают, пытаются кому-то насолить, что-то решить, но они никогда даже и близко не были в киберспорте, – сказал один из самых уважаемых киберспортивных экспертов СНГ-региона Виталий v1lat Волочай в недавнем интервью cybersport.ru. – Они просто пытаются сюда проникнуть, потому что это популярно, здесь появилось много денег. Например, ты создаешь ивент, в течение долгого времени вкладываешь в него душу и время, стараешься изо всех сил сделать так, чтобы этот ивент был „бомбой“. Но потом на сцену выходит Павел Занозин, который вообще не вдупляет, что такое киберспорт и что это за ивент, несет тотальную ахинею со сцены, просто потому что организаторы решили его нанять, потому что он из телевизора, потому что он несколько постов написал в Facebook* о том, какие люди в киберспорте непрофессионалы, а он профессионал. Ты смотришь на это вместе со всем стадионом, и тебе стыдно за происходящее. В такие моменты тебе стыдно за киберспорт, и ты не понимаешь, почему это происходит. Почему Степа Шульга сидит дома, а непонятно кто - на сцене? Почему киберспортивные боссы, желающие, чтобы киберспорт развивался, обращают внимание на людей, которые просто увидели деньги от Алишера Усманова и побежали быстрее в киберспорт. Почему предпочтение отдают таким людям?»
История с Занозиным вообще стоит особняком. Популярный комментатор и ведущий работал на первом «Эпицентре» по CS: GO, а также на The Boston Major 2016 и ESL One Genting 2017 по приглашению RuHub. Его появление было прохладно принято киберспортивной общественностью. А некоторые деятели сцены про-гейминга вошли в открытую конфронтацию. Иван Faker Демкин на сайте prodota.ru сказал, что Занозин комментировал в нетрезвом состоянии. Демкин был довольно откровенен в своих высказываниях, но позже удалил пост из-за давления. На EPICENTER XL в мае 2018 года уже работал Степа Шульга.
Тем не менее столкновение интересов спорта и киберспорта не сильно замедляет развитие про-гейминга. Если раньше трансляции киберспортивных турниров по телевидению были чем-то очень необычным, то теперь зрители к ним потихоньку привыкают. Сейчас проходит турнир China Dota 2 Supermajor с призовым фондом в 1,5 миллиона долларов и 1,5 тысячи очков. За турниром можно следить в прямом эфире на телеканале «Матч! Арена», а также в приложении МАТЧ! КЛУБ.
Что будет дальше?
Все активнее и громче становятся разговоры о возможном включении киберспорта в программу Олимпийских игр. Президент МОК Томас Бах заявил, что игры с убийствами, пропагандирующие насилие и жестокость, никогда не станут частью олимпийского движения. Но есть ведь и другие киберспортивные дисциплины.
«Киберспортсмены показывают физическую активность, которая присуща некоторым традиционным видами спорта. Но недостаточно одной физической активности, необходимо, чтобы киберспорт разделял ценности олимпийского движения. Нужно провести четкую границу в этом отношении. Игры с убийствами, пропагандирующие насилие и жестокость, никогда не станут частью нашего движения. Олимпийские игры всегда открыты для новых видов спорта, но никогда не забывают о своих корнях. Понимаем, что нельзя опираться только на традиции. В этом случае есть риск потерять значимость в мировом спорте. Именно поэтому некоторые новые виды дебютируют на Олимпийских играх в Токио в 2020 году», – приводит слова Баха sbs.com.
В апреле стало известно о включении соревнований по компьютерному спорту в программу Азиатских игр 2018 и 2022 годов.
https://twitter.com/resfnews/status/989491473388326912Что произойдет, когда грань между спортом и киберспортом сотрется?
Хотелось бы думать, что наступит мир. Но ввиду особой «токсичности» интернет-пользователей можно смело ожидать возникновения различного рода провокаций. Однако несерьезное отношение большей части аудитории к киберспорту привело к тому, что он стал сильным и самостоятельным явлением. Возможно, соперничество со спортом и дальше будет приносить ему свои плоды.
Читайте также:
От 2 до 17 миллионов. Самые богатые девушки-киберспортсменки
Дети из киберспортивного лагеря привозят телефоны за 80 тысяч. Как проводят лето юные геймеры
«Дальнобойщики», Mortal Kombat, WarCraft III. Киберспортивные игры, которые не стареют, как и Буффон
Сильные игроки. Люди с ограниченными возможностями в киберспорте
Самые популярные и прибыльные дисциплины киберспорта
Фото: Valve
* Соцсеть, признанная в России экстремистской
Больше новостей спорта – в нашем телеграм-канале.