Великая эстонская революция. В чемпионате мира по ралли появился новый герой

Великая эстонская революция. В чемпионате мира по ралли появился новый герой
Отт Тянак / Фото: © LAVadinho / Global Look Press
Рассказываем о самом неожиданном чемпионе текущего автоспортивного сезона.

В течение 15 лет болельщики мирового чемпионата по ралли думали, что победителем сезона может быть только человек по имени Себастьен. Однако в минувшие выходные эстонский гонщик Отт Тянак сумел прервать гегемонию титулов Леба и Ожье. 

Начав карьеру в 2008-м, Тянак два года подряд становился лучшим в национальном раллийном чемпионате в своем классе. Десять лет назад Отт принял участие в одной из гонок, созданных «Пирелли» и ФИА для поддержки молодых пилотов. Победа в ней позволила эстонцу вытянуть счастливый билет на участие в десяти этапах WRC в сезоне-2010 — первом «полноценном» дебюте в чемпионате в категории PWRC (будущей WRC-3), где стал четвертым.

В 2011-м Тянак выступил в классе повыше — SWRC. Ему удалось одержать несколько побед и выйти в лидеры, однако из-за поломки и схода на одном из заключительных этапов он потерял очки и стал только вице-чемпионом, но и этого хватило для завоевания внимания команды «М-Спорт». К сожалению, сезон-2012 стал разочарованием (больше в плане езды, а не результатов) и завершился отстранением Отта от участия в следующем чемпионате. Позже в интервью Тянак рассказывал, что после того «увольнения» у него не было никакого желания продолжать карьеру. По его словам, он был недостаточно хорош для ралли и не считал этот спорт «своим». Эстонец поехал на родину и занялся собственным бизнесом, но шинная компания DMACK и «Форд», под эгидой которых он выступит позже, буквально спасли его и вернули на ступень мирового чемпионата в 2014-м, пусть и всего на некоторые этапы.

Как после черной полосы идет белая, так и «вторая» карьера эстонского гонщика после череды неудач пошла в гору. Успешный 2014-й позволил «М-Спорту» снова взять Тянака на полноценный следующий сезон, и в дальнейшем в команде не пожалели о своем решении. Отт прибавил в стабильности и не сильно отстал от своего напарника Элфина Эванса, замкнув десятку в общем зачете.

В последующие два сезона эстонец продолжал ездить на «Форде», превращаясь из набиравшего опыт новичка в настоящего специалиста, разбирающегося в настройках автомобиля и участвующего в мировом первенстве на машине, которая построена «под него», бок о бок с будущим шестикратным чемпионом мира Себастьеном Ожье. Для шлифовки результативности в сезоне-2017 ему не хватало только первой победы, и она была достигнута на седьмом этапе в Италии. Одной лишь стабильности не хватит для успеха в мировом первенстве, однако Тянак смог довести дело до третьего места по итогам 2017 и 2018 годов.

Невозможно оспаривать тот момент, что как минимум половину составляющей чемпионского титула являет команда и коллектив в ней. Отту повезло в конце 2017-го подписать контракт с «Тойотой», которая находится под чутким руководством бывшего чемпиона по ралли Томми Мякинена. Уже в прошлом сезоне, поборов бюджет «Хендэ» и опыт «М-Спорта», японцам удалось вырвать первое место в Кубке конструкторов и максимально приблизить своего уже зрелого пилота-лидера к титулу победителя WRC. Именно тогда Тянак, как и его наставник годами ранее, понял, что для итогового успеха не нужно выигрывать каждый спецучасток.

Поворотным этапом обоих сезонов стало «Ралли Великобритании». Если в 2018 году эстонский пилот на дорогах Уэльса и его окрестностей после ошибки и поломки потерял титул, то в нынешнем — обрел. В Испании ему просто оставалось довести до конца практически завершенное неделями ранее чемпионское дело. За 13 прошедших этапов (из 14) в текущем сезоне Тянак ни разу не сошел и лишь однажды не попал в очки — на сложнейшем «Ралли Турции» у его «Тойоты» были проблемы с электроникой.

Его победы нельзя назвать случайными и произошедшими только из-за неудач соперников, наоборот — Тьерри Невилль и Ожье шли почти по пятам. В той самой Испании Себастьен даже лидировал, но неполадки с гидравлической системой на его «Ситроене», затруднявшие работу коробки передач и усилителя руля, перечеркнули попытки француза отстоять титул. Болельщики плакали, его жена писала посты с хэштегом #shitroen, а Тянак в это время ставил жирную точку в борьбе за звание чемпиона мира по ралли.

https://twitter.com/OttTanak/status/1188428535028994049

Всему рано или поздно приходит конец, и 15-летнее французское иго в WRC когда-то должно было закончиться. Вот только большинство болельщиков и специалистов делали ставку на Невилля, а вовсе не на Тянака. Но оказалось, что именно в эстонце заложены качества, который год мешающие бельгийцу завоевать звание чемпиона мира. Тьерри практически нагнал Ожье в 2017 и 2018 годах, был в лидерах и в текущем сезоне, но снова остался вторым. Казалось бы, он едет с Оттом на равных и в скорости ему точно не уступает. Однако Невилль не может поймать за хвост не только удачу, но и основную составляющую любого успешного гонщика — стабильность. Именно стабильностью новый чемпион мира из Эстонии может похвастаться сполна. 

Читайте также: