Формула-1

Замена Квята из Японии. Что ждет Цуноду в «Формуле-1», если он туда попадет

Три варианта развития карьеры гонщиков из Страны восходящего солнца.
  • В самый разгар Гран-при России сочинский паддок накрыла новая волна слухов, согласно которым Даниил Квят уступит место в «Альфа Таури» Юки Цуноде в следующем году. 
  • Для получения суперлицензии, позволяющей выступать в «Формуле-1», протеже «Хонды» нужно будет финишировать в топ-5 текущего сезона «Ф-2», и пока с этой задачей он успешно справляется.

Юки начал свою карьеру в открытых колесах в 2016-м году, дебютировав в японской «Формуле-4». Следующие два сезона в этой серии Цунода провел под крылом «Хонды», будучи участником ее юниорской программы. Чемпионский титул 2018-го позволил юному дарованию сделать прямой скачок вверх и пойти по классической схеме для всех молодых пилотов — следующей его ступенью стала международная «Формула-3», где Юки уже выступал в цветах «Ред Булла». Уже там он проявил свою скорость: Цунода стал единственным, кто в том сезоне заработал очки за «Йенцер» (это далеко не «Према», и даже не АРТ). Параллельно с этим в 2019-м Цунода ездил в открытой «Евроформуле» (четвертое место), а также принял участие в престижном Гран-при Макао (11 позиция по итогам заезда).

2020-й на данный момент проходит не менее загруженно и удачно. Межсезонье Юки проводил в «Формуле Тойота», а основную часть своего времени в этом году он, очевидно, посвящает «Формуле-2», и это дает свои плоды. У Цуноды есть хорошая скорость, и в своих пиковых моментах он делает максимум для достижения высшего результата, однако нестабильность из-за мелких ошибок пока не позволяет ему быть лидером общего зачета. Тем не менее Юки имеет все шансы стать первым за семь лет японцем, попавшим в «королевские гонки». А ведь были времена, когда «Ф-1» невозможно было представить без пилотов из Страны восходящего солнца. Их можно разделить на три категории, в одной из которых в итоге окажется и Цунода.

Оставившие яркий след

Самым успешным — и последним из представителей Японии в «Формуле-1» на данный момент — был Камуи Кобаяши. После не самых лучших двух сезонов в GP2 в 2008-м и 2009-м и неплохих в шедшем параллельно GP2 Asia, где на второй год он завоевал чемпионский титул, резервный пилот «Тойоты» дебютировал в качестве постоянного гонщика в «Ф-1» в 2010-м. Не стоит отрицать, что одним из основных критериев попадания в «королеву автоспорта» для Кобаяши стал не только японский коллектив в серии, но и отличные выступления на двух этапах в 2009-м, когда он заменял травмированного Тимо Глока и сразу заработал первые очки.

В конце сезона-2009 «Тойота» внезапно ушла из «Ф-1», но яркий дебют Камуи не остался незамеченным. Японца пригласил «Заубер», и не прогадал. Свой первый год Кобаяши проводил значительно успешнее напарников, показывая довольно стабильные выступления и часто заезжая в очковую зону. Не менее хорошим был и 2011-й — Камуи удалось по итогам сезона обойти нового партнера по команде Серхио Переса на 16 очков. В следующем году мексиканец все-таки стал первым номером команды, зато японец попал на пьедестал на домашнем Гран-при. 2013-й Камуи пропустил, отработав его в качестве гонщика по развитию в «Феррари» и даже побывав на гоночном шоу в Москве.

Камуи Кобаяши / Фото: © Clive Rose / Staff / Getty Images Sport / Gettyimages.ru

В 2014-м Кобаяши нашел место в умирающем «Катерхэме» и провел, очевидно, наименее результативный год в серии, закончив его с нулем очков и с решением завершить карьеру в высшем «формульном» классе. В дальнейшем он весьма успешно выступал в кузовах и одержал две победы в марафоне «24 часа Дэйтоны» в 2019-м (вместе с Фернандо Алонсо) и 2020-м годах.

Еще одним японским покорителем пьедестала был Агури Судзуки, проведший свой первый год в «Ф-1» в 1989-м. В то время 39 машин боролись за 26 мест на стартовой решетке, и эта ситуация привела к полностью провальному дебютному сезону — Агури поставил вечный антирекорд, не преквалифицировавшись во всех 16 гонках. Но все это забылось уже в 1990-м, когда Судзуки стал первым азиатским пилотом, завершившим заезд «Формулы-1» в топ-3 (в той самой гонке в Японии, когда Ален Прост и Айртон Сенна вынесли друг друга на первом круге). Это достижение, хоть и единственное, помимо четырех попаданий в очки за всю карьеру, стало самым значимым для Агури в серии.

Роберто Морено, Нельсон Пике и Агури Судзуки / Фото: © Pascal Rondeau / Staff / Getty Images Sport / Gettyimages.ru

На тот момент Сузуки был вторым самым успешным японским пилотом после Сатору Накадзимы, ставшего первопроходцем в «Ф-1» среди представителей Страны восходящего солнца. Напарник Сенны уже во второй своей гонке финишировал в очках и, хотя за всю пятилетнюю карьеру так и не смог ни разу победить партнеров по команде, остался в памяти поклонников «больших призов» стабильным крепким середняком.

Не оправдавшие надежд

Тора Такаги был одним из многих, кто приходил в «Формулу-1» с ярлыками «большой талант» и, в особенности, «лучший японский гонщик» всех времен. Однако, как обычно бывает, подобные громкие заявления не оправдались. Его сильное выступление в первом сезоне «Формулы-3000» в 1995-м и поддержка от босса команды — как раз Сатору Накадзимы — тонко намекали на неплохие дальнейшие перспективы, но Такаги был одним из тех, кто оказался в неправильном месте в неправильное время. Выступления за откровенно слабые «Тиррелл» в 1998-м и «Эрроуз» в 1999-м вкупе с немалым количеством ошибок привели к окончанию так толком и не начавшейся карьеры японца в «Ф-1». Ответом на бесславный крестовый поход стало удачное возвращение на родину и титул в «Формуле Ниппон» в следующем сезоне.

Такума Сато / Фото: © Panoramic / ZUMA Press / Global Look Press

Нашумевшего чемпиона Гран-при Макао и британской «Ф-3» Такуму Сато в «Ф-1», как может случиться и с Цунодой, позвала именно «Хонда». Не самый удачный дебютный сезон в «Джордане» в 2002-м, перерыв из-за ухода японского моториста от Эдди Джордана и роль резервного пилота в БАР привели к неплохому возвращению в 2004-м. Сато был быстр и агрессивен на треке, однако довольно нестабилен, и после успешного второго полноценного сезона в «Ф-1» — с третьим местом и большим количеством набранным очков — карьера японца в «королевских гонках» пошла по нисходящей. В 2005-м он финишировал 23-м в общем зачете, а в 2006-м перекочевал в, можно сказать, созданную чуть ли не для него команду «Супер Агури». Она просуществовала до начала 2008-го, но, к сожалению для Сато, автомобиль был очень плох. Вся эта история закончилась последующим переходом в «Индикар» и победой на двух «Инди-500» — в 2017 и 2020 годах.

Ставшие мемами

В «Супер Агури» хотели создать первый полностью японский состав гонщиков, и поэтому, помимо опытного Сато, в 2006 году вторым пилотом они позвали 31-летнего новичка Юдзи Идэ. Однако карьера у него сразу не заладилась. В первых двух гонках сезона он сошел, на Гран-при Австралии Идэ несколько раз разворачивался и заблокировал Рубенса Барикелло во время квалификации. Последней каплей стал уик-энд в Имоле, когда Юдзи на первом круге вынес Кристиана Альберса, отправив его машину в полет с несколькими разворотами и приземлением на голову. Идэ получил выговор от стюардов и предупреждение от Агури, сказавшего, что такие выступления гонщика связаны с недостатком наката. В ФИА заявили, что японцу нужно набраться опыта, — в команде к этим рекомендациям прислушались и попросту отстранили Юдзи от участия в следующем Гран-при. Неделю спустя федерация отобрала у Идэ суперлицензию, поэтому он больше не вернулся в «Формулу-1».

Сакон Ямамото / Фото: © Sutton Motorsports /ZUMA Press/ Global Look Press

Новым напарником Сато по «Супер Агури» в 2006-м стал Сакон Ямамото — медленный пилот, не набравший ни одного очка за все три года карьеры в «Формуле-1». Как и в случае с Идэ, Ямамото запомнился благодаря курьезному случаю. Во время последнего круга на Гран-при Китая Ник Хайдфельд потерял много времени в борьбе с одним из пилотов японской команды. После гонки разозленный немец пошел выяснять отношения с мешавшим ему Такумой, но встретил Сакона и начал разборку с ним, попросту перепутав гонщиков одной национальности (за что потом пришлось извиняться). Этот эпизод стал самым ярким в «королевской» карьере Ямамото, который в тот момент вообще не понимал, за что на него орут.

Читайте также: