«Снятие флага с россиян — полный абсурд». Как на победу КАМАЗа отреагировали соседи и главные конкуренты

Эхо «Дакара», в котором нашлось место извинениям, глупым слухам и политике.

В декабре в мире автоспорта разразился громкий скандал — организаторы ралли-марафона «Дакар» запретили участвовать главным соперникам российской команды «КАМАЗ-мастер». Все дело — в санкциях Евросоюза.

Руководитель и пилот «МАЗ-СПОРТавто» Сергей Вязович объясняет «Матч ТВ», что же произошло.

«Угрожать судами и недопусками — это тупик»

— На какой стадии общение с A.S.O. (организатором крупных спортивных мероприятий, среди которых и ралли «Дакар». — «Матч ТВ»)?

— Пока без изменений. В последний раз связывались с ними в конце «Дакара», договорились, что должна пройти трехсторонняя встреча команды, A.S.O. и FIA (Международной автомобильной федерации. — «Матч ТВ»), на которой прояснятся наши дальнейшие действия, чтобы попасть или не попасть на будущие гонки.

— То есть вопрос стоит жестко: отстранение команды может не ограничиться «Дакаром» 2022 года?

— Пока именно так и есть. Изначально было понятно, что это может стать не разовым отстранением «МАЗ-СПОРТавто» от соревнований.

— С кем контактируете?

— Это Шарль Купер (руководитель по связям с участниками. — «Матч ТВ») и непосредственно руководитель Давид Кастера. Пока ничего не говорят. Для этого и хотим встретиться, чтобы было понимание, есть ли у них заинтересованность в нашем возвращении. Судя по тому, как прошла гонка в зачете грузовиков, они должны быть заинтересованы.

— А кто конкретно спустил приказ не пускать МАЗ на «Дакар»?

— Это и не было секретом. Одно из французских ведомств, которое исполняет решения Евросоюза. A.S.O. обратилась туда, и им пришло разъяснение по поводу санкций и как их нужно трактовать в отношении нашей спортивной команды.

— Почему же в A.S.O. заранее не уточняли все детали?

— Мы постоянно вели переговоры еще до гонки, что МАЗ был под санкциями. Именно из-за этого мы решили участвовать на «Дакаре» не от Минского автомобильного завода, а от Белорусской автомобильной федерации (БАФ). Они проверяли реквизиты, изучали, возможно ли принять платеж от БАФ и участвовать от них. 

Мы получили положительный ответ, проблем не было. Но когда организаторы опубликовали стартовые номера на «Дакар» и команда начала движение в Марсель, откуда-то появился дополнительный интерес, обратились к этому надзирательному органу: вы видите, что белорусы собираются участвовать? И только тогда они вышли на A.S.O., чтобы нас не допустили.

— Кастера извинился?

— Да. У нас было несколько видеосозвонов c Шарлем Купером и юристом A.S.O. Они подробно рассказали, извинились. Еще тогда они обратили внимание, что многое потеряли в плане интриги в гонке, интереса к ней в связи с нашим неучастием. И добавили, что не хотят рисковать, так как существует угроза тюремного срока для руководителя компании и наложения огромного штрафа в случае, если бы они не выполнили указание.

— А ведь были уплачены взносы за участие в ралли.

— Да, Белорусской автомобильной федерацией были уплачены регистрационные взносы, и для них стало неожиданностью, что те не будут возвращены, так как они получили письменный ответ, что можно заявить команду, и только после этого платеж прошел. Сейчас эта ситуация требует разбирательства. БАФ планирует договариваться. Лишь путем переговоров и уступок в чем-то можно прийти к общему решению, а угрожать судами и недопусками, привязывать политические решения к спортивным выступлениям — это тупик. Так происходит во всем мире, и это набирает обороты.

«Очень сложно сопоставлять наши с КАМАЗом команды»

— Во всей этой ситуации, как мне кажется, есть только один плюс: команда впервые за многие годы встретила Новый год в кругу семьи.

— Приведу пример: лично для меня плюсом стало лишь то, что я впервые за семь лет побывал на дне рождения сына. Что касается всех ребят из команды, знаю их настрой, все очень сильно расстроены, и нельзя назвать плюсом то, что мы остались встречать Новый год дома. Потому что негатива с недопуском команды куда больше, чем позитива.

— Чувствовали поддержку все эти дни?

— Завод нас поддержал. Мы провели несколько совещаний, выработали стратегию, как будет выглядеть наш график выступлений в течение года, если не будем выступать на «Дакаре».

Павел Гаранин, Сергей Вязович / Фото: © Panoramic / Keystone Press Agency / Global Look Press

— Какие планы на 2022 год?

— В наших планах ралли «Казахстан», «Шелковый путь» в июле и два этапа чемпионата России осенью.

— Как планируете тренировочный процесс?

— Если говорить о тренировочном накате, то он в разы ниже, чем у российской команды «КАМАЗ-мастер». Давайте посчитаем спортивный накат за пандемийный 2020-й и небольшой выход в 2021-м — 6 тысяч километров за два года. А КАМАЗ только на тренировках 5-6 тысяч в год наезжает и столько же в гонках. 

К сожалению, бюджет команды не позволяет проводить регулярные тренировочные выезды в зарубежные страны с соответствующим раллийным рельефом, включающим пески, предгорья и степи. Мы большим составом выехать никуда не можем. Иногда задумываюсь, что нам позволяет конкурировать на гонках. Если брать косвенные факторы, то многое против, а на трассе — получается. В этом и есть отличие нашей команды от команды с большим бюджетом.

— И какой ответ нашли для себя?

— Ответ пока один — человеческий фактор. Могу сказать, нам помогает то, что мы заводчане, в нас воспитаны крепкая сила воли и боевой заводской дух.

— МАЗ и КАМАЗ — заводские команды. Можно ли вас сравнивать?

— При всей любви к команде «МАЗ-СПОРТавто» сравнивать здесь сложно. Если брать мощностные показатели, начиная от количества людей, систематического подхода к тренировкам и заканчивая финансированием постройки и конструирования новых автомобилей, я бы сказал, что разрыв большой, и не в нашу пользу.

— От чего это зависит?

— Со всеми структурами численность «КАМАЗ-мастер» достигнет порядка 300 человек. Россияне на «Дакар» выезжают четырьмя спортивными машинами и командой численностью под 60 человек и более, и при этом рабочий цикл в Набережных Челнах не останавливается. 

Наша численность в несколько раз меньше, причем 9 человек на гонке садятся в боевые экипажи. В оставшееся число входят водители техничек, слесари и механики, сотрудники по связям с общественностью и административная часть, которая руководит бивуаком. А потом они возвращаются на завод и дальше работают в конструкторском отделе, сборке машин, снабжении и так далее. Так что сопоставлять команды очень сложно.

Фото: © Денис Бушковский / Матч ТВ

— Что должно произойти, чтобы команда «МАЗ-СПОРТавто» стала победителем «Дакара»?

— Надо продолжать систематические работы по наращиванию мощностных показателей команды: нарабатывание кадров, выстраивание системного подхода в спортивной подготовке. И только через несколько лет будут заметны изменения. 

Сколько лет у «КАМАЗ-мастер» ушло на то, чтобы получить такую техническую базу? Где-то 17 лет они стояли в проходах экспериментального цеха, и теперь этой базой пользуются вовсю и дают результат. Но результат куется не на самих соревнованиях — он там только подтверждается. А куется он дома, в цехах. На сегодняшний день «КАМАЗ-мастер» полностью независим — производит свой двигатель, почти все части автомобиля, проводит переборку всего грузовика самостоятельно. У них свой отдел двигателей, отдел подвески и так далее. По каждому узлу свой отдел. Это целый отдельный завод по производству спортивных машин.

«МАЗ-СПОРТавто» имеет базу на площадях испытательного центра завода. Но даже при такой разнице в условиях мы умудряемся внедрять эффективные технические решения, которые позволяют иметь преимущество. Ну, и сегодня невероятная самоотдача людей в нашей команде — это тоже преимущество. Если сопоставить ресурсы «КАМАЗ-мастер» и «МАЗ-СПОРТавто», в том числе человеческие, то мы должны проигрывать очень сильно. На трассе эта разница не так заметна, а местами ее и нет. Ребята выкладываются на все 300 процентов, чтобы нивелировать разницу.

«Россияне правильно сделали, что не стали даже думать об отказе от участия»

— Что уж говорить об остальных участниках грузового зачета «Дакара». Вот, к примеру, Жерар де Рой постоянно твердит о соперничестве с русскими.

— Не знаю структуру команды де Роя. Но в его команде коммерческие экипажи, они платят деньги, чтобы ехать на его машинах. Реальный спортсмен, который ехал в составе команды голландца, это Федерико Вильягра. Он и конкурировал жестко. Боролся за победу на «Дакаре»-2018. И только сход не позволил ему подняться на подиум. За два дня до финиша между ним и Эдиком (Николаевым) разница была одна секунда!

Смотришь гонку, и кажется, что на некоторых этапах отдельные пилоты вроде бы подъехали к КАМАЗам. Я привык по классическому ралли судить: если ты проигрываешь секунду с километра, то отыграться уже не можешь. Это большое отставание. Классическая гонка в чемпионате России по ралли протяженностью 120 км. При такой разнице ты проигрываешь две минуты. А когда в ралли-рейде ребята проезжают 300 км и лидер привозит всем 15 минут и выше, а конкуренты говорят, что проигрывают немного и еще поборются… Куда вы собрались бороться? Умножьте 12 дней на 15 минут и получите проигрыш в три часа. Так оно и получилось, в принципе, на последнем «Дакаре», — именно таким было отставание иностранца от первого места.

Наш экипаж в Астрахани проиграл Сотникову 59 секунд без учета штрафа, на «Шелковом пути» — чуть больше четырех минут, и даже это отставание было очень сложно отыграть при примерно одинаковом темпе. А отставание по 15 минут в день, как было сейчас в Саудовской Аравии, отыграть тем более невозможно. Уже по одному этапу можно делать вывод о конкуренции. Всё. Ты проиграл 30 минут — и больше в этой гонке ничего не будет. Со старта «Дакара» было понятно, что шансов ни у кого из соперников нет.

Еще в этом году ставили ребят в минутной разнице друг с другом вместо трех минут, и лучшей стартовки для командной тактики для КАМАЗа придумать нельзя.

Фото: © «КАМАЗ-мастер»

— Со стороны как оцените поступок Николаева в конце? Отдал сам победу в гонке?

— Красивый поступок, классный. Это сложное решение — остановиться и помочь своему конкуренту за первое место. Но мне кажется, что была командная установка. Я рассуждаю как зритель. Мне кажется, что все решилось, когда Эдуард Николаев сократил отставание до пяти минут, а на следующий день Дима Сотников атаковал и восстановил свое преимущество. Сотников стартовал на три минуты позже Николаева, но совершил реальную атаку, отыграл три минуты по стартовке и оторвался еще на три минуты. И, на мой взгляд, после этого момента в команде была установка прекратить борьбу, потому что дальнейшее сражение могло привести к остановке одной из машин.

Это новые грузовики, которые важно было довезти до финиша, и они стали первым и вторым. Ребята так и доехали с десятиминутным интервалом. Дальше было видно, что идет командная работа на результат, на стопроцентный привоз первых четырех мест.

— Отношения между вашими командами нельзя назвать идеальными. Вы поздравляли чемпиона?

— Поздравил каждого из пилотов лично. Я за них очень рад, что в очередной раз добились такого результата. В обычной жизни у нас хорошие отношения.

Я читаю комментарии в социальных сетях, но не всегда есть возможность ответить. Пишут, что КАМАЗ должен был отказаться от «Дакара» в знак солидарности. Смотрю на ситуацию с другой стороны: ты готовишься к соревнованиям, у тебя стоит задача обязательно победить своего главного соперника, а потом соперник не едет. Это плюс или минус? Для достижения спортивного результата это большой плюс, все понимают, что борьбы не будет.

— Но для развития вида спорта это минус.

