ВФЛА приняла новые критерии комплектования сборной. Что с ними не так?

ВФЛА приняла новые критерии комплектования сборной. Что с ними не так?
Татьяна Дегтярева / Фото: © РИА Новости / Александр Вильф
Разбирается Сергей Лисин.

2 апреля Всероссийская федерация легкой атлетики (ВФЛА) приняла новые критерии для формирования составов сборных команд России. Документ описывает тот фильтр, который должны пройти спортсмены, для того чтобы «входить в основной и резервный составы кандидатов в спортивные сборные команды Российской Федерации по легкой атлетике всех возрастных групп и принимать участие в официальных спортивных мероприятиях Единого календарного плана межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий Министерства спорта Российской Федерации». То есть, говоря проще, спортсмены, не проходящие через фильтр, не смогут войти в состав национальных команд и участвовать в сборах.

Кто попадает под ограничения?

  • Временно отстраненные или дисквалифицированные в данный момент спортсмены
  • Спортсмены, дисквалифицированные после 18 ноября 2015 года, за исключением тех, кто получил санкцию за «три флажка»
  • Те, кто работает с тренером, который был дисквалифицирован после той же даты, что и в предыдущем пункте, или же у которого решением президиума ВФЛА отозвана либо отсутствует тренерская лицензия
  • Люди, в отношении которых есть особые рекомендации со стороны Всемирной легкоатлетической ассоциации (World Athletics), Российского антидопингового агентства (РУСАДА), Независимого органа по защите целостности легкой атлетики (Athletics Integrity Unit)
Дарья Клишина / Фото: © РИА Новости / Антон Денисов

Жестко?

Прежде всего это не жестко, это смешно. Начнем с банальных формулировок, например, с запрета на «участие в официальных спортивных мероприятиях Единого календарного плана межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий Министерства спорта Российской Федерации». Дело в том, что в Едином календарном плане Минспорта словосочетание «спортивное мероприятие» применяется ко всему списку, как к соревнованиям, так и к «тренировочным мероприятиям» (читай: сборам). И из формулировки в документе ВФЛА вполне можно сделать вывод, что федерация отстраняет всех спортсменов, которые отбывали дисквалификации за нарушения после 18 ноября 2015 года, от всероссийских и даже межрегиональных соревнований. Либо нужно было уж как-то поточнее формулировать.

Еще смешнее выглядит перечень нарушений, за кои человек попадает в «черный список». Дата начала санкций привязана почему-то к дате отзыва у РУСАДА статуса соответствия, 18 ноября 2015 года. При этом формулировка опять-таки кривая, потому что в основном документе дается: «после 18 ноября 2015 г. был признан… совершившим нарушение антидопинговых правил», а затем внизу, в сноске, уточняется, что на самом деле читать нужно как «если допущенное ими допинговое нарушение было совершено после 18 ноября 2015». Тем самым ВФЛА вывело из-под удара всех «героев» доклада Макларена, фигурантов перепроверок проб Пекина-2008 и Лондона-2012 и вообще, по сути, всех тех людей, кто после 2015-го понес наказание за нарушения, совершенные ранее, из-за которых наша легкая атлетика оказалась в полной… изоляции.

Но ВФЛА заменила этих людей другими. Кем? Сейчас объясню. Дело в том, что сама по себе дисквалификация за положительную пробу может быть следствием совершенно разных обстоятельств. Именно поэтому Общероссийские антидопинговые правила (ОАП), чьим модельным документом, естественно, является Кодекс ВАДА, более чем гибки в части сокращения санкций. Там, к примеру, есть пункт 10.5 «Сокращение срока дисквалификации на основании незначительной вины или халатности», позволяющий уменьшить санкцию до четверти от стандартной, то есть до года, когда речь идет о четырех, и до полугода, если полагаются два. Применяется этот пункт в случаях, когда речь идет о некоторых субстанциях, относящихся к стимуляторам и вынесенным в подгруппу «Особые», также он применяется при отравлениях спортивным питанием или пищевыми продуктами. В принципе, в отдельных эпизодах этот пункт позволяет даже ограничиться предупреждением без назначения дисквалификации, но поскольку ВФЛА в качестве стоп-критерия указало именно дисквалификацию, то об этом и поговорим.

Яна Смердова / Фото: © РИА Новости / Григорий Сысоев

В практике автора как представителя спортсменов на слушаниях в РУСАДА было несколько историй, когда речь шла об отравлениях совершенно безобидным, на первый взгляд, спортивным питанием. На упаковках ничего запрещенного указано не было, проверка по запрещенному списку и сайту РУСАДА ничего не давала, спортсмены покупали, допустим, аминокислоты, а затем получали положительную пробу. Перед слушаниями, понятно, собиралось все необходимое: доказательство покупки (выписки с карты или чеки), анализ спортпита в лаборатории, иногда РУСАДА само выполняло контрольные закупки и проводило анализ. В общем, картина была полностью ясна: намерения использовать допинг, нарушать правила у спортсмена не было. Но законодательство и, что важно, практика CAS последних лет предполагают, что дисквалификация все равно должна быть назначена, если только речь не идет об отравлении пищей. В случае со спортивным питанием срок сокращают до 1/4, но тем не менее отбыть придется, хотя имело место ненамеренное нарушение.

