2 апреля Всероссийская федерация легкой атлетики (ВФЛА) приняла новые критерии для формирования составов сборных команд России. Документ описывает тот фильтр, который должны пройти спортсмены, для того чтобы «входить в основной и резервный составы кандидатов в спортивные сборные команды Российской Федерации по легкой атлетике всех возрастных групп и принимать участие в официальных спортивных мероприятиях Единого календарного плана межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий Министерства спорта Российской Федерации». То есть, говоря проще, спортсмены, не проходящие через фильтр, не смогут войти в состав национальных команд и участвовать в сборах.
Кто попадает под ограничения?
- Временно отстраненные или дисквалифицированные в данный момент спортсмены
- Спортсмены, дисквалифицированные после 18 ноября 2015 года, за исключением тех, кто получил санкцию за «три флажка»
- Те, кто работает с тренером, который был дисквалифицирован после той же даты, что и в предыдущем пункте, или же у которого решением президиума ВФЛА отозвана либо отсутствует тренерская лицензия
- Люди, в отношении которых есть особые рекомендации со стороны Всемирной легкоатлетической ассоциации (World Athletics), Российского антидопингового агентства (РУСАДА), Независимого органа по защите целостности легкой атлетики (Athletics Integrity Unit)
Жестко?
Прежде всего это не жестко, это смешно. Начнем с банальных формулировок, например, с запрета на «участие в официальных спортивных мероприятиях Единого календарного плана межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий Министерства спорта Российской Федерации». Дело в том, что в Едином календарном плане Минспорта словосочетание «спортивное мероприятие» применяется ко всему списку, как к соревнованиям, так и к «тренировочным мероприятиям» (читай: сборам). И из формулировки в документе ВФЛА вполне можно сделать вывод, что федерация отстраняет всех спортсменов, которые отбывали дисквалификации за нарушения после 18 ноября 2015 года, от всероссийских и даже межрегиональных соревнований. Либо нужно было уж как-то поточнее формулировать.
Еще смешнее выглядит перечень нарушений, за кои человек попадает в «черный список». Дата начала санкций привязана почему-то к дате отзыва у РУСАДА статуса соответствия, 18 ноября 2015 года. При этом формулировка опять-таки кривая, потому что в основном документе дается: «после 18 ноября 2015 г. был признан… совершившим нарушение антидопинговых правил», а затем внизу, в сноске, уточняется, что на самом деле читать нужно как «если допущенное ими допинговое нарушение было совершено после 18 ноября 2015». Тем самым ВФЛА вывело из-под удара всех «героев» доклада Макларена, фигурантов перепроверок проб Пекина-2008 и Лондона-2012 и вообще, по сути, всех тех людей, кто после 2015-го понес наказание за нарушения, совершенные ранее, из-за которых наша легкая атлетика оказалась в полной… изоляции.
Но ВФЛА заменила этих людей другими. Кем? Сейчас объясню. Дело в том, что сама по себе дисквалификация за положительную пробу может быть следствием совершенно разных обстоятельств. Именно поэтому Общероссийские антидопинговые правила (ОАП), чьим модельным документом, естественно, является Кодекс ВАДА, более чем гибки в части сокращения санкций. Там, к примеру, есть пункт 10.5 «Сокращение срока дисквалификации на основании незначительной вины или халатности», позволяющий уменьшить санкцию до четверти от стандартной, то есть до года, когда речь идет о четырех, и до полугода, если полагаются два. Применяется этот пункт в случаях, когда речь идет о некоторых субстанциях, относящихся к стимуляторам и вынесенным в подгруппу «Особые», также он применяется при отравлениях спортивным питанием или пищевыми продуктами. В принципе, в отдельных эпизодах этот пункт позволяет даже ограничиться предупреждением без назначения дисквалификации, но поскольку ВФЛА в качестве стоп-критерия указало именно дисквалификацию, то об этом и поговорим.
В практике автора как представителя спортсменов на слушаниях в РУСАДА было несколько историй, когда речь шла об отравлениях совершенно безобидным, на первый взгляд, спортивным питанием. На упаковках ничего запрещенного указано не было, проверка по запрещенному списку и сайту РУСАДА ничего не давала, спортсмены покупали, допустим, аминокислоты, а затем получали положительную пробу. Перед слушаниями, понятно, собиралось все необходимое: доказательство покупки (выписки с карты или чеки), анализ спортпита в лаборатории, иногда РУСАДА само выполняло контрольные закупки и проводило анализ. В общем, картина была полностью ясна: намерения использовать допинг, нарушать правила у спортсмена не было. Но законодательство и, что важно, практика CAS последних лет предполагают, что дисквалификация все равно должна быть назначена, если только речь не идет об отравлении пищей. В случае со спортивным питанием срок сокращают до 1/4, но тем не менее отбыть придется, хотя имело место ненамеренное нарушение.
Однако, исходя из критериев допуска в сборные, такие спортсмены, допустившие халатность, небрежность, теперь ответят за тех, кого ВФЛА вывела из-под удара, и вот почему.
В распоряжении автора оказался проект критериев, который был видоизменен перед окончательным утверждением. И в этом проекте речь шла не о 18 ноября 2015-го, а о 1 января 2010-го. Тогда все «герои» последних легкоатлетических скандалов вылетели бы и из сборной, и со своих тренерских должностей. Но утвердить эту дату в ВФЛА не решились. А дать сноску, что в случае сокращения дисквалификации при доказанном факте «незначительной вины или халатности» спортсмен в сборную попасть все-таки может, — на это не хватило знания антидопинговых правил и понимания определения «справедливая санкция».
Законно?
Дело в том, что в данный момент сложился правовой парадокс. ВФЛА заявляет, что все дисквалифицированные после 18 ноября 2015 года спортсмены (за исключением «трех флажков») не проходят в сборные и, соответственно, не попадают на ставки в ЦСП. А общероссийские антидопинговые правила в пункте 10.11.4 «Отказ в финансировании на срок дисквалификации» говорят про деньги ровно противоположное:
«…лицу, нарушившему антидопинговые правила, если не применялось сокращение санкции согласно пункту 10.4 или 10.5 Правил… будет отказано в полном или частичном финансировании, связанном со спортивной деятельностью, или других льготах, получаемых таким лицом в связи со спортивной деятельностью».
То есть при сокращении срока по пункту 10.5 спортсмен, согласно Общероссийским антидопинговым правилам (ОАП), сохраняет право на финансирование на протяжении всей дисквалификации. Говорить про это в антидопинге не любят, шутка ли: человек ушел на год в дисквал, но при этом сохраняет право получать зарплату. Однако данный пункт — не российская придумка, а калька с пункта 10.12.4 Кодекса ВАДА.
И вот у нас парадокс. Общественная организация (ВФЛА) утверждает, что спортсмен, у которого нашли допинг, но принял он его случайно (и доказал это, а затем отбыл дисквалификацию и вернулся), должен быть убран из сборной, а Россия (правила-то министром спорта подписаны) — что он даже право на зарплату в ЦСП во время дисквалификации сохраняет и уж тем более может выступать без каких-либо ограничений после выхода из дисквалификации. И ВАДА, кстати, согласно с Россией в этой части. Но общественная организация, получающая государственное финансирование, решительно против.
Как там говорят — перегибы на местах? Только вот перегиб этот может выйти ВФЛА сильно боком.
В настоящий момент на основании опубликованных критериев есть группа спортсменов, которые от данного фильтра пострадают, в частности, понесут двойное наказание. Неприемлемость подобных санкций четко описана в деле CAS 2011/O/2422, когда НОК США опротестовал дополнительные санкции МОК в части запрета для спортсменов, ранее дисквалифицированных на срок более полугода, на участие в следующей Олимпиаде.
В решении CAS четко сказано:
«Решение Исполкома МОК от 27 июня 2008 г. … является недействительным и не имеющим законной силы».
Распространяется ли этот прецедент на ВФЛА? И МОК, и ВФЛА — общественные организации, правда, несколько разного масштаба. И те, и другие установили для участия в своих мероприятиях дополнительные барьеры, используя для этого повторное наказание за санкции Кодекса ВАДА. МОК является подписантом Кодекса, ВФЛА подчиняется ему через свое взаимодействие с международной федерацией и выполнение ОАП, которые полностью повторяют Кодекс, отрицающий идею повторного наказания.
CAS уже назвал эту идею «не имеющей законной силы». То есть критерии ВФЛА заведомо незаконны, если опираться на практику CAS. Это помимо того, что они нечетко сформулированы, неоднозначны и конфликтуют с общероссийским антидопинговым законодательством.
Чтобы превратить бумажку от 2 апреля в филькину грамоту, достаточно просто подать иск в CAS, который, кстати, имеет юрисдикцию в подобного рода делах, так как в качестве критерия фильтра указано антидопинговое нарушение. Вот если было бы хищение — юрисдикция CAS оказалась бы спорной. А во всем, что хоть краем задевает антидопинг, она неоспорима, что следует из Кодекса ВАДА. На подачу иска у спортсменов есть 21 день, этот срок распространяется не только на апелляции по дисквалификациям, но и априори на любого рода протесты.
Резюмируя — ВФЛА так старалось, что перестаралось. Критерии допуска ломают карьеры спортсменов, чья вина несущественна, но выводят из-под удара звездных доперов. Более того, незнание специфики пункта 10.5 ОАП вызывает вопросы ко всем антидопинговым деятелям ВФЛА в части их профпригодности.
Читайте также:
- Россия осталась без допинг-контроля до мая. Это наверняка создаст проблемы, вплоть до недопуска на ОИ
- МОК объявил новые даты Олимпиады. Мировой календарь придется перекраивать, а также разработать механизм передачи лицензий
- «Расследование потребовало беспрецедентного количества человеческих и финансовых ресурсов». Россия как источник стабильного дохода всего мира на протяжении уже пяти лет