Год, когда консоли чуть не исчезли. Рассказываем об игровом кризисе 1983-го

Кто был виноват и как все удалось исправить?

В наши дни на рынке консолей закрепилось несколько крупных игроков, а прибыль индустрии видеоигр стабильно растет с каждым годом. Но так было не всегда. В начале восьмидесятых мы чуть не потеряли домашние консоли, а виной всему американский игровой кризис 1983 года.

К концу семидесятых игровая индустрия получила сильный толчок, ее прибыль составляла 12 миллиардов долларов, что превосходило общий доход от кинематографа и музыки. Тогда вовсю шла так называемая «золотая эпоха», с хитами вроде Pac Man и Space Invaders.

Заработать на играх пытались все, от кодеров-самоучек до производителей корма для животных. Полки магазинов быстро заполнили десятки разных игровых систем. Самой популярной домашней консолью была Atari 2600.

https://twitter.com/EverlivingGames/status/1318365016685502465?s=20

Для каждой приставки была своя отдельная линейка игр. Тут и там открывались игровые компании-однодневки, и никто особо не следил за качеством выпускаемых на рынок проектов, ведь все вокруг хотели лишь быстрых денег. Atari держала лидерство, а конкуренты вместо достойного ответа старались подчистую копировать их консоли.

Игру мог сделать любой, кто хоть немного разбирался в программировании. А если у какого-то издательства выходил какой-то хит, то все остальные массово копировали его концепцию. На Atari выходила даже порнография, пускай и восьмибитная.

В конце концов случился переизбыток, розничным магазинам просто некуда было девать товар, так как люди устали покупать откровенный шлак.

Кроме перенасыщения, рынок консолей подорвали домашние компьютеры. Они стали более доступными, и как игровая платформа превосходили приставки во всем: новый интересный и необычный игровой процесс, более детализированная картинка и лучшее звучание.

https://twitter.com/DragonsHoardMod/status/1275110142460166146?s=20

Виной всему несколько серьезных провалов Atari. Компания не хотела упоминать имена разработчиков в титрах или на коробках с играми и не собиралась выплачивать им отчисления с продаж. Такая политика очень не нравилась сотрудникам, часть из них ушла и в 1979 году основала собственную компанию под названием Activision.

Atari подала иск на Activision, желая запретить сторонним разработчикам выпускать игры для их консолей. Суд не удовлетворил его, дав право выпускать игры кому угодно, без одобрения держателя платформы. К чему это привело, описывалось выше.

В 1982 году Atari приобрело лицензию на создание порта аркадного хита Pac Man. Его разработкой занимался всего один человек, Тод Фрай, работавший по 80 часов в неделю. Готовый порт выглядел заметно хуже оригинала с аркадных автоматов. Игру ругали как критики, так и игроки. Конечно, компании удалось продать больше половины заготовленных копий, но она все равно понесла большие убытки.

https://twitter.com/goegoezzz/status/1216482411858386945?s=20

Проблемы после неудачи «Пакмана» ничто по сравнению с провалом игры по фильму Стивена Спилберга «Инопланетянин» или же E.T. Получив лицензию, в Atari хотели успеть выпустить игру к Рождеству, в итоге разработка продлилась всего 6 недель.

E.T. считается одной из худших игр в истории. Atari сделали на нее большую ставку и проиграли. Играть в нее было попросту скучно и неинтересно. Люди, купившие E.T. в подарок на Рождество, массово возвращали игру в магазины, ритейлеры вернули компании обратно три с половиной миллиона копий из четырех.

Всю партию утилизировать не удалось, дошло до того, что Atari захоронило 700 тысяч картриджей с E.T. где-то на пустыре. Американский блогер Джеймс Рольф, более известный как Angry Video Game Nerd, даже снял на основе этой истории полнометражный фильм. Игры откопали лишь в 2014 году.

https://twitter.com/alessandro_r2/status/460160366593331201?s=20

Из-за неудачной политики Atari и общей захламленности полок магазинов разным ширпотребом к 1983 году обвал рынка достиг 97 процентов. Ситуацию спасла Nintendo, решившая выпустить свою хитовую консоль Famicom на Западе, переименовав ее для местных в NES и полностью изменив дизайн.

Nintendo установила жесткие правила для разработчиков — они могли выпускать для NES только 5 игр в год. Чтобы обойти ограничение, разработчики открывали дополнительные студии, такие как Ultra Games у Konami.

Все проекты лицензировались самой Nintendo: чтобы получить «золотой знак качества», игра должна была пройти массу тестов. Вдобавок компания разработала специальную антипиратскую защиту, чтобы избежать попадания на рынок нелицензионных копий.

Само собой, со временем защиту удалось обойти, и пиратство на NES все равно существовало, но уже не в таких масштабах, как с Atari, когда все свободно копировали у всех. 

https://twitter.com/bpdnintendo/status/1107201978550140928?s=20

Суровый подход оправдался, и индустрия начала приходить в себя. Вслед за Nintendo на американский рынок пришли и другие японские компании, например, Sega, а позже еще и Sony. Японцы оставались вне конкуренции вплоть до 2001 года, когда вышел Xbox Original от Microsoft.

К слову, в России была похожая ситуация. В девяностые произошел резкий скачок индустрии видеоигр, и если поначалу наши разработчики выпускали действительно отличные игры — «Аллоды», «Космические рейнджеры», «В тылу врага» и так далее, то затем все это точно так же скатилось в создание низкокачественных продуктов ради быстрого заработка. Вот только своей Nintendo в нужный момент у нас не оказалось, но российский игровой кризис — уже другая история.

Смотреть на YouTube

Сейчас игровая индустрия старается не повторить печальные события 1983 года, контролируя количество выпускаемых проектов в год. Но порой студии все-таки слишком увлекаются определенными жанрами или трендами. Это, например, поток королевских битв или однотипных игр с открытым миром, а уж сколько шума вокруг микротранзакций и лутбоксов. Остается рассчитывать, что компании знают меру и не доведут дело до нового кризиса. 

Читайте также: