Еще одно возможное золото для России. Зачем МОК сделал брейк-данс олимпийским видом спорта

Вопросы к судейству, непонятный формат, но большие перспективы.

Это, ракамакафо, невероятно, но на Олимпиаде в Париже в 2024 году впервые определится чемпион по брейк-дансу — причем и среди мужчин, и среди женщин. Если бы только знали мои одноклассники в 2004-м, что однажды их увлечение уличными танцами, которое учителя и родители обычно называли «ваши раскоряки», однажды станет частью олимпийской семьи… Возможно, они поступали бы не в политехнический, а в институт физкультуры.

Вообще брейк-данс правильнее называть брейкингом. Именно так он записан во Всероссийском реестре видов спорта, так называется и на родине в Америке. Но почему вообще брейкинг сейчас стал новым олимпийским видом спорта? Давайте разбираться.

https://www.instagram.com/p/CSZOPWsILkL/

Международный олимпийский комитет в последние годы основательно взялся за омоложение зрительской аудитории Олимпийских игр. Конечно, кроме этого в Комитете еще заявляют о важности решения задачи равной представленности мужчин и женщин в спорте. И о своей нацеленности на поддержку тех видов спорта, которыми можно заниматься в обычной городской среде без вложений. Но все же именно привлечение молодежи среди всей остальной повестки для МОК — план «А». Дети и подростки не зря считаются самой выгодной целевой аудиторией в производстве товаров массового потребления — у них обычно много быстро меняющихся потребностей, высокая социальная активность, а еще они автоматически подтягивают родителей в свое взаимодействие с рынком. И сами спустя несколько лет станут платежеспособными взрослыми.

В общем, новый вид спорта в программе Олимпийских игр под план расширения влияния МОК вроде бы хорошо подходит, но есть один нюанс. Пик популярности танцевальной хип-хоп культуры, символом которой является брейкинг, в мире пришелся на 1980-е. В России был свой отдельный подъем интереса к танцу, совпавший с расцветом поколения MTV в начале нулевых. И сейчас брейкинг вряд ли можно назвать самым популярным молодежным танцем, к тому же он достаточно сложен технически. Им, конечно, занимаются и у нас в стране, и во всем мире, но ровно в такой же степени, как и другими стилями танца.

Но поскольку никто пока не придумал, как действительно привлечь к Олимпиаде молодежь, сделав видом спорта TikTok-инг, МОК принял верное решение, выбрав среди всех стилей танец, максимально приближенный к спорту. Чтобы исполнять трюки брейкинга, надо быть серьёзно развитым физически.

Брейкинг — это танцевальные поединки (баттлы) со сложными акробатическими элементами под музыку, которую прямо на площадке играет диджей. Танцоры в брейкинге называются би-бой и би-герл — в зависимости от пола.

Танцоры соревнуются в баттлах под псевдонимами. Это такая же часть образа, как подготовка собственных танцевальных фишек и выбор одежды для выступления. Кто-то старается выбрать устрашающее имя, кто-то хочет выглядеть забавно.

Например, победитель Юношеских Олимпийских Игр-2018 россиянин Сергей Чернышев в качестве би-боя известен как Бамблби. Имя он выбрал, вдохновившись персонажем «Трансформеров». Чернышева прямо сейчас можно считать одним из претендентов не только на поездку в Париж-2024, но и на олимпийское золото.

https://www.instagram.com/p/CR9HSGSIlU5/

Брейкинг появился в 1970-х в США — до сих пор американских би-боев и би-герл можно считать законодателями мод в том, что происходит с этим танцем. Интересно, что за почти 50 лет его существования так и не появилось единого чемпионата мира, зато ежегодно проводится множество разных кубков и фестивалей. Одним из самых престижных, пожалуй, можно назвать Battle of the Year — «Битва года». Возможная причина отсутствия единого чемпионата мира на данный момент — андеграундный до недавнего времени статус брейкинга и нежелание школ, команд и танцоров становиться частью большой системы с необходимостью ей подчиняться.

Есть версия, что брейкинг возник как способ парней из криминальных группировок (условные Ист-Сайд и Вест-Сайд) решать свои конфликты, не используя насилие. В пользу этой версии говорят два обстоятельства: изначально брейкинг был именно танцем команд, а не сольных исполнителей, а еще во многом вдохновлялся элементами из единоборств (кунг-фу, капоэйра и другие). Так или иначе, официально эту версию признать или опровергнуть некому, но звучит она довольно романтично: сложив оружие и отказавшись убивать друг друга на улицах, молодые люди начали танцевать.