— Правильно, но это моральная сторона дела. Мы пока говорим о спортивной составляющей. Ситуация складывается таким образом, что вы привозите четыре первых места. Я вот думаю: попади мы в аналогичную историю, тоже все равно бы выступили, несмотря на то, что одну из команд соперников не допустили к участию? В плане результата для нас это было бы хорошо, в моральном — очень плохо.

— Да и не совсем понятно, с какого перепуга россияне должны были сниматься.

— Верно. Глупо требовать сниматься другую команду, у которой есть обязательства перед партнерами, проведена огромная подготовка, есть нацеленность на результат. Да, этот результат стал более легкодостижимым, но это не значит, что от него надо отказываться. Нельзя в таких ситуациях отталкиваться только от эмоций. Команда собрала огромный бюджет и говорит, что не едет. А как отчитаться перед партнерами — никто не поймет. 

Так что все правильно сделали, что даже не думали об отказе от участия в «Дакаре». Мир стал очень жестоким, и решать проблемы других никто не собирается. И обижаться тут не на кого. Если кто из команд решится нам помочь, будем благодарны. Если никто не вмешается, то обид не будет.

Сергей Вязович / Фото: © Panoramic / Keystone Press Agency / Global Look Press

— Кто-то из партнеров МАЗа разорвал контракты?

— Все партнеры остались с командой, понимая, что это внештатная ситуация. Более того, команда «МАЗ-СПОРТавто» нацелена достойно провезти логотипы наших партнеров на других престижных мировых ралли.

— Чемпионат России интересен?

— Конечно, большинство наших партнеров — либо российские компании, либо компании из стран СНГ, которые активно ведут бизнес по реализации техники МАЗ. И «Шелковый путь» в плане рекламы даже более интересен. Но по престижу «Дакар» сохраняет за собой первое место.

«Увольнение» Василевского — полная чушь»

— Щекотливая тема. Белорусские СМИ активно писали, что пилот Александр Василевский был уволен из команды, а потом восстановлен якобы из-за оппозиции…

— Это полная чушь! Никто его не увольнял из команды. Откройте дневники нашей команды с «Дакара»-2021. Василевский присутствовал на гонке в качестве помощника руководителя бивуака, шутил, что, как и Эдуард Николаев, пропускает гонку как пилот, помогая команде по хозяйственной части. Кто-то просто решил поймать хайп на теме.

Если внимательно изучить ту публикацию, то вы найдете большой негатив конкретно в мою сторону и в целом к команде. Александр Василевский никогда не покидал команду, соответственно, уволить и нанять назад его никто не мог. На «Дакаре»-2021 он был, но не в составе экипажа. Дальше можно не читать — там вранье. В Казахстане мы не выступали, а пишут, что выиграли гонку. Вся статья не имеет ничего общего с реальностью. Мы с Сашей посмеялись. Он даже хотел что-то ответить, но потом понял, что смысла комментировать нет.

— В вашей команде уже четыре пилота, но три машины.

— Так и есть. Ни для кого не секрет, что близится час, когда Василевскому предстоит завершить карьеру, но пока об этом решении говорить рано. И мы постепенно готовим Виталия Мурылева на замену, он был механиком в экипаже Александра Василевского, потом ехал пилотом отдельные гонки, которые для этого Александр пропускал. Другой возможности у Виталия получить опыт не было бы. А еще весной пилотом на «Дакар»-2022 был утвержден Василевский.

Да, у нас нет возможности выставлять семь экипажей как КАМАЗ. Смотрите, 23 декабря я сдал положительный тест на коронавирус, а 25-го должны были вылетать на «Дакар». И это значило, что вместо меня на гонку поехал бы Мурылев. Я бы не смог принять участие ни в коем случае. Так что в запасном составе мы должны иметь пилота, штурмана и механика, которые готовы заменить основных в случае форс-мажора.

— В планах команды нет желания сдавать старую технику частникам?

— Подобные планы есть, но у нас не было такого опыта, и поэтому в данный момент мы изучаем спрос на аренду наших спортивных автомобилей.

— Снятие логотипа МАЗ ситуацию не изменит?

— России на Олимпийских играх и чемпионатах мира запретили выступать с государственным флагом. И что, все сразу сказали, что это другая нация? Поэтому снятие флага с россиян — полный абсурд. Как повернется ситуация к следующему году, никто не знает. Мы летом не знали, что нас не допустят. В спорт все больше и больше вмешивается политика.

Ребята, весь мир знает, что КАМАЗ — русские. Я согласен со словами Владимира Геннадьевича Чагина, что отсутствие государственного флага стало для них принципиальным моментом, чтобы занять первые четыре места и доказать, что КАМАЗ — русские. Прав на 100%.

— «Дакар» скоро будет экологичным. Вы гибридный или водородный грузовик собираетесь строить?

— Думали об этом, когда только «Дакар» объявил о планах. Но теперь не собираемся строить, потому что нас не допускают. Мое мнение: вкладываться в развитие этого направления надо осторожно. Должно быть решение, способствующее развитию этой программы, она не на один год. На заводе такая техника есть, и, если надо, спортивные инженеры в сжатые сроки смогут построить машину.

Честно, мне пока непонятен приход в автоспорт этого экологического направления. Не говорю, что это плохо. Просто это модно. Мы решили, что нужны альтернативные виды топлива. Но зачем? Это моя личная позиция, я не приветствую такие технологии в спорте.

Вы говорите, что преследуете благую цель, но команды с неограниченными бюджетами улетят от всех в космос, например, «Ауди», которой не повезло на старте, но уже после финиша «Дакара»-2022 другие команды легкового зачета стали говорить, что бюджет «Ауди» нужно ограничить, иначе все остальные станут неконкурентоспособны. Так вы сами этого захотели — вот и получите.

А теперь мы думаем, кто же завтра создаст самый лучший гибридный грузовик? Давайте угадаем — команда с бюджетом в миллион евро, в пять миллионов или в десять миллионов? Несколько лет назад нравился подход, что регламент делался таким образом, чтобы вид спорта шел не в сторону удорожания, а чтобы сделать использование в большинстве случаев только серийных деталей с мелкой доработкой, чтобы команды с меньшим бюджетом могли конкурировать с топами.

Сейчас в период пандемии, когда даже на конвейерах заводов не всегда есть комплектующие, мы идем в глобальное изменение технического регламента. И нужны огромные бюджеты, чтобы все это освоить. Так что я не поддерживаю такой переход.

— Допускаете, что на «Дакаре»-2026 будет по 10 экипажей в каждом зачете?

— Все может быть. Вот команда PETRONAS TEAM DE ROOY собирается создавать электрический грузовик.

— Неужели команде BIG SHOCK RACING или другим коллективам с небольшими бюджетами по силам конкурировать?

— Для чего это частной команде? Придется перенять технологию или купить ее за огромные деньги. И так непросто искать бюджеты под «Дакар», а организаторы заставляют их расти. Слушайте, когда «Ауди» и КАМАЗ уедут вперед, вы будете их ограничивать. Так почему не пойти по другому пути? Если КАМАЗ имеет такое безоговорочное техническое преимущество, сделайте, как в DTM, — довесьте его дополнительным грузом. У всех, например, вес 8600 кг, а ему сделайте 9600 кг, чтобы была интрига. В DTM и WТС если ты выиграл, то тебе потом вешают дополнительный вес. Это решение, а не так, чтобы суперинжиниринговая команда построила еще один суперпроект.

Мацик пересел с «Лиаза» на «Ивеко», это ему стоило денег. Он доработал грузовик, выиграл в 2021-м три этапа после нашего схода. В этом году КАМАЗ шагнул вперед. А Мацик не смог. Хотя и собрал новый грузовик, но на «Дакар» в январе поехал на старой машине. Да, он подтянулся где-то, но выиграть уже не мог. Один раз вторым и третьим приехал, а годом ранее выиграл три этапа. То есть уже начал отставать. А техрегламент говорит, что еще изменения нужны. И как нам всем успеть?

— Есть опасения, что «Дакар»-2021 был последним в карьере?

— Крутятся такие мысли. Но пока рано говорить об этом. А вариант уйти из МАЗа я даже не рассматриваю.

Больше интервью на «Матч ТВ»:

Больше новостей спорта – в нашем телеграм-канале.