Формула 1

Чужое название и 20 сходов за сезон. Худшие машины «Феррари» в «Формуле-1»

SF1000 — не первый гадкий утенок, вылетевший из Маранелло.

2020 год для «Феррари» не задался с самого начала. На предсезонных февральских тестах в Барселоне результаты говорили о том, что новый автомобиль хуже предыдущего и, возможно, будет сильно уступать не только конкурентам из «Мерседеса». Первые две гонки на «Ред Булл Ринге» подтвердили зимние доводы. Отсутствие скорости на прямых, проблемы с попаданием в третий сегмент квалификации и довольно плачевный результат в Кубке конструкторов — ночной кошмар прошлого года, но действительность нынешнего. Но этот кризис далеко не первый в истории скудерии. Вспоминаем самые плохие болиды «Феррари» в «Ф-1».

Трудные времена (1969)

Довольно быстрое внедрение и развитие новых аэродинамических элементов во время сезона-1968 поставило «Феррари» в затруднительное положение. Несмотря на неплохие результаты Жаки Икса, по итогам всех Гран-при скудерия заняла только четвертое место в Кубке конструкторов (а сам бельгиец покинул команду). Такая провальная концовка заставила Энцо Феррари задуматься о спасении коллектива, и в следующем году он решил продать свое подразделение дорожных автомобилей итальянской компании «Фиат», сохранив за собой лишь гоночный отдел.

К сожалению для «Феррари», даже самый большой бюджет не может поставить на ноги то, что уже безвозвратно устарело. Так было и с машиной «Ф-1» 312 в сезоне 1969 — ее пытались улучшить, однако тщетно. Единственным достижением стало третье место Криса Эймона на Гран-при Нидерландов. Как итог — последнее место в Кубке конструкторов с семью очками и участие в трех заключительных гонках под именем North American Racing Team.

Когда новое хуже старого (1973)

В 1970-м Жаки Икс все-таки вернулся в «Феррари», и не зря — первые три сезона были довольно продуктивными. Однако использование в начале 1973-го прошлогодней модели (312 В2), хоть и модифицированной, не было лучшим решением, из-за чего в начале сезона команда начала значительно отставать от соперников. Это было связано с решением перестроить подготовленную к этому году 312В3, которую из-за широкой формы носа прозвали снегоочистителем. 

Да, новая модель дебютировала на четвертом Гран-при сезона, но… это было катастрофой. Машина была настолько плоха, что «Феррари» пришлось пропустить несколько этапов, включая и гонку на «Нюрбургринге». Пропуск Гран-при Германии был неприемлем для Икса и, вновь разочарованный, он решил проехать уик-энд за «Макларен». Иронично, но по итогам этапа Жаки станет третьим, и это будет его единственным пьедесталом за сезон.

Чемпионский провал (1980)

После победного сезона в 1980-м от «Феррари» явно ожидали как минимум выступления на таком же высоком уровне. Их рвение подтверждал и набор пилотов — тогда за скудерию ехали действующий чемпион Джоди Шектер и быстрый новичок Жиль Вильнев. Однако красивой мечте о втором подряд титуле практически сразу не суждено было сбыться. При постройке автомобиля в команде выбрали неверную стратегию, хотя прототипом оставалась машина 1979-го. 

Джоди Шектер / Фото: © Bob Martin / Staff / Getty Images Sport / Gettyimages.ru

Новая 312T5 была медленной, ненадежной и полностью неконкурентоспособной. Как итог — Вильнев завершил сезон с шестью очками в активе, а Шектер — с двумя. Более того, после этой неудачи южноафриканец настолько потерял мотивацию, что закончил карьеру гонщика.

Необычное и неудачное (1992)

F92A известна за свое необычное и довольно радикальное нововведение — двойное днище. Однако из-за массивного двигателя V12 и проблем с ним машина в итоге теряла до 50 лошадиных сил и была плохо управляемой. Как позже рассказывал один из пилотов того года Жан Алези, недостатки мотора скрыли, во всем обвинив слишком революционное шасси. Гонщик Иван Капелли был немного другого мнения: «Когда я впервые проехал на F92A в Эшториле, понял, что в сравнении с автомобилем 91 года этот не был хорошим шагом вперед, особенно подвергая сомнению «держак» и ощущения из машины. Этот концепт был веселым, но он не сработал вообще».

Так или иначе, результаты говорили сами за себя. Иван квалифицировался девятым на первом этапе в Южной Африке, но сошел, когда сломался двигатель. В Бразилии, казалось, ситуация улучшилась — пилот финишировал пятым и завез машину на пятое место в квалификации в Испании, а Жану Алези даже удалось заехать на пьедестал. Но потом все становилось лишь хуже, и «Феррари» с 20 сходами в 16 гонках сезона стала только четвертой в Кубке конструкторов.

Назад в 90-е (2009)

В 2009 в «Феррари» не прошли проверку на прочность — новые технические правила с более упрощенной аэродинамикой, сликами и KERS застали их врасплох. К этому всему добавился и протест против дававшего преимущество «двойного диффузора», стоявшего на «Брауне», «Уильямсе» и «Тойоте». Голосовавшие против считали его нелегальным, однако в ФИА все равно разрешили использовать технологию до конца сезона этими командами. Скудерия и так не входила в числе фаворитов перед стартом сезона, а медленная F60 лишь сделала эти догадки очевидными.

До первых очков Кими Райкконен добрался лишь на третьем этапе в Бахрейне, а Фелипе Масса — на четвертом в Испании. Случались и попадания на пьедесталы — Райкконен даже смог выиграть хаотичную гонку в Бельгии, где до самого финиша отбивал атаки «Форс Индии». Но после счастливого третьего места в Германии с Массой случился эпизод, полностью изменивший его карьеру, — на следующем этапе ему в голову влетела пружина, приведшая к серьезной травме. Заменявшие бразильца Лука Бадоер и Джанкарло Физикелла не смогли справиться со специфичной F60. Результаты были катастрофическими — сменщики не смогли принести команде ни одного очка. «Феррари» осталась четвертой в Кубке конструкторов, повторив худший с 1993 года результат. 

Больше про «Ф-1»: