Легендарная российская игра. Краткая история «Космических рейнджеров»

Легендарная российская игра. Краткая история «Космических рейнджеров»
Фото: © 1C Entertainment
Без спонсоров и краудфандинга.

«Космические рейнджеры» — одна из самых известных игр, созданных на постсоветском пространстве. Она объединяет в себе сразу несколько жанров — пошаговую стратегию, RPG, космосимулятор и аркаду. Причем в игре встречаются даже полноценные текстовые квесты!

По сути, игра — солянка жанров, очень органично собранных вместе. Интереснее всего то, что разработали ее на чистом энтузиазме, без какого-либо стороннего финансирования.

История создания «Космических рейнджеров» началась с человека по имени Дмитрий Гусаров, преподавателя программирования в одном из университетов Владивостока. Его первой игрой стала текстовая пошаговая стратегия «Генерал», где игрок вступает в должность правителя одной из стран. Главная цель — захватить все остальные враждебные государства, назначая военачальников и вербуя солдат за основной ресурс игры — зерно.

Проект вышел в 1999 году. Пользователи и критики хвалили «Генерала» за отлично проработанный искусственный интеллект, способный дать бой даже хорошо подкованному полководцу.

Фото: © NewGame Software

Загрузив игру в интернет, Гусаров стал искать единомышленников для дальнейшего развития проекта и реализации новых идей. «Генерал» быстро набрал популярность в сети, а его автору посыпались десятки писем от людей, желающих влиться в геймдизайн.

В итоге собралась команда со всей России и других стран. Первое время пришедшие энтузиасты помогали развивать «Генерала»: так, например, силами Натальи Белецкой стратегия была переведена на английский, а Александр Козлов и Алексей Дубовой разработали новый интерфейс и мультиплеер.

Коллективу не хватало названия, поэтому Дмитрий Гусаров решил назвать свою студию NewGame Software. Немногим позже началась работа над «Космическими рейнджерами».

Смотреть на YouTube

Тематику космоса для следующей игры выбрали не случайно. Гусаров и Дубовой очень любили эту тему, источниками вдохновения послужили игры Elite, Master of Orion, Star Control, а также игры по вселенной Star Wars. Многие расы в «Космических рейнджерах» появились под впечатлением от сериала «Вавилон 5». Из книг большое влияние оказали произведения Айзека Азимова, Гарри Гаррисона, Роберта Шекли и Орсона Скота Карда.

Еще Гусаров в одном из интервью выделял старую игру для компьютеров «Агат» под названием «Звездные войны». Сделал ее какой-то русский программист, и она не имеет отношения к фильмам Джорджа Лукаса. Игрок летал на космическом корабле и уничтожал пришельцев, параллельно ремонтируя корабль. Благодаря пошаговому игровому процессу можно было выбрать угол направления выстрела из лазеров. Одной из фишек была возможность состыковаться с космо-базой, но делать это нужно максимально аккуратно, иначе корабль просто разобьется. В детстве эта игра очень впечатлила основателя NewGame Software.

Вторая причина крылась в простоте визуала. Нарисовать холодную звездную галактику для инди-разработчиков, без копейки бюджета, в сотни раз легче, чем что-то более детализированное, вроде типичного фэнтези.

Разработчики решили не брать уже готовый движок, а написать собственный, чтобы не ограничивать себя. Движок будущей игры создал Алексей Дубовой, результат позволил реализовать всю массу задумок разработчиков.

А реализовывать было что, начиная от анимированных двумерных звезд и заканчивая полной свободой действий для игрока. Локации в «Космических рейнджерах» генерируются случайным образом, что вносит разнообразие в каждое новое прохождение. Игрок волен лететь куда захочет и делать то, что посчитает нужным — стать торговцем, наемником, путешественником, бороться с космическими пиратами — или наоборот примкнуть к ним — и еще много чего другого.

Авторы посчитали, что если в игре будут одни только бои в пошаговом режиме, то игроку быстро станет скучно. Они добавили в «Рейнджеров» аркадные сражения в реальном времени, выполненные как классическая двумерная космо-стрелялка с видом сверху, возможность прокачивать героя и изучать новые навыки, зарабатывать репутацию на планетах и выполнять задания от местных правительств.

Отдельно нужно выделить текстовые квесты, потому что по сути — это полноценные игры, встроенные в другую игру. Жанр текстовых квестов представляет из себя интерактивную литературу, в которой читатель постоянно выбирает, что должен сделать герой и куда повернет сюжет. Про жанры текстовых квестов мы даже делали отдельный материал.

В «Космических рейнджерах» текстовые квесты появились благодаря человеку по имени Денис Федоров. Он учился на программиста и сильно хотел что-нибудь кодить, тогда Гусаров и придумал ему задание — добавить в игру интерактивную литературу.

Текстовые квесты очень удачно вписались в игру, игрок мог пройти их, прилетев на любую из планет. Отдельно авторы выпустили специальную программу-конструктор, чтобы любой желающий мог попробовать что-то написать. Желающих оказалось много, и все они присылали свое творчество разработчикам, лучшие работы в итоге попали в финальную версию «Рейнджеров». Всего в игре 26 разных квестов от 7 разных авторов, не считая штатных.

Справиться с таким наплывом разных текстов было тяжело, занимался этим всего один человек — Артем Пяткин, ученый-математик из Новосибирска. Артем вычитывал и редактировал все попадающие к нему квесты, доводя слабые работы до приличного состояния, и при этом еще и писал собственные.

Музыка в «Космических рейнджерах» — прекрасна и атмосферна. Отвечал за нее Григорий Семенов, жил он в другом городе, а интернет в то время еще был весьма медленный и дорогой, поэтому ему приходилось сочинять композиции по ассоциациям от скриншотов. Позже ему начали присылать на почту диски с демкой игры.

Семенов подбирал для каждой расы и темы разные инструменты — клавиши, гитары, ударные и так далее.

Музыкальное сопровождение стало еще одной запоминающейся и узнаваемой особенностью игры. На некоторые композиции, вроде «Музыки людей» или «Музыки Фэян», до сих пор делают каверы, о них слышали даже люди, незнакомые с «Рейнджерами».

Смотреть на YouTube

К 2002 году все уже было практически готово — графика отрисована, музыка написана, геймплейные механики разработаны, а пять играбельных рас, вместе с их кораблями, продуманы и сбалансированы.

Игре не хватало одного — сюжета. В процессе разработки об истории как-то позабыли. Команда NewGame Software была слишком увлечена созданием интересного и разнообразного игрового процесса. На выручку позвали известного в определенных кругах писателя Юрия Нестеренко. Он в одиночку написал сюжет «Космических рейнджеров», придумав для жителей галактики и государственный строй планет, и технологии, и причины враждовать.

Все крутится вокруг Галактического Содружества разумных рас, оно же Коалиция, куда входят пять представителей галактики — Малоки, Пеленги, Люди, Фэяне и Гаальцы. Коалиция воюет с Клисанами, неорганической формой жизни, и пытается избавиться от надоевших космических пиратов.

Клисаны считают корабли разумными, а их экипаж — смертоносными паразитами. Коалиция формирует специальное подразделение Космических рейнджеров, призванное бороться с нависшей угрозой. Игрок — как раз один из этих рейнджеров, и хоть он и может делать что пожелает, а задания, как и ландшафт локаций, генерируются случайным образом, но в конце концов вся мешанина распутывается к спасению Галактики.

NewGame Software очень долго искали издателя, никто не хотел связываться с никому неизвестными новичками. Единственной, кто согласился выпустить игру в магазины стала компания 1С.

Но Гусаров не мог заключить с ней договор, так как его студия не была официально зарегистрированным юридическим лицом. Мать Алексея работала бухгалтером и быстро переделала документы какой-то нерабочей фирмы в документы компании Elemental Games, где Гусаров числился генеральным директором.

«Космические рейнджеры» вышли 20 декабря 2002 года и получили восторженные отзывы от отечественной игровой прессы. Журналисты были впечатлены количеством и качеством контента, Elemental Games удалось грамотно смешать кучу жанров, создав что-то по-настоящему особенное.

Причем 1С не выделяли особого бюджета на рекламу, максимум были брошюры в журналах. Информация распространялась с помощью сарафанного радио, и впоследствии «Рейнджеры» превратились в одну из самых культовых игр во всем СНГ.

В 2004 вышли «Космические рейнджеры 2: Доминаторы». Основное нововведение второй части — замена пошагового боя в режиме стратегии на бои в реальном времени. Согласно истории, Рейнджеры должны остановить роботов, управляемых искусственным интеллектом, для этого они высаживаются на планеты и устраивают зачистки.

Смотреть на YouTube

Продолжение тоже понравилось как игрокам, так и критикам. Игру даже заметили за рубежом. К сожалению, в дальнейшем студия раскололась из-за внутренних разногласий. Гусаров хотел заняться разработкой King’s Bounty, а Дубовой — продолжить заниматься рейнджерами. В итоге Гусаров и большая часть сотрудников ушли, основав студию Katauri Interactive.

Позже Katauri Interactive вновь объединилась с Elemental Games для работы над дополнением «Космические рейнджеры 2: Доминаторы. Перезагрузка», которое делали вместе с коллективом CHK-Games.

В 2013 году CHK-Games разработали обновленных «Космических рейнджеров» с припиской HD. В 2009 и 2010 годах в производстве находились еще два проекта по вселенной рейнджеров — «Империя» и «Время звезд». Империя должна была стать браузерной онлайн-игрой, а «Время звезд» планировалась как первая 3D игра по «Рейнджерами», в которой игроки будут свободно исследовать космос, торговать, воевать и высаживаться на разных планетах. Увы, оба проекта в итоге были закрыты.

Последнее, что на данный момент выходило по «Космическим рейнджерам», это сборник текстовых квестов — Space Rangers: Quest 2016 года. Его можно приобрести в Steam и на смартфонах.

Права на серию до сих пор принадлежат 1С, и, возможно, когда-нибудь мы увидим и третью часть. Но пока они предпочитают хранить молчание о будущем «Рейнджеров».

Читайте также: