Киберспорт на Олимпийских играх. Какие перспективы есть у Dota 2 и CS:GO

Размышляем о возможном будущем киберспорта на ОИ.

Представители Международного олимпийского комитета (МОК) из раза в раз говорят о необходимости сделать главные спортивные соревнования ближе к молодежи. Но для этого придется наступить на собственное горло и обновить линейку дисциплин. Для вовлечения молодого поколения в программу уже приняли скейтбординг и серфинг, но с видеоиграми все намного сложнее. Популярность индустрии игр и киберспорта в мире растет с каждым днем, поэтому функционеры МОК вынуждены постоянно объяснять свое нежелание включать действительно топовые дисциплины, приносящие десятки миллионов долларов участникам турниров. Обычно представители МОК давят на то, что во многих киберспортивных дисциплинах есть жестокость и насилие.

«Мы не можем включить в программу Олимпийских игр то, что пропагандирует насилие и дискриминацию. Это я о так называемых шутерах. По нашему мнению, киберспорт не соответствует понятиям олимпийских ценностей. Конечно, любой вид единоборств произошел от реальных драк между людьми. Но спорт — это цивилизованное понятие драк. Если в киберспорте нужно кого-то убивать, то его не может быть в Олимпийских играх», — говорил президент МОК Томас Бах в интервью AP в конце 2018 года.

Но сейчас, можно сказать, наметилось потепление. В конце 2019-го МОК заинтересовался играми на основе VR (виртуальная реальность).

«Видеоигры, имитирующие спорт, имеют большой потенциал для включения в спортивное движение. Многие виды игр становятся все более и более физическими благодаря виртуальной и дополненной реальности. Многие повторяют традиционные виды спорта, что является большим плюсом. Что касается других видеоигр, комиссия пришла к выводу, что на данном этапе спортивное движение должно быть сосредоточено на спортсменах, а не на конкретных играх. Внимание к людям должно способствовать занятию спортом, а также здоровому образу жизни», — говорится в заключении комиссии МОК на talkesport.com.

Как видите, ощущается сближение киберспорта с Олимпийскими играми. Кажется, что до сотрудничества остается всего шаг. Давайте представим, что он наконец сделан и теперь МОК должен выбрать из самых популярных киберспортивных дисциплин те, что подошли бы для программы Олимпийских игр.

MOBA (Многопользовательские стратегии в реальном времени)

Дисциплины: Dota 2, League of Legends

Фото: © Valve Corporation

Жанр MOBA — один из самых популярных и самый прибыльный в киберспортивной индустрии. Согласно данным esportsearnings, топ-5 дисциплин по призовым в киберспорте выглядит следующим образом:

  • 1. Dota 2 — 225,2 миллиона долларов*;
  • 2. Counter-Strike: Global Offensive — 98,3 миллиона долларов;
  • 3. Fortnite — 90 миллионов долларов;
  • 4. League of Legends — 75,5 миллиона долларов;
  • 5. StarCraft II — 33 миллиона долларов.

* За основу этого рейтинга взяты по 100 турниров из каждой киберспортивной дисциплины с наибольшими призовыми.

Таким образом, MOBA-игры суммарно имеют более 300 миллионов долларов. При большом желании к ним также можно добавить стратегию StarCraft II, увеличив отрыв от остальных дисциплин.

Но такие игры не нравятся Международному олимпийскому комитету. Их суть заключается в том, что противоборствующие команды управляют виртуальными персонажами и пытаются уничтожить врагов. А как мы знаем, убийства на Олимпийских играх недопустимы, да и драки с прямым контактом разрешаются только в единоборствах. Правда, почему реальные драки — это хорошо, а виртуальные — плохо, никто не объясняет.

Конечно, если очень захотеть, игры жанра MOBA можно оправдать. Возьмем, к примеру, Dota 2: в этой игре персонажи, если и умирают, то все равно обязательно возвращаются. Когда жизненная сила героя иссякает из-за атак соперника, он отправляется в специальное место (таверна), где возрождается спустя время (прямо как мифические греческие боги с родины Олимпийских игр). Кстати, в «Доте» даже есть персонаж, имеющий прямое отношение к Олимпу, — Зевс. В игре громовержец работает со световыми зарядами: он бросает молнию, которая перескакивает с одного врага на другого, стоящего поблизости, а также может оглушить ударом. При желании он использует ультимативную молнию, попадающую в каждого врага вне зависимости от того, где тот находится.

Разработчики игры уповают на то, что в МОК увидят символизм и смягчат свое отношение. Но всерьез рассчитывать на это не стоит. Вряд ли представителей комитета впечатлит, что герои умирают понарошку, а затем возвращаются. Зато почему-то никого не смущает, что в шахматах битые фигуры вовсе выпадают из игры.

Шутеры

Дисциплины: CS: GO, Fortnite

Фото: © Valve Corporation

Шутеры — одно из древнейших ответвлений киберспорта. Еще в начале нулевых проходили турниры по первым частям серии Counter-Strike.

Непосредственно в CS: GO (самой свежей части Counter-Strike) команда из 5 человек соперничает с враждебной пятеркой. Один коллектив примеряет на себя образ спецназовцев, которые борются с террористами (вторая команда). Цель одна — устранить соперников. Это можно сделать при помощи выстрелов, гранат и ножей. Случается, что персонажи погибают и по собственной неосторожности, пустив себе под ноги гранату, к примеру. Конечно, все это далеко от олимпийских ценностей.

Чуть лучше обстоят дела у королевской битвы Fortnite с мультяшной графикой и героями, которые не всегда выглядят как люди (но это всего лишь вопрос кастомизации).

Фото: © Fortnite Game

Главное преимущество шутеров над играми MOBA в том, что у них ниже порог вхождения. В CS: GO все предельно просто и понятно, а вот над Dota 2 или LOL придется попотеть. В них и персонажи меньших размеров, и событий больше: кто-то вечно куда-то идет, а комментатор с восхищением отмечает блестящие передвижения игроков.

Спортивные симуляторы

Дисциплины: FIFA, PES, NHL, NBA

На самом деле список симуляторов не ограничивается этими четырьмя играми. В индустрии есть компьютерные альтернативы практически всем видам спорта: бейсбол, парусный спорт, велоспорт, гандбол, теннис, фигурное катание… Правила в играх те же, что и в их прототипах, а гемплей, пусть и виртуальный, схож с настоящим.

Симуляторы понятны зрителям, но вот вопрос: стоит ли дублировать реальные виды спорта из программы Олимпийских игр в виртуальном пространстве? Зачем нам сразу два турнира по футболу? Да и любителей спортивных симуляторов гораздо меньше, чем поклонников реальных видов спорта или тех же шутеров и MOBA. Так что, пойдя по пути наименьшего сопротивления, МОК вряд ли что-то выиграет.

В спортивные симуляторы здорово играть самому, но смотреть приятнее все же реальную альтернативу.

Смотреть на YouTube

Да, во время пандемии коронавируса любители спорта были вынуждены переключиться на просмотр виртуальных соревнований, а спортсмены — пробовать себя в разных симуляторах. Но все налаживается, и большой спорт возвращается, а симуляторы вновь переходят в разряд развлечений.

В итоге выходит, что спортсимы можно взять в программу ОИ хоть сейчас, но они там вряд ли нужны. Шутеры, пусть и не пропагандируют насилие, все равно его демонстрируют, а стратегии довольно сложны, хоть и очень популярны.

Вывод напрашивается сам собой: чтобы разнообразить программу Олимпийских игр, неплохо бы включить пару киберспортивных дисциплин, которые привлекли бы новых зрителей и крупных спонсоров. Ведь не все они так плохи! А еще в этой индустрии крутятся огромные деньги, о которых в МОК, кажется, не забывают. Вот и думают.

Читайте также:

* Соцсеть, признанная в России экстремистской

Больше новостей спорта – в нашем телеграм-канале.