Вячеслав Василевский и Александр Шлеменко 19 февраля устроили один из лучших боев в истории российских ММА. 15 июня они снова оказались на расстоянии вытянутой руки – и теперь проведут реванш. «Матч ТВ» рассказывает, почему он станет интересным. Прямая трансляция боя – 16 июня в 21:45 на нашем канале.
«Я еще не отошел от экспериментов с питанием». Что нужно знать про Шлеменко
В прошлый раз бой с Василевским застал Шлеменко в непростой ситуации: один из самых популярных бойцов России пропустил почти год после того, как Атлетическая комиссия Калифорнии обвинила Александра в нарушении антидопинговых правил. Шлеменко решил судиться, суд в США назначили на июль 2016-го, а в феврале Александру предложили провести бой в гран-при М-1 с Вячеславом Василевским. Шлеменко выиграл – и в июне должен был драться с Рамазаном Эмеевым в финале, но Эмеев травмировался и Шлеменко предложили реванш со Славой Василевским.
— После прошлого боя вы отмечали, что не были идеально готовы. Сейчас лучше? — вопрос Шлеменко.
— Идеальной я бы подготовку не назвал, но намного лучше, чем было. Я, к сожалению, еще не до конца отошел от экспериментов с питанием (ранее Шлеменко придерживался вегетарианской диеты и отказался от нее после двух поражений – «Матч ТВ»). Много потерял, в чем-то отбросил себя назад, поэтому сейчас приходится восстанавливаться. Главная разница между этой подготовкой и той, которая была к первому бою, вот в чем: тогда я впервые взял паузу и не занимался три месяца, делал только легкие тренировки. А сейчас я все время тренировался.
— Сколько максимум весили за последние четыре месяца?
— Где-то 90 килограмм. Больше я в принципе редко когда набирал.
— Из-за того, что вам предложили Василевского вместо Эмеева, многое поменяли в подготовке?
— Да они похожи, оба борцы. Но я считаю, что Рамазан более опасный в плане ударки, она у него не совсем стандартная и из-за этого опасная.
— Василевский не нокаутирует одним ударом, но создает проблемы количеством и точностью. Именно так он побеждал Эмеева, когда победил досрочно.
— Слава в принципе никого не нокаутировал с одного удара, он у всех выигрывал техническим нокаутом. Вообще опаснее, когда человек с одного удара может тебя отправить в нокаут. В бою с Рамазаном Слава больше психологически сломал соперника, когда тот понял, что не выиграет.
— Кто из ваших спарринг-партнеров мог имитировать Василевского во время тренировок?
— Мы не занимаемся имитацией, просто работаем на тактику, подбираем ее и все.
— Предыдущий бой пересматривали?
— Пересматривал, но в большей степени для себя, посмотреть свои ошибки. Сейчас я знаю свою главную ошибку: я слишком завелся – и получилось много сумбура. Особенно в начале.
«Мне больнее от его гематом, чем ему». Что значит быть женой бойца ММА
— Сейчас будет пять раундов, это что-то меняет?
— Да ничего не меняет: я и в прошлый раз был готов на пять раундов – и сейчас готов.
— Значит ли это, что первый раунд надо начинать медленнее, спокойнее?
— Нет, я не буду медлить. Тем более, я не хочу драться пять раундов.
«Изначально говорил, что бой у Шлеменко я не выиграл». Что нужно знать про Василевского
Шлеменко дважды выигрывал гран-при Bellator, Василевский остановился в шаге от этого, уступив в финале Майкелю Фалькао. Но сейчас это выглядит далеким прошлым. Зрителям в России он скорее известен по бесконечному противостоянию с Рамазаном Эмеевым, где каждый раз было очень горячо: первый бой по правилам ММА выиграл Василевский (технический нокаут в четвертом раунде), в реванше быстро выиграл Эмеев (удушение в первом раунде), а до этого всего были еще встречи по рукопашному бою (Василевский решением) и комплексному единоборству (Эмеев нокаутом). Бой со Шлеменко Слава проиграл, но шум, который был после, кажется, пошел Василевскому в плюс. Статус конкурента Шлеменко и человека, которого будто бы обокрали судьи, послужил чем-то вроде энергетического напитка и для фанатов, и для репутации Василевского.
Судейские записки боя Шлеменко – Василевский
К реваншу оба готовились еще до его объявления – через пикировку в СМИ (в прессе активнее выступал Вячеслав). 16 мая Василевский вышел на замену Рамазану Эмееву – и отправился готовиться к бою в Старый Оскол к Федору Емельяненко.
— Чему научил вас Емельяненко за две недели сборов? - вопрос Василевскому.
— Это были уже подводящие к бою сборы. Чему-то учиться за две недели до боя бессмысленно – даже у Федора Емельяненко. Федор просто давал какие-то тактические и технические наработки, указывал на ошибки. То есть мы тренировались, получали нагрузку, спарринговали, боролись, бегали.
— С кем вы спарринговали?
— И с Федором, и с ребятами из его команды. С Федором тяжело, конечно.
— Запомнилось, например, что он вам говорил: «Слава, десять из десяти неправильно ударил», — когда вы подсаживались перед тем, как пробить правый прямой.
— Да, я и говорю: он обращал внимание не в общем на манеру боя, а вот на такие тактические и технические ошибки в ударной и борцовской технике. Чуть больше довернуть плечо, поднять локоть – то есть такие детали, по которым можно отличить большого мастера от рядового.
— Стало получаться?
— Нельзя сказать, что все начало получаться. Что-то стало, что-то нет.
— Конкретно против Шлеменко он что-то советовал?
— Да нет. Ну, для чего Федору принимать сторону какого-то бойца и начинать его готовить? Тем более с Федором мы тренировались первый раз. Я поехал к нему не за каким-то советом. Он предоставил мне лагерь для тренировок. И это было самое главное. Я сказал Федору, что буду готовиться к бою с Александром Шлеменко. Он пожелал мне удачи.
— Федор это президент Союза ММА России – то есть той организации, судьи которой, по вашему мнению, сработали недостаточно хорошо 19 февраля. Вы как-то ему это высказали?
— Нет, конечно. Я думаю, что это глупо было бы. Я, если честно, только сейчас вспомнил, что Федор и судьи связаны. Как я уже говорил на пресс-конференции: глупо мусолить тему с прошлым боем. Завтра будет новый бой.
На пресс-конференции Василевский сказал: «Я не вижу ничего страшного в том, что между нами возникла перепалка. Просто я ведь изначально говорил: бой 19 февраля я у Шлеменко не выиграл. Но когда Александр начал говорить, что он выиграл у меня безоговорочно, я тоже сказал, что я выиграл. Я считаю, что надо было давать ничью или экстра-раунд».
«По ударной технике Шлеменко выиграл второй и третий раунды». Что нужно знать про судейство
В бою 19 февраля Александр Шлеменко победил большинством судейских голосов. На карточках двух судей было 29-28 в пользу Шлеменко, а Мария Махмутова - одна из боковых судей – поставила 29-29.
История женщины, которая судит самые важные бои в России
Главный судья, чей подсчет не учитывался при объявлении результата, посчитал победителем Василевского, отдав ему первый раунд и поставив – редчайший случай – ничью в двух других. Сегодня Алексей Земсков в интервью «Матч ТВ» прокомментировал свой выбор и понадеялся, что пять раундов позволят бойцам оставить меньше поводов для спора, а судьям – для выбора:
— Все судьи, которые судили тот бой, отдали первый раунд Василевскому, — говорит Земсков. — Второй и третий раунд Василевскому не отдал ни один судья. Там получается, что трое дают первый раунд Василевскому. Второй двое боковых судей отдают Шлеменко и один судья ставит ничью. И третий раунд – все трое ставят победу Шлеменко. Я не участвовал в принятии решения и вел судейские записки для себя: во втором и третьем раунде я поставил ничью. Пересматривая под микроскопом, я мнение не изменил. Третий раунд забирал Шлеменко, но пропустил тейкдаун, дал выйти на удушающий. Вообще очень надеюсь, что в этот раз пяти раундов спортсменам хватит, чтобы не оставить вопросов.
— Была апелляция от Василевского, которая не повлияла на итоговый результат. Что отметили, когда пересматривали бой?
— Я не участвовал в комиссии, но знаю, что и в союзе ММА как наиболее спорный момент выделили эпизод с захватом канатов. Но тут надо понимать, что боковые судьи не выносят дисциплинарные меры. В рейдже работал Марко Брурсен, человек с очень большим стажем, и здесь всегда есть элемент субъективизма. Очень сложно сказать, умышленно человек хватал канаты или зацепился локтем. Работа рефери в данном случае просто сбивать локти, он это делал. Привело ли это к тому, что рисунок боя поменялся? Сказать, что один из спортсменов в том эпизоде получил преимущество, трудно. Я не мог сказать, что Брурсен в той ситуации наошибался. По остальному – бой пересматривали несколько представителей Союза ММА России. И все согласились, что по ударной технике Шлеменко выиграл второй и третий раунды.
—- Как корректно трактовать эпизод, когда Василевский почти провел удушение, но в итоге Шлеменко освободился из захвата?
— Тут смысл такой. С точки зрения этого раунда перевод и выход на опасное положение должно высоко оцениваться, у нас есть графа Е: стремление закончить бой досрочно. Но Слава это положение не использовал: если бы удержал до конца раунда, можно было бы посчитать иначе, но у судей есть графа смена позиции с пассивной на активную – и это уже то, что сделал Шлеменко. И это тоже высоко оценивается.
«Бросок и попытка удушения – два балла». Как считали очки в бою Шлеменко – Василевский
— У вас получилось, что выиграл Василевский, это можно считать ошибкой?
— Я остался на той же позиции, что второй и третий раунд были скорее ничейными, чем выигрышными для одной из сторон. Во втором и третьем раунде был переменный успех. Хотя там был момент добивания в пользу Шлеменко, когда я его смотрел со своего места, я думал, что это уже близко к остановке, что все уже. Посмотрел с другой камеры и понял, что Василевский там хорошо защищался, было много ударов по касательной и ударов в голову почти не было. Хотя изначально у меня сложилось впечатление, что Шлеменко вот-вот выиграет.
— Есть мнение, что от таких ситуаций спасли бы мониторы, на которых рефери видели бы эфир поединка, как в США.
— Я боюсь, что, переводя взгляд с монитора на ринг, судья может что-то не увидеть, отвлечься. Все-таки мы смотрим с трех разных точек и редко такое бывает, что если один из бойцов уверено ведет бой, то кто-то из судей что-то считает неверно.
Прямая трансляция боя Шлеменко и Василевского – 16 июня в 21:45 на «Матч ТВ».
Текст: Вадим Тихомиров, Александр Лютиков.
Фото: Андрей Голованов и Сергей Киврин.