«Все равно что тренировка в желатине». Как выглядят виртуальные турниры в синхронном плавании

Объясняет чемпионка мира.

Во время пандемии все начали осваивать новые форматы. В какой-то момент Международная федерация плавания (FINA) дошла до проведения онлайн-соревнований по синхронному плаванию «на суше» — просто набор элементов, показанный дома на коврике.

Теперь, когда доступ в бассейны появился, но по-прежнему не у всех есть возможность принимать участие в стартах в США или Австралии из-за ковидных регламентов на въезд, онлайн-формат решено было сохранить. В синхронном плавании осталась возможность соревноваться на удаленке на виртуальных этапах Мировой серии.

Что это вообще такое? Разбираемся с помощью многократной чемпионки мира Майи Гурбанбердиевой.

Если коротко, это как история с отложенным постингом. Только в спорте высших достижений.

Итак, дано: этап Кубка мира в США и Канаде 19–20 марта.

По большому счету тот самый соревновательный момент в середине марта Александр Мальцев и Майя Гурбанбердиева, Олеся Платонова, Светлана Колесниченко и Варвара Субботина могут спокойно заниматься своими делами — все было записано еще в середине февраля. Результаты своего выступления они узнают, как и все поклонники синхронного плавания, из интернета.

Для примера — техническое соло Александра Мальцева из прошлого сезона Мировой серии.

Смотреть на YouTube
«К запланированной дате соревнований, где-то за месяц выделяется промежуток времени для съемки видео — в этот раз это были пять дней. Каждая страна, каждый участник утверждает дату, ему высылается код для того, чтобы все это было честно и видно, в какой момент была сделана видеозапись. Потом эту видеозапись нужно отправить в FINA», — объясняет Гурбанбердиева.

Тут возникает первый сомнительный момент — за час программу чисто теоретически можно переделать несколько раз. Но главное другое — у судей нет возможности оценить подводную часть.

«Каждый находится в своем бассейне, и камер под водой нет. Поэтому никому, кто вдруг захочет поступить нечестно, не составит труда воспользоваться моментом и, например, оттолкнуться ото дна. Особенно в соревнованиях групп этот момент отследить будет трудно».

После того как все прислали программы, все видео монтируются, собираются в один большой файл и комментируются. 

Фото: © Личный архив Татьяны Данченко
«Система незамысловатая. Наше дело исполнить программу и отправить. В плане самого исполнения никаких изменений из-за формата не происходит — если говорить об исполнении, технической части. В подготовке то же самое — тот же макияж, правила все те же. Разница для меня заключается в эмоциональной составляющей.
Тяжело настроиться на выступление, когда понимаешь, что находишься в бассейне — без зрителей и судей, которые видят тебя прямо сейчас. «Смонтировать» в голове антураж разумеется непросто. Весь этот процесс все равно что тренировка в желатине. Головой вроде осознаешь, что это соревнования, но ощущения совсем другие. К тому же у спортсменов не включается тот самый адреналин, который есть на реальных стартах».

В определенный день судьи выставляют оценки.

«По судейству никаких вопросов пока ни у кого не возникало, не было каких-то странных моментов. Но формат странный и, как мне кажется, все скептически к этому относятся. В любом случае, хорошо, что есть хотя бы такая возможность выступить.
Когда были соревнования «на суше», все к тому моменту уже сильно устали от жизни без бассейна, это было очень полезно и для ребят, которые только начинают заниматься синхронным плаванием, да и психологически тоже как-то было полегче — хоть какая-то активность. На тот момент выбора не было, сейчас выбор есть, при этом решили все же пойти этим путем, хотя, конечно, всем хочется реальных соревнований, реальных эмоций».

Читайте также: