7 ноября — праздник фанатов Mass Effect. Как создавалась культовая трилогия космической RPG

7 ноября — праздник фанатов Mass Effect. Как создавалась культовая трилогия космической RPG
Фото: © Electronic Arts
Как коммандер Шепард галактику спасал.

Каждое 7 ноября поклонники Mass Effect отмечают праздник фанатов серии. Дата выбрана из-за названия брони главного героя N7 — November 7.

Уже несколько лет к празднику присоединяются и разработчики из BioWare. Ходят слухи, что в этом году 7 ноября официально анонсируют переиздание культовой трилогии. Поэтому мы решили рассказать, как эта серия создавалась.

До Mass Effect студия BioWare была известна шикарной ролевой игрой по «Звездным Войнам» Star Wars: Knight of The Old Republic 2003 года. Ее успех вдохновил главу студии, Кейси Хадсона, на создание собственной фантастической вселенной в тематике космоса.

Убедив руководство Electronic Arts, Хадсон вместе со своей командой начал продумывать сюжет будущей игры. Планы были амбициозные, Хадсон сразу же решил, что это должна быть трилогия.

Фото: © Electronic Arts 

Работа над концепцией, сценарием и персонажами заняла больше года. В первом варианте истории вместо коммандера Шепарда представлялся коммандер Андерсон, а главным гадом галактики считался жукоподобный инопланетянин Сарен. Основной конфликт строился на поисках потерянной древней технологии для полетов на сверхсветовой скорости.

Из-за недостатка мотивации у получившихся персонажей и недостаточных масштабов событий идею переработали. Историю как-никак нужно растянуть на три части, так что в новом сценарии проблемы охватывали уже всю галактику.

В истории появилась могучая раса Жнецов — пришельцев механоидов, уничтожающих планеты. Обычно в космофантастике людей показывают как молодой вид, отстающий технологически, но в Mass Effect благодаря Жнецам удалось сделать всех равными. По сравнению со Жнецами любая другая раса ничто поодиночке, просто очередные букашки. Поэтому для победы всем инопланетянам необходимо объединиться, и люди играют в этом далеко не последнюю роль.

Фото: © Electronic Arts 

Наброски о технологиях для полетов превратились в известные фанатам ретрансляторы, с помощью которых можно скакать из одного конца галактики в другой. Оставила их древняя раса Протеан, о которой пользователь тоже со временем узнает больше.

История мира Mass Effect богата на события и колоритных персонажей. У каждой расы в игре есть своя предыстория, традиции и культура, это еще одно важное отличие от обычной фантастики, где для фона всегда куча причудливых существ, о которых абсолютно ничего не известно.

Например, рептилоиды Кроганы — могучие воины, Саларианцы — ученые с чересчур быстрым метаболизмом и небольшой продолжительностью жизни, Кварианцы — раса кочевников и так далее.

Разработчики даже продумали политический строй — всем заправляет Совет Цитадели, сама же Цитадель — это крупнейший в галактике альянс различных рас. В Совет входит по одному представителю от каждого вида.

Фото: © Electronic Arts 

Но есть расы и вне Цитадели, они не могут пользоваться преимуществами союза вроде специальных торговых путей и защиты флота Альянса. В то же время они не зависят от законов и ограничений, которые может наложить Совет, вроде запрета на расширения зоны влияния.

Эти детали сделали Mass Effect по-настоящему живым. Игрока буквально с ходу бросают во все политические интриги, а во время прохождения он познакомится с каждой расой галактики и соберет себе верную команду корабля «Нормандия».

Вдохновение черпали из разной культовой фантастики — «Звездные войны», «Вавилон 5», «Звездный десант», «Чужой», «Бегущий по лезвию», «Звездный путь», «Светлячок», «Солярис» и так далее.

Игровой процесс же по началу очень многое брал от Halo. Разработчики хотели совместить механики шутера и RPG, но впоследствии стали замечать, что слишком увлеклись, и прототип игры больше походил на дешевую копию Halo, чем задел на новую крутую франшизу.

Фото: © Electronic Arts 

Проекту не хватало личности, и первым шагом к ее становлению стала смена камеры с первого лица на третье. Авторы добавили кучу возможностей для прокачки оружия и навыков, а также выбор класса. И даже дали пользователю возможность не просто летать по космосу, но и исследовать планеты, разъезжая на броневике.

