Врач сборной России по футболу и ведущий программы «Анатомия спорта» Эдуард Безуглов – о препарате, который ранее обнаружили в крови Марии Шараповой и Екатерины Бобровой.
Милдронат (коммерческое название мельдония) был широко распространен на территории стран СНГ. Многие спортсмены применяли его для улучшения переносимости физических нагрузок – хотя достоверных научных данных о его эффективности именно среди спортсменов высокой квалификации нет. К его несомненным плюсам модно отнести разве что дешевизну и доступность: он продается в каждой аптеке без рецепта.
Практически всегда он применяется в сочетании с другими препаратами и БАДами, и о его эффективности спортсмены судят на уровне собственных ощущений. То есть эффект плацебо играет не последнюю роль.
Особенно он распространен среди представителей циклических видов спорта. Учитывая сроки его выведения (не менее полутора-двух месяцев), можно ожидать новых случаев.
В настоящее время на его использовании попались украинские биатлонисты, грузинские велосипедисты, российские велогонщики и эфиопские бегуны. Подобная история была и с предукталом, который многие применяли и после введенного запрета.
Но и в случае с предукталом, и с милдронатом уже с 1 октября можно было ознакомиться с новым запрещенным списком на сайте соответствующей антидопинговой организации (на тот момент в России это была РУСАДА) и там все увидеть! Причем в комментариях к списку особо подчеркивались подобные нюансы.
Так что время подготовиться точно было. И насколько мне известно, WADA никому индивидуальных писем не рассылает, а всю информацию передает в национальные антидопинговые агенства, которые и рассылают данные в федерации.
Если возникает сомнение в применении того или иного препарата, то любой человек может зайти на сайт РУСАДА, задать вопрос и получить ответ, который и является официально признанной позицией.
Хочу подчеркнуть, что милдронат в 2015 году хоть и не был запрещен, но находился под мониторингом WADA. То есть пробы всегда проверяли на наличие мельдония. И частые находки в пробах этой субстанции и послужили одной из причин запрета. Например, есть данные о том, что при анализе случайных 8320 проб, мельдоний был обнаружен в 130 пробах.
Поэтому очень удивительно, что спортсменке такого уровня своевременно об этом не сообщили.
До 1 января 2016 года мельдоний не был запрещен. В обычной лечебной практике (не у спортсменов) его как применяли, так и будут применять.
Текст: Эдуард Безуглов
Фото: Getty Images
«Я получила письмо из ВАДА, но не кликнула на него». Что нужно знать о допинге Шараповой
«Маша – героиня, теперь весь мир на ее стороне». Командная – о допинге Шараповой