Киберспорт в Super Smash Bros. Как игра для всей семьи стала соревновательной дисциплиной

Все персонажи Nintendo в одной коробке.

В отличие от других файтингов, которые обычно выходят на всех актуальных платформах, Super Smash Bros — эксклюзив для консолей Nintendo. Несмотря на это, дисциплина может похвастаться очень преданной фан-базой, другими словами, она широко известна в узких кругах. В этом материале речь пойдет о том, что из себя представляют турниры по Super Smash и как у нее дела на данный момент.

Оригинальная Super Smash Bros. вышла в 1999 году для Nintendo 64. В ней герои из культовых игр Nintendo, такие как Марио, Линк, Фокс МакКлауд или Кирби, бросали друг другу вызов на различных парящих в воздухе аренах. В начале боя персонажи имеют по четыре жизни, для победы игроку необходимо столкнуть своего соперника с платформы четыре раза.

Для этого в распоряжении пользователя есть набор простых приемов: удар, мощный удар, блок, прыжок и перекат. Вместо полоски здоровья в Super Smash присутствует индикатор полученного урона: чем он больше, тем дальше ваш боец отлетит от арены после удара противника. 

Оказавшийся за бортом все еще сохраняет шанс вернуться обратно при помощи специальных умений, но если персонажа выбили в дальний угол экрана, путь ему заказан только вниз. Также на ринге присутствует особый бонус, подобрав который, игрок может провести сверхмощную атаку, сразу отправив конкурента в нокаут. Еще на локациях есть подвижные и разрушаемые элементы, что несколько усложняет драку.

В 2001 году для консоли Nintendo GamеСube появляется Super Smash Bros. Melee, и именно по ней сообщество организовывает первые турниры. Любительские соревнования появляются в 2002 году, а уже в 2003-м состязания по Super Smash выходят на официальный уровень с поддержкой международной федерацией видеоигр.

Смотреть на YouTube

Начиная с 2004-го и вплоть до 2006 года чемпионаты по игре стали спонсировать Major League Gaming (MLG), а в 2007-м Melee была внесена в список дисциплин на крупнейшем соревновании по файтингам Evolution Championship Series (EVO). Период с 2003-го по 2006 год принято считать «Золотым веком» Super Smash Bros. Melee.

В этот период лучшими игроками считались Кен SephirotKen Хоанг, по прозвищу The King of Smash, Кристофер Azen МакМаллен, Даниэль ChuDat Родригез, Джоэл Исай Isai Альварадо, Кристофер Cris Шигиль, Даниэль KoreanDJ Юнг и Джейсон Mew2King Циммерман.

Правила у турниров следующие: в основном играют в режимах один на один или два на два, поединки проводятся в форматах Best of 3 и Best of 5. Организаторы по своему усмотрению устанавливают количество жизней и ограничение по времени на раунд. Чтобы избежать случайностей, на соревнованиях отключают подвижные платформы и бонусы. Призовые фонды варьируются от нескольких тысяч долларов до нескольких десятков тысяч. 

Разработчики совершенно не ожидали такого киберспортивного ажиотажа вокруг своей игры. По словам Масахиро Сакураи, это противоречило первоначальному видению концепции проекта. Компания даже хотела вывести свой файтинг из программы EVO 2013, но негативная реакция общественности заставила ее передумать.

«Золотой век» Super Smash Bros. закончился с выходом новой части с подзаголовком Brawl. В 2010 году Nintendo запретили MLG проводить трансляции по своей дисциплине. Проблема была еще и в том, что Brawl оказалась весьма проблемной игрой и соревновательное сообщество сильно потеряло энтузиазм, и отрезок с 2012-го по 2013 год принято считать «Темными временами».

Именно EVO 2013 вдохнуло новую жизнь в турнирную сцену Super Smash. Там они вновь включили Super Smash Bros. Melee в ростер соревнований после благотворительной акции, чтобы решить исход финалов. Увидев большую вовлеченность аудитории, версия Melee была добавлена в программу Evo 2014 и 2015.

Еще одним важным событием был Apex, их даже спонсировала Nintendo of America. Apex 2015 считался самым крупным турниром по Smash в истории, но, несмотря на статусность, в нем было очень много разных проблем, и впоследствии серия Apex прекратила свое существование.

На данный момент чемпионаты проводятся в рамках Community Effort Orlando (CEO), DreamHack, Evolution Championship Series (EVO), GENESIS, The Big House, Shine и Super Smash Con (SSC). А текущая эпоха зовется «Платиновой», или эпохой «Пяти богов», в честь лучших игроков. К ним относят Джейсона Mew2King Циммермана, Джозефа Mango Маркеса, Кевина PPM Нэнни, Адама Armada Линдгрена и Хуана HungryBox Дебидма.

https://twitter.com/nintendolife/status/1265701813564723200?s=20

Так оно было вплоть до Apex 2015, где Уильям Leffen Хьелте обыграл Джейсона Mew2King и получил неофициальный титул «Убийца богов», а пятерка была переименована в «Большую шестерку».

Более подробно о соревновательном сообществе Super Smash Bros. можно узнать из документалки Smash Brothers, снятой Трэвисом Бошманом в 2013 году. Также до первого квартала 2020 года выходил сериал Metagame, средства на него собирали на Kickstarter.

Соревнования проводятся по трем разным частям Super Smash — Melee, Brawl и Ultimate на любительском и официальных уровнях. В последней версии Ultimate можно встретить персонажей из других вселенных, вроде Соника и Солида Снейка. В 2020-м EVO приняли решения отказаться от проведения турниров по Melee и Ultimate, игроки связывают это с проблемами в инфраструктуре большой N.

Фото: © Nintendo

К сожалению, даже с такой вариативностью дисциплина совсем не популярна в России. Чемпионаты в основном проходят в разных штатах Америки, странах Европы и Азии. В нашей стране фанаты Nintendo встречаются на фестивалях Level Up Day, веселятся и играют в разные игры.

Невзирая на все последние проблемы, сообщество Super Smash Bros. продолжает активно играть в любимую игру и развиваться.

Читайте также:

* Соцсеть, признанная в России экстремистской

Больше новостей спорта – в нашем телеграм-канале.