Самой безумной идеей Кейси Хадсона был перенос сохранений из одной части в другую. Он хотел, чтобы принятые игроком решения в одной части напрямую влияли на события в другой. И это касалось не только сюжета, но и взаимоотношения персонажей — кто-то на протяжении трилогии мог стать заклятым врагом, лучшим другом или любовью всей жизни. А если игрок терял одного из членов экипажа, то в последующих частях он уже не появлялся.

Для создания такой системы было необходимо учесть невероятное количество мелких деталей: отснять вагон анимаций, записать тонну реплик, логически связать каждый доступный вариант и так далее. Авторы знатно намучались, но в итоге игроки получили уникальный опыт в создании видеоигр.

Смотреть на YouTube

Еще одной интересной особенностью была возможность формирования личности Шепарда. Принимая решения в диалогах, можно пойти по пути «героя» или «отступника», то есть совершать только правильные поступки и неуклонно следовать приказам или делать все по-своему, не стесняясь лишний раз применить грубую силу или крепкое словцо.

Оружие в первом Mass Effect не имело патронов: промахивайтесь сколько угодно, ваша энергопушка все равно перезарядится сама. Во время боя доступен тактический режим и можно отдавать приказы напарникам.

Чем ближе подходил срок сдачи, тем сильней приходилось урезать аппетиты, перенося многие задумки в будущие части. Например, из первой игры полностью вырезали организацию «Цербер», зато во второй она оказалась в центре сюжета.

Mass Effect вышла в 2007 году и постепенно приобретала все большую любовь народа. Первая часть была интересной, завлекающей и всего лишь затравкой к большей истории.

Фото: © Electronic Arts 

В 2010 свет увидела Mass Effect 2. В сюжете наконец появляется организация «Цербер», Шепард выполняет задания главы «Цербера» — загадочного и стильного Серого Призрака, чтобы спасти человеческие колонии и остановить Жнецов. После событий первой части коммандеру Шепарду нужно вновь собрать вместе старых друзей в экипаж «Нормандии» и завести новых.

В продолжении заметно улучшили боевую систему, стрелять и попадать в цель стало намного проще и приятнее. Разработчики отказались от «бесконечного энергобоезапаса» в угоду классической перезарядке и патронам. Пришлось перебалансировать все оружие, но это того стоило.

Лучше стало и управление главным героем, а отдача приказов напарникам — удобнее. Авторы переделали систему прокачки, сделав ее менее громоздкой. Mass Effect 2 считается одной из лучших игр и не устаревает геймплейно даже спустя 10 лет.

Смотреть на YouTube

Оставалось красиво закончить эпичные приключения Шепарда мощным финалом. Mass Effect 3 вышла в 2012 году, в техническом плане она была отличной игрой. Разработчики подкорректировали мелкие недочеты и отполировали детали.

Удалось реализовать давнюю задумку с мультиплеером. Играя по сети, пользователи повышали общий процент прохождения и шансы на хорошую концовку.

Но с концовками были большие проблемы — настолько, что фанатский гнев быстро разошелся по сети, перерастая в скандал. Дело в том, что в играх, в которых развитие сюжета и, более того, целой вымышленной вселенной зависело от выбора игрока, концовка мало зависела от этого самого принятия решения. Она чуть ли не ограничивалась банальным выбором цвета лазерного луча. Вдобавок в сюжете встречалось множество логических несостыковок с прошлыми частями.

Получив тонну критики, BioWare выпустили бесплатное дополнение Extended Cut с новыми концовками и более подробным объяснением некоторых моментов сюжета.

Смотреть на YouTube

И хоть игроки остались недовольны финалом, они все еще в восторге от проделанного ими пути. Mass Effect остается культурным феноменом, породившим всевозможный мерч, комиксы и собственный праздник. А коммандер Шепард остается одним из самых узнаваемых героев видеоигр.

После третьей части Кейси Хадсон покинул BioWare, права на франшизу остались у ЕА, и они хотели развивать ее дальше. В 2017 вышла провальная Mass Effect: Andromeda, ответвление от основного сюжета, но ее крах — это уже отдельная большая история.

7 ноября ожидается стрим разработчиков из BioWare и актеров озвучки Mass Effect. Если переиздание трилогии действительно анонсируют, то фанаты скоро вновь отправятся спасать галактику, и в этот раз можно попробовать сделать все иначе.

Читайте также: