Ни для кого не секрет, что хорошая книга способна увлечь сильнее любого фильма или видеоигры. Некоторые писатели работают со словом настолько живо, что читатель полностью погружается в сюжет и включает на максимум свою фантазию, дающую лучшую картинку из возможных.
В играх пользователь — это непосредственная часть истории, способная на нее повлиять. А в случае с фильмами есть жанр «интерактивного кино», в котором зритель напрямую воздействует на развитие событий, переставая быть просто сторонним наблюдателем.
Интерактивная литература делает то же самое с книгами — позволяет читателю стать движущей силой повествования. Вдобавок интерактивная литература решает вечную проблему, когда при чтении вы думаете «вот будь я на месте героя, сделал бы все по-другому!».
Первая игра в жанре «интерактивной литературы» появилась в 1975–1976 годах. Программист Уильям Кроутер создал текстовый квест под названием Colossal Cave Adventure. Его суть была в том, чтобы исследовать пещеры в поисках сокровищ. Поначалу Colossal Cave Adventure была довольно реалистичной, описывая местность пещер в Кентукки. Но в процессе разработки друг Кроутера, Дон Вудс, будучи фанатом творчества Толкина, добавил в подземелья эльфов, троллей и вулкан.
Игралось это все следующим образом: пользователь читал текст с монитора компьютера и в определенные моменты вводил в программу специальные команды, решая, как следует поступить дальше. Игра поддерживала только простое сочетание «глагол плюс существительное», но с развитием жанра возможностей становилось больше.
Colossal Cave Adventure приобрела огромный успех, и за прошедшие годы ее портировали на всевозможные платформы.
В 1979 году несколько студентов из Массачусетского Технологического Института, увидев потенциал в интерактивной литературе, решают поставить ее на коммерческие рельсы и основывают компанию Infocom. Первым проектом Infocom стал Zork I, давший начало вселенной «Великой Подземной Империи».
Zork — это история об искателе приключений и сокровищах в подземных лабиринтах. Под землей герой сталкивается с разными чудовищами, находит артефакты и золотишко, а главным испытанием становится возвращение на поверхность со всем собранным добром.
Впоследствии мир Zork всячески расширялся и дополнялся. В техническом плане у игроков появилась возможность вводить в командную строку не только глагол и существительное, но также прилагательные, союзы и предлоги.
Infocom просуществовала 10 лет, выпустив 30 игр, после чего была приобретена компанией Activision.
Помимо серии Zork Infocom отметились и другими проектами: Trinity, Planetfall, The Hitchhiker’s Guide to the Galaxy и A Mind Forever Voyaging.
Время шло, и в интерактивной литературе помимо квестов стали появляться и другие жанры, такие как симуляторы и RPG. В симуляторах пользователь, например, должен развивать свое предприятие, зарабатывая деньги и набирая персонал. Приходится следить за изменениями рынка и заботиться о сотрудниках, из-за чего получается некая экономическая стратегия.
В RPG игрок по классике прокачивает своего героя, одевая его во все более крутую броню и подбирая наилучшее оружие. Еще постоянно нужно выбирать, куда пойти — налево, направо, прямо, назад или на какое-то конкретное здание.
В дальнейшем в интерактивной литературе появились графика и музыкальное сопровождение. Помимо игр с прямым вводом команд есть и проекты с выбором готовых ответов в специальном меню.
За счет простых и доступных программ для разработки любой желающий может попробовать себя в создании интерактивной литературы. В 1987 году Майкл Дж. Робертс разработал язык программирования TADS, а в 1993 Грэхэм Нельсон написал программу Inform, совмещающую в себе язык программирования и возможность собрать код в готовую игру.
TADS и Inform по большей части подходят для английского языка, тогда как для русского есть такие платформы, как OrcZero, Universal RipSoft Quest (URQ) и Quest Soft Player (QSP). По сути, все они представляют из себя конструкторы, и уметь «кодить» не обязательно, правда, тогда возможности автора будут несколько ограничены.
Из-за особенностей русского языка делать квесты с вводом команд сложно. Проблема кроется в окончаниях слов, поэтому в большинстве русских текстовых квестов весь интерактив подается только через меню выбора доступных вариантов.
В Россию интерактивная литература пришла в девяностые, вместе с компьютерами на базе железа от ZX Spectrum. Запускались они, к слову, при помощи кассет.
Интерактивные художественные тексты пришлись по вкусу нашей аудитории, ведь читать становилось намного интереснее, когда можно самому решить, что будет дальше.
Помимо отдельных крупных проектов интерактивная литература встречалась у нас в одиночной игре совершенно другого жанра. Разработчики «Космических рейнджеров» добавили текстовые квесты в качестве мини-игр. Сейчас их можно пройти отдельно, прямо в браузере.
Смотреть на YouTubeК слову о браузерах, среди текстовых RPG встречаются и многопользовательские. Например, в свое время в СНГ была очень популярна браузерная онлайн-игра «Бойцовский клуб». Название говорит само за себя, игроки должны были постоянно биться друг с другом, прокачивая персонажа. Для атаки пользователь выбирал зону, куда нанести удар — голова, торс, рука и так далее. Делалось это все при помощи тех самых вариантов совершения действия из текстовых RPG.
Фанаты «Бойцовского клуба» проводили в нем десятки, сотни, а то и тысячи часов. Сообщество постоянно устраивало сходки игроков по всей России и в других странах СНГ.
В наши дни текстовых квестов огромное количество, большинство из них доступны в удобном формате на смартфонах. Скачать их можно прямо из цифровых магазинов AppStore и Google Play. Но встречаются и более интересные проекты, такие как текстовые RPG прямо в мессенджерах. Реализовано это через специального чат-бота и множество готовых вариантов команд.
Как было сказано выше, попробовать сделать текстовый квест способен любой желающий. Разработка текстового квеста — это отличный способ развить писательские навыки или наработать портфолио, если вы вдруг захотите стать игровым сценаристом.
Читайте также:
- Всем маглам посвящается. Главные игры по вселенной Гарри Поттера
- Спасение вселенной, побег из заключения и рутинная работа исследователей. Подборка игр о космосе
- Проклятие Дракулы. Как развивалась серия Castlevania
- Робокоп, Фредди Крюгер, Чужой. Самые знаменитые гостевые персонажи файтинга Mortal Kombat
- Город засыпает, просыпаются космонавты. Что такое Among Us и почему она так популярна
* Соцсеть, признанная в России экстремистской
Больше новостей спорта – в нашем телеграм-канале.