Брейкинг как танец для непрофессионала сложно разделяется на составляющие, но все элементы танца можно свести в среднем к четырем группам:

  • Даунрок — движения ногами в позиции лежа
  • Топрок — движения ногами из положения стоя
  • Фриз — замирание танцора на несколько секунд в одной позе
  • Пауэрмув — силовые элементы и вращательные движения
https://www.instagram.com/p/ByOOlPvh99S/

В настоящем соревновательном брейкинге не получится показать специально подготовленную танцевальную программу. Там всегда есть момент фристайла и импровизации, потому что танцоры не могут знать, какую именно музыку будет включать диджей, а критерий музыкальности при этом является одним из самых важных в любой системе судейства фестивалей по брейкингу.

При этом у танцоров, конечно, есть возможность отработать на тренировках отдельные элементы и связки из элементов, придумать свои отличительные фишки.

Вообще именно отсутствие четкого регламента соревнований и правил судейства в брейкинге пока мешает представить его полноценным олимпийским видом спорта. То есть исторически брейкинг был соревнованием групп из 5-6 танцоров, а на Олимпиаде турнир будет организован для выступающих сольно спортсменов.

Пока нет ясных правил, по какому принципу будет формироваться судейская бригада. Обычно она состоит из самых уважаемых и заслуженных танцоров, но как тут определить степень «заслуженности и уважаемости», особенно когда на кону стоит звание олимпийского чемпиона.

В целом к базовым критериям оценки, помимо уже названной музыкальности, можно отнести техничность исполнения (отсутствие ошибок и визуальной «грязи» в элементах). Есть еще критерий креативности, и вот с ним все значительно сложнее. В голову приходит только какая-нибудь выдуманная единица измерения вроде креабайта, но это все скорее про антиутопию, чем про спорт.

https://www.instagram.com/p/CHbACyLjHay/

Пока существуют три основных системы судейства: так называемая our system, нидерландская и trivium. Последняя была разработана специально к Юношеской Олимпиаде-2018, где брейкинг был опробован впервые. В ней каждый судья оценивает исполнение по шести критериям, каждый из которых представлен шкалой с подвижным «бегунком» — кросс-фейдером. Он измеряет проценты от 0 до 100. Чем больше понравилось выступление танцора судье, тем сильнее вправо сдвигается бегунок, причем отдельные критерии между собой связаны. Например, невозможно снизить процент за разнообразие элементов, не снижая при этом процент за техничность их исполнения.

Нидерландская система подразумевает, что пять судей оценивают каждый раунд баттла красной или синей кнопкой, голосуя за одного из участников. Победитель — тот, у кого больше судейских голосов поддержки.

Our system устроена так: пять судей из разных стран отвечают каждый за свой критерий — музыкальность, технику, динамику, стратегию битвы и оригинальность.

Пожалуй, любую из существующих судейских систем пока есть за что критиковать, но на Олимпиаде-2024, скорее всего, будет использована усовершенствованная схема с «бегунками» в попытке сделать выставление оценок максимально формализованным и объективным.

То, что брейкинг теперь станет частью олимпийской программы, — отчасти фундаментальное противоречие с самой его сутью. Уличные танцы всегда были частью неформальной культуры. Андеграундом в большом городе. Способом молодых ребят и девчонок сбежать из-под родительского контроля, от давления образовательных институтов и при этом безопасно выразить себя и свое отношение к миру через танец.

С другой стороны, есть немало фильмов, посвященных брейк-дансу, и все они в среднем о том, как общество не принимает би-боев и би-герл, будто желая поднять их с вертушки на голове и поставить в первую балетную позицию. Хэппи-энд же обычно предполагает, что герой фильма не потерял себя и не отказался от своих ценностей, но все же сумел подстроиться к «нормальной» жизни окружающих, тоже сделавших ему навстречу несколько шагов. Возможно, это и происходит с брейкингом прямо сейчас, в процессе его сближения с самой конформистской формой существования спорта — программой Олимпийских игр.

Но если помимо такого желаемого МОК омоложения аудитории Олимпиад новый статус брейкинга поможет и кому-то из танцоров — скажем, через титулы, медали и признание станет социальным лифтом для ребят из бедных семей и тяжелых жизненных условий — все уже будет не зря. Тем более, что брейк-данс — редкий вид спорта, не требующий ничего, кроме любого куска поверхности, пары самых обычных кроссовок и желания перевернуть мир с ног на голову.