live

25 лет борьбы. Команда, которая останется в наших сердцах

25 лет борьбы. Команда, которая останется в наших сердцах
Петер Заубер / Фото: © Bryn Lennon / Staff / Getty Images Sport / Gettyimages.ru
Предстоящий чемпионат «Формулы-1» впервые за 25 лет пройдет без маленькой, но гордой команды под названием «Заубер». Это была славная охота.

Швейцарская компания «Заубер», основанная пилотом и инженером Петером Заубером, пришла в автоспорт в 70-х, но в «Ф-1» дебютировала лишь в 1993 году, сразу же став лакомым куском для сильных мира сего. Путь в «королевских гонках» «Заубер» начал при поддержке «Мерседеса», который со временем хотел превратить эту конюшню в свою заводскую команду, но из-за отсутствия прогресса немцы разорвали отношения и ушли к «Макларену», завоевав с ним два чемпионства и один Кубок конструкторов в конце 90-х.

Первый болид "Заубера" С12 / Фото: © Pascal Rondeau / Staff / Getty Images Sport / Gettyimages.ru

После этого «Заубер» тут же попал под крыло Дитриха Матешица, заключив 10-летний контракт с «Ред Буллом». Австрийцы тоже планировали проапгрейдить коллектив из Хинвила до собственной команды, но и у них ничего не вышло. Трещина в отношениях партнеров появилась в сезоне-2001, когда Петер Заубер неожиданно для всех посадил в свой болид не очень известного дебютанта Кими Райкконена, хотя «Ред Булл» хотел видеть напарником Ника Хайдфельда своего протеже Энрике Бернольди. В итоге тот чемпионат стал лучшим в истории швейцарской конюшни — 4-е место в Кубке конструкторов.

Ник Хайдфельд и Кими Райкконен / Фото: © Getty Images / Staff / Getty Images Sport / Gettyimages.ru

Вместо «Заубера» Матешиц приобрел «Ягуар» и дебютировал в сезоне-2005 с собственной командой. Швейцарцы же достались концерну БМВ, который решился прийти в «Формулу-1», но не хотел начинать с нуля. В отличие от предыдущих партнеров, мюнхенцы сразу приобрели контрольный пакет акций конюшни Петера Заубера, оставив ему 20%. Новый коллектив обрел название «БМВ-Заубер» и провел четыре весьма успешных сезона, заняв второе и третье место в командном зачете в 2007 и 2008 годах соответственно.

В 2009-м руководство БМВ объявило, что сворачивает формульную программу и уходит после окончания сезона. Петеру Зауберу ничего не оставалось, как выкупить обратно свое детище и заявиться в новый чемпионат самостоятельной конюшней. С 2010 года «Заубер» снова стал самим собой, но остался без какой-либо поддержки со стороны. Швейцарцам удалось договориться с «Феррари» о многолетнем контракте на поставку двигателей, а вот со спонсорами возникли проблемы. В первых гонках сезона черно-белая ливрея была девственно чиста, лишь после возвращения в Европу в Хинвил стали поступать хоть какие-то деньги.

Второе место Серхио Переса / Фото: © Paul Gilham / Staff / Getty Images Sport / Gettyimages.ru

На постройку конкурентоспособного шасси ушло 2 года, зато в 2012-м пилот «Заубера» Серхио Перес дважды завершал гонку вторым. После таких результатов мексиканец ушел на повышение в «Макларен», навсегда оставшись самым успешным пилотом за всю 25-летнюю историю швейцарской конюшни. В конце того сезона Петер заявил, что отходит от дел и передает управление командой Монише Кальтенборн.

Мониша Кальтенборн / Фото: © Getty Images

Увы, сказка продолжалась недолго. Уже в следующем году результаты пошли на спад, а в сезоне-2014 «Заубер» не смог набрать ни одного очка, пропустив вперед даже «Марусю». Наступили темные времена. Швейцарцы, испытывавшие колоссальные финансовые трудности, превратились в главного аутсайдера «Формулы-1». Последним гвоздем в крышке гроба должно было стать расставание с «Феррари» и переход на двигатели от «Хонды» в 2018 году, но внезапная отставка Мониши заморозила уже было совершенную сделку. Новый руководитель «Заубера» Фредерик Вассер объявил о прекращении всех дел с японцами и о еще большем сближении со скудерией. Спустя много лет у швейцарцев снова появился могущественный покровитель.

В 2018-м «Заубер» стал чуть ли не второй командой «Феррари», и это сразу же принесло результат. Благодаря новому партнеру скудерия вернула в «Ф-1» бренд «Альфа Ромео» и дала возможность дебютировать в «королевских гонках» Шарлю Леклеру. Сам же «Заубер» сумел вспомнить вкус очков и борьбы в середине пелотона. В конце сезона швейцарцы лишились великолепного Леклера, но получили взамен Райкконена, так что на 2019 год у команды были большие планы. До 1 февраля.

Шарль Леклер / Фото: © Clive Rose / Staff / Getty Images Sport / Gettyimages.ru

Именно в первый день последнего месяца зимы стало известно, что команды с названием «Заубер» больше нет. Проведя один сезон в качестве титульного спонсора, «Альфа Ромео» полноценно возвращается в «Формулу-1». Конюшня остается под руководством швейцарской компании, но все ее успехи и достижения теперь будут заноситься на страницу итальянцев.

При этом «Альфа» станет полноценным вторым составом «Феррари», хотя на заре «королевских гонок» все было наоборот. Да, мы потеряли самобытный «Заубер», открывший для мирового автоспорта Райкконена, Переса, Хайнца-Харальда Френтцена, Фелипе Массу, Роберта Кубицу, Себастьяна Феттеля и многих других. Но его место занял не абы кто. Именно «Альфа Ромео» катком прошлась по двум первым сезонам «Ф-1», сделав чемпионами Джузеппе Фарину и Хуана Мануэля Фанхио. Если бы Кубок конструкторов был введен уже тогда, а не с 1958 года, то итальянская конюшня была бы его двукратным обладателем.

Многие пытались поглотить «Заубер» с самого его появления. Спустя четверть века это удалось. Но, быть может, коллектив из Хинвила еще когда-нибудь вернется под собственным именем, и этот момент, без сомнений, станет весьма трогательным для всех поклонников «Формулы-1». А пока посмотрим на «Альфу», которая уже дала понять, что в середине пелотона ей будет тесно и не очень интересно. «Рено», тебе уже страшно?

Читай также:

Фото: Pascal Rondeau / Staff / Getty Images Sport / Gettyimages.ru, Getty Images / Staff / Getty Images Sport / Gettyimages.ru, Mark Thompson / Staff / Getty Images Sport / Gettyimages.ru, Paul Gilham / Staff / Getty Images Sport / Gettyimages.ru, Getty Images, Clive Rose / Staff / Getty Images Sport / Gettyimages.ru