Однако, исходя из критериев допуска в сборные, такие спортсмены, допустившие халатность, небрежность, теперь ответят за тех, кого ВФЛА вывела из-под удара, и вот почему.

В распоряжении автора оказался проект критериев, который был видоизменен перед окончательным утверждением. И в этом проекте речь шла не о 18 ноября 2015-го, а о 1 января 2010-го. Тогда все «герои» последних легкоатлетических скандалов вылетели бы и из сборной, и со своих тренерских должностей. Но утвердить эту дату в ВФЛА не решились. А дать сноску, что в случае сокращения дисквалификации при доказанном факте «незначительной вины или халатности» спортсмен в сборную попасть все-таки может, — на это не хватило знания антидопинговых правил и понимания определения «справедливая санкция».

Законно?

Дело в том, что в данный момент сложился правовой парадокс. ВФЛА заявляет, что все дисквалифицированные после 18 ноября 2015 года спортсмены (за исключением «трех флажков») не проходят в сборные и, соответственно, не попадают на ставки в ЦСП. А общероссийские антидопинговые правила в пункте 10.11.4 «Отказ в финансировании на срок дисквалификации» говорят про деньги ровно противоположное:

«…лицу, нарушившему антидопинговые правила, если не применялось сокращение санкции согласно пункту 10.4 или 10.5 Правил… будет отказано в полном или частичном финансировании, связанном со спортивной деятельностью, или других льготах, получаемых таким лицом в связи со спортивной деятельностью».
Анжелика Сидорова / Фото: © РИА Новости / Григорий Сысоев

То есть при сокращении срока по пункту 10.5 спортсмен, согласно Общероссийским антидопинговым правилам (ОАП), сохраняет право на финансирование на протяжении всей дисквалификации. Говорить про это в антидопинге не любят, шутка ли: человек ушел на год в дисквал, но при этом сохраняет право получать зарплату. Однако данный пункт — не российская придумка, а калька с пункта 10.12.4 Кодекса ВАДА.

И вот у нас парадокс. Общественная организация (ВФЛА) утверждает, что спортсмен, у которого нашли допинг, но принял он его случайно (и доказал это, а затем отбыл дисквалификацию и вернулся), должен быть убран из сборной, а Россия (правила-то министром спорта подписаны) — что он даже право на зарплату в ЦСП во время дисквалификации сохраняет и уж тем более может выступать без каких-либо ограничений после выхода из дисквалификации. И ВАДА, кстати, согласно с Россией в этой части. Но общественная организация, получающая государственное финансирование, решительно против.

Как там говорят — перегибы на местах? Только вот перегиб этот может выйти ВФЛА сильно боком.

В настоящий момент на основании опубликованных критериев есть группа спортсменов, которые от данного фильтра пострадают, в частности, понесут двойное наказание. Неприемлемость подобных санкций четко описана в деле CAS 2011/O/2422, когда НОК США опротестовал дополнительные санкции МОК в части запрета для спортсменов, ранее дисквалифицированных на срок более полугода, на участие в следующей Олимпиаде.

В решении CAS четко сказано:

«Решение Исполкома МОК от 27 июня 2008 г. … является недействительным и не имеющим законной силы».

Распространяется ли этот прецедент на ВФЛА? И МОК, и ВФЛА — общественные организации, правда, несколько разного масштаба. И те, и другие установили для участия в своих мероприятиях дополнительные барьеры, используя для этого повторное наказание за санкции Кодекса ВАДА. МОК является подписантом Кодекса, ВФЛА подчиняется ему через свое взаимодействие с международной федерацией и выполнение ОАП, которые полностью повторяют Кодекс, отрицающий идею повторного наказания.

Виктор Бутенко / Фото: © РИА Новости / Владимир Астапкович

CAS уже назвал эту идею «не имеющей законной силы». То есть критерии ВФЛА заведомо незаконны, если опираться на практику CAS. Это помимо того, что они нечетко сформулированы, неоднозначны и конфликтуют с общероссийским антидопинговым законодательством.

Чтобы превратить бумажку от 2 апреля в филькину грамоту, достаточно просто подать иск в CAS, который, кстати, имеет юрисдикцию в подобного рода делах, так как в качестве критерия фильтра указано антидопинговое нарушение. Вот если было бы хищение — юрисдикция CAS оказалась бы спорной. А во всем, что хоть краем задевает антидопинг, она неоспорима, что следует из Кодекса ВАДА. На подачу иска у спортсменов есть 21 день, этот срок распространяется не только на апелляции по дисквалификациям, но и априори на любого рода протесты.

Резюмируя — ВФЛА так старалось, что перестаралось. Критерии допуска ломают карьеры спортсменов, чья вина несущественна, но выводят из-под удара звездных доперов. Более того, незнание специфики пункта 10.5 ОАП вызывает вопросы ко всем антидопинговым деятелям ВФЛА в части их профпригодности.

Читайте также: