Инопланетяне, красная монтировка и «Черная Меза». Как создавалась легендарная Half-Life

Инопланетяне, красная монтировка и «Черная Меза». Как создавалась легендарная Half-Life
Фото: © Valve
История, остановившаяся на полуслове.

23 марта 2020 года выйдет Half-Life: Alyx — VR, ответвление знаменитой серии о Гордоне Фримене, посвященное его напарнице Аликс Венс. С момента выхода Half-life 2 Episode 2 прошло почти 13 лет, фанаты уже и не надеялись увидеть новую игру по любимой вселенной. По такому случаю мы хотим рассказать историю разработки Half-life и то, как зародилась сама компания Valve.

Основатели Valve, Гейб Ньюэлл и Майк Харрингтон, до игровой индустрии работали в Microsoft. Накопив достаточно денег, они решили открыть свою студию.

Ньюэлл и Харрингтон сняли офис в Сиэтле и стали собирать команду. Помимо программистов и дизайнеров в нее вошли юрист, рок-музыкант, доставщик пиццы, парашютист, татуировщик и писатель.

Фото: © Valve

Для игры нужен был движок. Благодаря своему другу Майклу Абрашу Гейб с Майком смогли получить от id Software исходники Quake, популярной в то время стрелялки. Благодаря успешным переговорам им не пришлось создавать собственную платформу с нуля, оставалось решить, что конкретно они будут делать.

Разработчикам нравились боевики, так что жанр выбрали быстро, но на проработку сюжетного концепта ушло гораздо больше времени. Гейб Ньюэлл зачитывался произведением Стивена Кинга «Туман», поэтому первоначально он задумывал сделать игру про тайные правительственные эксперименты на военной базе, которые вышли из-под контроля, и теперь жуткие твари грозятся заполонить весь город. Проект носил рабочее название Quiver (Дрожь). 

Фото: © Valve

Со временем эта идея переросла в тот самый культовый Half-Life, который мы знаем. В засекреченном научном комплексе «Черная Меза» ученым удалось построить портал в инопланетный мир «Зен», куда теперь отправляют исследовательские группы и изучают в лабораториях полученные из экспедиций образцы. Главный герой по имени Гордон Фримен должен заняться тестированием одного из таких.

Опоздав на работу, он в спешке надевает защитный костюм и входит в тестовую камеру. Само собой, все пошло не по плану. Во время замеров произошла перегрузка, из-за чего случился «Каскадный резонанс», в результате которого существа из Зена проникли в наш мир, почти вся аппаратура вышла из строя и большая часть «Черной Мезы» окунулась в панику и хаос. 

Фото: © Valve

Но как будто этого было мало, пришедшие на выручку военные получили приказ замести следы инцидента, перебив всех выживших ученых. Игроку придется не только выбраться из комплекса, но и отправиться в сам «Зен», чтобы остановить вторжение. После победы над последним боссом, Нихилантом, появляется загадочный человек в синем костюме, известный как G-Man. Игрок уже встречал его пару раз по мере прохождения, но поговорить с ним было нельзя.

G-Man поздравляет Фримена с успешным выполнением миссии и предлагает ему дальнейшее сотрудничество. При согласии Гордона помещают в стазис до момента, когда он снова понадобится, а при отказе ученый погибает в неравном бою.

За сюжет в ответе писатель Марк Лейдлоу, который также работал и над всеми следующими частями игры. К слову, Гордон Фримен, размахивающий монтировкой, появился не сразу. Первым вариантом протагониста был грузный и пышнобородый Иван Космобайкер.

Сам по себе игровой процесс Half-Life не ограничивался только стрельбой: бегая по «Черной Мезе», можно наткнуться на множество головоломок, а в некоторых местах придется попрыгать по платформам. Важным нововведением для игр тех лет стало наличие напарников. Стив Бонд, отвечавший за искусственный интеллект, добавил Фримену союзников в лице ученых и охранников. Если первые в основном только открывают двери, то вторые могут также оказывать огневую поддержку.

Фото: © Valve

Чистый движок Quake не подходил для большинства идей разработчиков, поэтому его пришлось изрядно модифицировать. Так, например, программист Кен Бердвел добавил персонажам скелетную анимацию, благодаря чему они могли открывать рты при разговоре, а их конечности двигались максимально естественно.

Еще скелетная анимация помогла оптимизировать локации с большим количеством действия и персонажей для не самого мощного железа тех лет. Но это не единственный трюк, спрятанный в коде Half-life. Фанаты знают Гордона Фримена как вечно молчаливого и невозмутимого ученого, но на самом деле он говорит почти постоянно.

Все звуки, будь то механический голос системы безопасности или писк нажатой кнопки, привязаны к модели главного героя и его друзей по несчастью. Это в разы облегчало написание кода, ведь не нужно привязывать каждый писк к отдельному блоку, достаточно указать, что должно прозвучать при взаимодействии персонажа с тем или иным предметом.

Фото: © Valve

Работа в студии шла полным ходом, и пришла пора искать издателя. Valve получила кучу отказов, так как никто не хотел связываться с новичками, боясь рисков. Это продолжалось, пока на письмо Гейба Ньюэлла не ответил Кен Уильямс — основатель и директор Sierra.

Sierra выпускала в основном квесты и хотела попробовать издать что-то в новое. После презентации Уильямс понял, что перед ним не просто очередной клон Quake, а нечто большее и самобытное.

На игровой выставке Е3 1997 Half-life не только впечатлила игроков и журналистов, но и сумела урвать приз «Игра года», задолго до выхода.

Хоть Valve и планировала выпустить приключения Фримена к рождеству того же 1997 года, но авторы не были довольны текущими результатами. Скрепя сердце, они приняли решение о полной переделке всех уровней.

Фото: © Valve

За следующий год дата выхода постоянно менялась, беспокоя руководство Sierra. Half-life даже взяла вторую награду «Лучшая игра» на Е3 1998. Двукратная победа на выставке уже сама по себе неплохая реклама, но продвигать игру решили в том числе и при помощи демо-версии. Она включала в себя где-то одну пятую и распространялась бесплатно. Этого было более чем достаточно, чтобы с головой увлечь игроков и заставить их с нетерпением ждать 19 ноября все того же 1998 года, когда наконец Half-life попала на полки магазинов.

Приключения Фримена заочно стали шедевром, а оценки и рецензии лишь подтвердили успех. Дальнейшее развитие первой части легло на плечи сторонних разработчиков.

Будущие создатели серии Borderlands, Gearbox software, выпустили по лицензии Valve два ответвления — Half-life: Opposing Force и Half-life: Blue Shift. В обеих из них игроку предлагается взглянуть на «каскадный резонанс» с другой стороны.

Opposing force — история капрала Адриана Шепарда, одного из военных, прибывших в «Черную Мезу». Дополнение наполнено новым оружием, противниками и отсылками к известным фильмам вроде «Цельнометаллической оболочки» Стенли Кубрика и «Апокалипсис сегодня» Френсиса Форда Копполы.

Смотреть на YouTube

Blue Shift рассказывает о работе простого охранника Барни Калхауна. Начав свой день с повседневной рутины по получению оружия и обходу периметра, чуть позже он оказывается втянут в масштабную катастрофу.

Смотреть на YouTube

А еще, уже при помощи пользовательских модификаций, мультиплеер Half-life превратился в Counter-Strike, одну из самых популярных киберспортивных дисциплин.

Сама Valve разморозила Фримена в 2004 году. Half-life 2 приобрела не только новый собственный движок Source, но и более масштабный, эпичный сюжет.

Действие происходит спустя 20 лет после событий оригинала. Из-за «Каскадного резонанса» на Землю свое внимание обратили межгалактические завоеватели, называющие себя Альянс. Им удалось захватить нашу планету за какие-то семь часов, и теперь повсюду царит настоящая антиутопия.

Смотреть на YouTube

G-Man будит Фримена в поезде, прибывшем в Сити 17, наместником которого оказывается бывший главный администратор «Черной Мезы» — Уоллес Брин. Гордон быстро встречает парочку старых друзей и заводит новых, на этот раз его задача ни много ни мало устроить революцию!

С движком Source игра заметно преобразилась. Особенно впечатляла лицевая анимация. В игровой процесс тоже добавились новые фишки, например, бинокль и гравитационная пушка, способная притягивать различные предметы и отбрасывать их с большой силой. Появились средства передвижения — воздушный катер и машина. И, конечно, никуда не пропала любимая красная монтировка.

Фото: © Valve

Half-life 2 ждал успех, после которого разработчики задумали выпускать продолжение не целой отдельной игрой, а разбить его на небольшие эпизоды. Half-life 2 Episode One вышел в 2006 году, Episode Two в 2007, а Episode Three ждут до сих пор.

В 2016 году, спустя 20 лет работы, Valve покинул сценарист Марк Лэйдлоу. После своего ухода он рассказал о том, каким команда задумывала третий эпизод, и о чем он должен был быть. Получив такую невероятно ценную информацию, группа фанатов быстро скооперировалась и объявила о работе над созданием Project Borealis, любительского продолжения игры по слитому сценарию Лэйдлоу.

Энтузиазм фан-базы Half-life порой просто поражает. Чего только стоит вышедшая в 2020 году, спустя почти 15 лет разработки, Black Mesa — полностью переработанная первая часть на движке Source. 

Смотреть на YouTube

Valve очень долго молчала по поводу своей основной игровой серии, неудивительно, что поклонники решили взять все в свои руки. Но когда уже почти никто не ждал, студия анонсировала Half-life: Alyx, и по первым отзывам ее уже называют лучшей игрой для шлемов виртуальной реальности. Компании Гейба Ньюэлла не впервой делать прорывы, успех Alyx должен подтолкнуть развитие VR развлечений и подарить надежду, что когда-нибудь Гордон Фримен все-таки вернется, чтобы закончить начатое.

Смотреть на YouTube

 

Читайте также:

Больше новостей спорта – в нашем телеграм-канале.