«Игра длится по 10 часов в течение 4 дней». Как проходит турнир «Золотая Корова» по глобальной стратегии Europa Universalis 4

«Игра длится по 10 часов в течение 4 дней». Как проходит турнир «Золотая Корова» по глобальной стратегии Europa Universalis 4
Фото: © Paradox Interactive
Главное — это дипломатия.

Киберспортивные соревнования проводятся даже по тем играм, которые, на первый взгляд, для этого не подходят, лишь бы у фанатского сообщества было желание. Глобальные стратегии — довольно нишевый и необычный жанр. На экране игровой процесс выглядит, как контурные карты, но между игроками разгораются настоящие дипломатические баталии и войны за территорию.

Организатор турнира «Золотая Корова» по глобальной стратегии Europa Universalis 4 Павел Чистяков рассказал нам о сообществе, специфике игры и о том, как проходит турнир:

— У нас было небольшое сообщество людей, которые играли в Europa Universalis по сети. Сообщество было маленьким, но активно развивалось, и мы регулярно устраивали партии. В свое время мне пришла идея сделать большую главную партию года, где бы собирались лучшие игроки и старались выяснить, кто же из них самый сильный.

Здесь нужно кое-что уточнить. Europa Universalis 4 не совсем киберспортивная игра. Это историческая стратегия, действие которой начинается в XV веке, а заканчивается в XIX. На старте есть карта мира с разными государствами тех эпох, например, большая Франция, маленькая на момент 1344 года Москва, огромная Турция, гигантский Китай и так далее.

Все страны очень разные, и поэтому, когда люди садятся играть партию на 30-40 человек, у каждого разные стартовые условия. Человек, играющий на Франции, очевидно имеет больше шансов на победу, чем игрок на Венеции. Но при этом шанс выиграть есть у всех, и в «Европу» можно играть профессионально на полной самоотдаче.

Как раз для такой самоотдачи мы и собираем «Золотую Корову». Первый турнир мы провели около шести лет назад, поначалу он проходил только в онлайне, но после первых трех чемпионатов у меня получилось вытащить «Золотую Корову» в оффлайн.

К слову, название «Золотая Корова» появилось благодаря знаменитой русской поговорке «Не на корову играем», что означает играть несерьезно. Когда мы решили сыграть главную партию года, то назвали ее «Золотой Коровой», потому что в этот раз мы должны «играть на корову», то есть максимально серьезно, как будто это The International по «Доте».

Главный приз — статуэтка коровы в позе, напоминающей известную картину с Наполеоном, где он верхом на коне, стоящем на дыбах.

Фото: © Regular Paradox

У Paradox Interactive есть и другие глобальные стратегии, вроде Hearts of Iron и Stellaris, но у каждой своя специфика. Скажем, у Stellaris все довольно тяжело с сетевой составляющей, она не совсем заточена под соревновательный мультиплеер. Конечно, есть моды, которые это меняют, но у Stellaris нет сообщества, готового играть в нее серьезно по онлайну.

В Europa Universalis такое сообщество довольно большое, причем не только на территории СНГ, но и за рубежом — в Америке, Германии, Польше и так далее.

Hearts of Iron же очень рельсовая. Это игра про Вторую Мировую, где есть лишь несколько вариантов развития событий. Германия нападает на Францию и быстро ее выносит, или наоборот, Франция побеждает Германию, и партия заканчивается. Плюс чтобы соревновательно играть в Hearts of Iron, нужно прописать большой список правил, где-то на 6 страниц, с запретами на раннее изучение технологий и тому подобное, иначе баланс начинает шататься.

В Universalis каждая партия уникальна и дополнительных правил не требуется, в ней больше всего свободы.

Фото: © Paradox Interactive

Специфика Europa Universalis такова, что тут нет рангов или списка MMR, как в Dota 2, поэтому мы решили, что лучше всего отбирать игроков по рекомендациям ведущих партий. Условно, у нас есть люди, регулярно проводящие игры в течение года, которые знают, кто на каком уровне играет и кто склонен к истерикам и внезапному выходу из партии. Такое тоже бывает, это нормально. С помощью ведущих мы отбираем заявки — они подаются через специально созданную мной форму.

Перед «Золотой Коровой» мы проводим так называемую «прогонную партию» с кандидатами на турнир. У нас есть список игроков, попадающих на чемпионат стопроцентно, — это те, в чьем уровне мастерства мы уверены.

И есть список людей, желающих поучаствовать, но в которых мы сомневаемся, для них мы проводим отборочную партию «Золотой Теленок» в онлайне, где смотрим на их способности. Если претенденты хорошо себя показывают, то мы допускаем их на «Корову».

Смотреть на YouTube

Партии в Europa Universalis очень долгие, порой одна может занимать несколько дней. Каждая партия структурирована, в среднем одна от начала до конца длится 40 часов, мы разбиваем ее на 4 дня по 10 часов. Из-за того что игра идет по десять часов каждый день, за одну страну играют по два человека, которые сменяют друг друга. Доступных стран где-то 25-30, следовательно, для проведения «Золотой Коровы нужно 50-60 человек.

Реально сильных игроков, способных показать по-настоящему высокий соревновательный уровень, не так уж и много, по крайней мере, в России. В этом году я планировал провести международную «Корову», у меня была готовая партия игроков из Польши и несколько игроков из Берлина, но вмешалась пандемия.

Сейчас даже в России не всякий может приехать, что уж говорить про Украину, хотя нам и удалось привезти оттуда несколько человек на турнир. Организовать «Золотую Корову» в этом году было трудно, но у нас все получилось. Хоть игроков было и не очень много, главное, что год не пропущен и традиция сохраняется. К слову, все участники в полном порядке, никто не заболел.

Если в следующем году пандемия отступит, то у нас будет большой международный турнир, на него минимум половина игроков приедут не из СНГ.

Фото: © Regular Paradox

Самая важная часть игры — это дипломатия. Игроки на «Золотой Корове» общаются друг с другом на протяжении четырех дней лицом к лицу. В онлайне предательства после заключения союза ощущаются не так сильно, как в оффлайне, когда уже бывший союзник смотрит предателю прямо в глаза и спрашивает: «Как же так?» И зрители, и игроки получают совершенно другие, более сильные, эмоции.

В плане организации я уже три года провожу «Золотую Корову» в Winstrike Arena, которая находится в центре Москвы в ЦДМ. Туда приходят зрители, смотрят матчи, общаются с игроками, когда они свободны, и даже могут зайти в стримерскую.

По поводу комментаторов: в прошлом году у нас была и русскоязычная, и англоязычная трансляции, но в этом пришлось ограничиться только русскоязычной. Турнир мы проводили в октябре, а ребята, занимающиеся англоязычной трансляцией, учатся в вузе, и я не смог их подрядить, все-таки мероприятие пока не такое большое, да и иностранцы не смогли приехать. В следующий раз, когда «Корова» точно будет международной, постараемся снова организовать трансляции на двух языках.

Фото: © Regular Paradox

Само собой, конфликты между игроками случаются, и дипломатия может перейти в агрессивные переговоры, мы стараемся оперативно урегулировать все проблемы. У нас есть свод правил: если возникает спорный момент, то ребята должны обратиться к ведущему партии. Если игрок нарушил правила, к нему применяются санкции.

Дипломатия делает Europa Universalis невероятно интересной. Элемент коммуникации очень оживляет игру, бывает такое, что пять стран планируют убить шестую, поначалу они воюют все вместе, но затем шестой передоговоривается со всеми, и неожиданно они уже сражаются три на три.

Всегда интересно наблюдать за тем, как люди постоянно пытаются поменять баланс и договориться с соперниками по-разному. Допустим, вы проиграли, но вы приходите к главе победившей страны и говорите: «Дружище, ты одолел меня, но, пожалуйста, давай я буду твоим верным вассалом, не убивай меня до конца, давай лучше вместе убьем остальных», и бывает, такие действия переворачивают игру.

Даже в самых безвыходных ситуациях можно найти интересные дипломатические выходы — этим игра и прекрасна.

Фото: © Regular Paradox

Относительно выбора победителя у нас все не так, как в классическом киберспорте. У нас есть своя система под названием «Список Великих Держав». Из 30 стран мы выбираем восьмерку лучших и устраиваем голосования — судейское и зрительское.

У нас принципиальная позиция — мы не разыгрываем деньги. Специфика игры такова, что любые две сильные страны могут тайно сговориться перебить всех и поделить деньги, такой расклад в Universalis есть, и его никак нельзя предотвратить. Мы скорее играем за престиж.

Фото: © Regular Paradox

Если говорить о зрительской аудитории, то у каждого стримера разные цифры. На мои трансляции приходят где-то 300-700 человек. На «Корове» нас стабильно смотрело две тысячи, цифра держалась все сорок часов!

Игры Paradox Interactive популярны в России, так что, я думаю, мы будем набирать обороты, и количество зрителей тоже будет расти. К нам постоянно добавляются новички. Как раз сейчас проходит партия для новичков, мы получили более двухсот заявок, несмотря на ограничение в 60 человек.

Сообщество достаточно большое, но разобщенное, потому что нет какого-то единого пространства, где бы все находились. Раньше был сайт Strategium, он, правда, и сейчас работает, но он не сильно популярен, в основном все сидят по разным дискорд-серверам. Игроки с разных серверов постоянно общаются друг с другом и знают, кто, где и когда играет.

Смотреть на YouTube

Игра не самая простая, чтобы начать разбираться в ней, нужно читать руководство или смотреть его на YouTube. В игре много неочевидных моментов, и без детального разбора не обойтись. Но, в конце концов, необходимо просто больше играть самому, и если что-то вдруг непонятно, обращаться к руководствам.

Читайте также: