Три праздника, пять штормов, сто поломок, миллион нервных клеток и один карантин. Невероятные приключения семьи Клочковых в Индийском океане

Три праздника, пять штормов, сто поломок, миллион нервных клеток и один карантин. Невероятные приключения семьи Клочковых в Индийском океане
Фото: © личный архив семьи Клочковых
Яхта Lady Mary, населенная героическим семейным экипажем, завершила третий из глобальных переходов: от берегов ЮАР к берегам Австралии. Great Russian Кругосветка go on!

«Матч ТВ» во все глаза следит за уникальным кругосветным путешествием семьи Клочковых на собственной яхте. Если вы по какой-то нелепой причине все еще не в курсе этой фантастической истории, исправить недоразумение можно буквально в два клика: раз и два. Получилось?

Краткое содержание очередной серии, рассказанной старшим помощником капитана Мариной Клочковой:

Судовой журнал. 27 января

Пройти мыс Доброй Надежды — это не значит проскочить по окну в погоде из Кейптауна в Саймонстаун и обратно. Пройти мыс Доброй Надежды — значит обогнуть Африку с юга. Здесь длинный шельф и сильные течения, конфликтующие с преобладающим ветром. Именно в этом месте встает наибольшее число аномальных опрокидывающих волн. Попасть в такую опасно даже для больших судов. Поэтому наша задача — идти максимально на юг в обход шельфа.

В этом же и проблема — на юго-западном ветре все равно идти строго на юг получается не очень. «Леди Мэри» сносит восточнее, как бы она ни сопротивлялась этому. Пока удается идти по самой кромке шельфа. Течения есть и здесь, и они замедляют наше продвижение на юг…

***

— Те, кто пристально следят за вашей экспедицией в режиме онлайн (а я из этого отряда), с первых дней перехода «ЮАР — Австралия» ловили себя на мысли: как-то слишком тяжело он вам дается. И экипажу, и лодке. Сдается мне, вы и сами не ожидали, что будет так трудно. Я прав?

— Да, пожалуй. Но лучше уточнить терминологию. Если взять наши три очень длинных нон-стопа — через Тихий океан к мысу Горн, от Магелланова пролива к Кейптауну и от Кейптауна к Западной Австралии, — то градация такая: первый был самым отчаянным и поэтому самым трудным, второй — самым штормовым, а третий — самым нудным и богатым на всевозможные поломки.

— Вот-вот. Слова «нудный» и «муторный» встречаются в судовом журнале регулярно. Куда чаще, чем раньше. Дистанционная усталость или так уж сложился маршрут?

— Не знаю почему, но нам с Настей с первых дней казалось, что мы уже сто лет в море. Может, потому что первый шторм пришел вне расписания? Сразу «с бала на корабль» со всеми вытекающими.

— А так бывает — шторм вне расписания? Неужели кэп его не выловил? Ни за что не поверю.

— В прогнозе значился ветер в 30-35 узлов, а прилетел до 50 на порывах. Это был, пожалуй, всего второй случай довольно сильного шторма не по прогнозу.

Судовой журнал. 29 января

Шторм отошел, остались только развеселые волны, что не дают открыть люки. Поэтому в лодке душно и местами противно. Ветра — 20-30 узлов (до 15 метров в секунду), что немало, но уже терпимо. Курс бакштаг. И сегодня у нас снова праздник — пришли подтверждения, что страна кенгуру пожаловала нам визу! Так и написано — «пожаловала».

Прямо гора с плеч…

***

— А, ну понятно. Метеорологи везде одинаковые.

— Нет, мы на них вообще не жалуемся. Чаще всего, напротив, восхищаемся, как точно они могут предсказать будущее, — вплоть до узла и градуса.

Когда поднялись — или правильнее сказать спустились? — южнее 42-го градуса, снова стало холодно. Опять конденсат потек по стенам, выявились новые течи — не опасные, но по мелочи влияющие на настроение. Мы же сделали ремонт в Африке, мы превратили нашу берлогу в уютный домик…

— Да-а-а-а, обидно.

— И когда по пролакированным стенам снова потекло, а на диваны начала капать соленая вода, стало так безнадежно противно… Именно тем граням наших девичьих душ, которые ценят красивые занавески, мягкие пуфики, уютные гнездышки и вот это вот все.

А капитану эти наши заморочки нипочем. Ему в океане всегда хорошо. Только участившиеся поломки его напрягали.

— Я не устаю удивляться многогранности кэповской натуры. Он, мне кажется, готов ко всему и все умеет. Влегкую справляется с парусами, двигателями, помпами, гаджетами и далее по списку. Есть что-то в этой жизни, чего он делать не умеет? Способен, например, забабахать фирменную шарлотку «по-клочковски»?

— А вот нет! Готовить шарлотку он точно не умеет. Но еще пару лет назад периодически варил свой фирменный суп. И даже блинчики-лепешки пек. Сейчас третий повар у нас подрастает, так что кэп расслабился. А вообще он кулинарно неприхотлив и на камбузе, если что, не пропадет.

И да, Андрей просит уточнить специально для «Матч ТВ»: о своей скромности он готов рассказывать часами.
Фото: © личный архив семьи Клочковых

Судовой журнал. 3 февраля

— Е-мое! — круглые глаза капитана видны даже в темноте. — У нас полный трюм воды! — Включай душевую помпу. Бери ручку, иди в кокпит качать воду через механическую трюмную.

Под бодрое журчание ручьев и плевки помпы мы входим в ночь. Лихо натягивая непромокаемые штаны, я на всякий случай думаю, кому посылать сигнал SOS и когда пора надеть спасательные жилеты. Капитан с фонариком во лбу спускается поближе к поверхности трюмных вод…

***

— Департамент статистики Lady Mary выдал такую инфу по итогам перехода: пять штормов, 100 поломок, 1000 нервных клеток, одна болезнь и три праздника. Можно хотя бы в общих чертах расшифровать эти цифры? Шторма, например, были такие же лютые, как на прошлом переходе?

— Нет, не очень. Первый, тот, который не по прогнозу, — до 10 баллов. А второй из категории существенных случился посередине пути с эпицентром у Кергелена (группа островов в южной части Индийского океана. — matchtv.ru), куда мы хотели зайти. Дуло за 50 узлов, но мы сознательно ушли на север, и нам досталось до 45.

Тогда уже был сломан мотор и, соответственно, отопитель, потому уходили на север еще и для того, чтобы скорее поймать штиль, разобрать машинное отделение, по дороге к которому живут три велосипеда, канистры и прочие нужные нужности. Начиная с того дня, пару раз в неделю эту увлекательную процедуру повторяли, чтобы все-таки починить двигатель. Починить его удалось только недели за две до финиша Австралии. А то и позже.

— Идти в океане без движка — очень опасная история или в пределах нормы? Один комментатор в соцсетях прям сильно ругал вас за беспечность. Я даже его скопировал, этот коммент:

«Ну вы, блин, даете. Уж настолько пренебрегать безопасностью, ИМХО — нельзя. Где ДВА (от разных систем) спутниковых модема и отдельно спутниковый телефон? Где КВ радиостанция? Где ветрогенератор в дополнение к солнечным панелям? Где аварийный переносной дизельный или бензиновый генератор (причем такой, который в состоянии провернуть стартер основного двигателя, даже если все аккумуляторы совсем сдохнут, а также обеспечивать сварку)? Где ПОЛНЫЙ КОМПЛЕКТ ВСЕХ ЗАПЧАСТЕЙ для ремонта двигателя, КОТОРЫЕ ТОЛЬКО НЕ ТРЕБУЮТ ЕГО ПОЛНОЙ РАЗБОРКИ (стартер, генератор, ремни, форсунки, ТНВД, датчики и прочее)?»

— Ага, ага. В ответ на этот комментарий меня так и подмывало дать ссылку на наш PayPal. А то самоходную баржу с перечисленными резервными механизмами не на что покупать и обслуживать…

У нас яхта парусная, не моторная, поэтому даже потеря двигателя не грозит потерей лодки. Только рядом неудобств.

Судовой журнал. 6 февраля

Несколько дней назад у нас издох главный навигационный айпад. На нем же почила и почтовая программа, и форма отправки координат. Теперь навигация — на старом запасном айпаде, а почта — на стареньком макбуке. И то, и другое немного глючит. Нужно будет на большой земле обновить хотя бы один макбук и один айпад. Вкупе с ценами перелета на побывку в Россию сумма выглядит удручающе:)…

***

— Я тут задумался: а зачем вам велики в трюме? Нешто они предметы первой необходимости в море? Или вы наперегонки по палубе гоняете, когда скучно?

— Велики — наше все. По прибытии на берег мы немедленно освободили их из заточения и теперь каждое утро катаемся вдоль австралийского берега. На них можно ездить за продуктами, осматривать города и веси, не впадая в зависимость от общественного транспорта и такси. Машину в аренду мы берем очень редко по финансовой причине.

— Извините, пожалуйста, что перебил. Так что там со штормами и поломками?

— Штормов было куда меньше, чем в Южной Атлантике в начале весны. Из пяти, повторю, всего два серьезных. Когда обрушился самый первый, гребной вал — видимо, от удивления — крутился слишком быстро. Вымыло дейдвудную смазку, поэтому в трюм стала сочиться забортная вода: не критично, но сверх привычной нормы.

И вот тут случилось роковое стечение обстоятельств: отказала автоматическая трюмная помпа. В итоге трюм залило забортной водой, затопив стартер и часть соединений электропроводки. Воду-то откачали сразу, смазки в дейдвуд залили чуть больше, а вот контакты от соли потихоньку корродировали, вырубая стартер, помпу забора пресной воды, снова стартер и так далее.

Каждый раз капитан зачищал контакты и все снова работало, но двигатель (а с ним и отопитель) запустился только на подходах к Австралии. Поэтому ни на Кергелен, ни на Амстердам (остров в Индийском океане, входящий в состав Французских Южных и Антарктических территорий. — matchtv.ru) мы не зашли.

Фото: © личный архив семьи Клочковых

Судовой журнал. 9 февраля

Мы с детьми наконец стали правильно обращаться с утренними документальными фильмами. Сейчас смотрим про династию Романовых, начиная от Михаила Федоровича. Вооружаемся блокнотом и ручкой и по ходу просмотра конспектируем. Потом задаем друг другу вопросы. Работает здорово. Даже Ладуня теперь в курсе, что такое Соборное уложение, например.

А фильм к 400-летию дома Романовых сделан классно, не оторваться. На следующее утро за завтраком мы снова смотрим вчерашнюю серию, заполняя редкие пробелы в конспекте. И снова задаем вопросы. Классные выходят полтора часа…

***

— Второй нормальный шторм бушевал как раз у Кергелена. Сознательно пошли на север, а потом нырнули в штили, чтобы начать ремонты. К тому времени лопнуло крепление внутреннего штага, мы остались без маленького стакселя, как раз необходимого в сильные штормовые ветра. Штаг получилось починить, а вот ремонт двигателя не увенчался успехом, потому и пролетели мимо Кергелена.

На 45-м градусе внутри была температура «+11» по утрам, за бортом днем — не выше «+12». А на 49-м градусе, где Кергелен, могло быть и «+2». Без отопителя и мотора идти в холодное и о-о-о-очень штормовое место океана неразумно. Поэтому пошли нон-стоп. Остальные три шторма были в пределах 8-9 баллов и прошли в штатном режиме. Мы пролежали их в дрейфе.

Еще из поломок, раз уж у вас тут статучет. Порвались две диагональ-ванты, порвался стаксель-фал, и мы опять остались — теперь уже до самой Австралии — без маленького паруса. Отказал датчик ветра на мачте, и о силе ветра мы могли судить только по косвенным признакам: высоте волн и расстоянию, на которое ветер сдувает пену с их гребней. Вышли по очереди из строя два айпада, служившие основными навигационными мониторами. При смерти сменивший их макбук.

Пара расползшихся швов на парусах по сравнению с этим перечнем не заслуживают даже упоминания.

Фото: © личный архив семьи Клочковых

Судовой журнал. 14 февраля

— Этот переход как-то унылее других, — делюсь с капитаном настроением утра.

— И правда, как уныло идем! Ни штормов тебе на месяц, ни волн через крышу. Скууучно! Бакштаг, 15-20, сидим чай пьем. Вот хотя бы узлов 50 дуло! А вообще, конечно, веселухи, как у Фолклендов, не хватает, согласен!

И я смеюсь вместе с Андрюхой…

***

— Со штормами и поломками вроде разобрались. А что за болезнь?

— Через пару дней после выхода из Кейптауна Настя затемпературила и болела больше недели. Мы напряглись, конечно, учитывая все привходящие обстоятельства, но дню к 15-му она поправилась, и больше на маршруте никто не болел.

— Наконец, праздники и подарки. На 8 марта, как отмечено в судовом журнале, юнга получила в собственность кулон в виде акульего зуба, гардемарин — африканский чехол для телефона, а старпом — волшебный крем для тела.

— Никто не забыт, ничто не забыто!

— А как насчет 23 февраля? Галстук? Запонки? Разноцветные носки?

— М-м-м… Тортик, салат и улыбка. Открытка от юнги, конечно. И концерт.

— Кстати, когда старший матрос стал гардемарином? Я как-то упустил динамику профессионального роста.

— Настя отучилась первый уровень в парусной школе и получила корочки Day Skipper RYA (Royal Yachting Association — старейшая и авторитетнейшая система подготовки капитанов парусных и моторных судов. — matchtv.ru). И всю дорогу через Индийский океан каждый день сидела над видеокурсом Yachtmaster Coastal: карты с плоттером, уроки, домашние задания…
Фото: © личный архив семьи Клочковых

Судовой журнал. 23 февраля

Утром снова отказала помпа пресной воды. Снова разбор трюма до основания. В помпе сломалась что-то внутри литой детали (реле включения по падению давления). Капитан долго думал и придумал систему «ниппель». Вывел кнопки включения помпы на стенку умывальников в одном из гальюнов и на камбузе. Провода — к стенке изолентой. До Австралии дотянем на такой вот кнопочной тяге. К ночи трюм собрали, салон вновь стал похож на жилой домик, а Настя приготовила лазанью…

***

— Однажды на берег поступила стратегически важная информация по юнге: «Ей что бы ни делать — лишь бы не уроки». Общественность не на шутку встревожилась…

— Ну, Лада, как все дети, бывает, находит тысячу предлогов, чтобы не садиться за тетрадки. Замещает их чтением — например, чтением учебников по природоведению, английскому языку или хрестоматии по литературе. Писать, конечно, не всегда охота, тем более что в условиях качки это так себе удовольствие.

Но, несмотря ни на что, она второй класс заканчивает. А в Русской географической школе Апостола Андрея Первозванного, к которой она прикреплена, четыре класса начальной школы разбиты на три года. Так что по знаниям юнга сейчас где-то к середине третьего класса подбирается, думаю.

Фото: © личный архив семьи Клочковых

Судовой журнал. 1 марта

С вами гардемарин Настя.

Последние новости дня: ветер дует попутный, от 15 до 20 узлов, и даже светит солнышко! Утром с папой взяла второй риф на гроте, идем 6 узлов, все ближе к Австралии. Вся женская часть коллектива уже мечтает о земле и лесах.

Последние два дня — как передышка. Все очень спокойно, без огромных волн, можно постирать пару футболок, проветрить и подсушить яхту и удивить всех свежим хлебом:)…

***

— Все забываю спросить: как у вас со спиртным на борту? Позволяете себе после особо тяжкого трудового дня или на праздники?

— Во время переходов — жесткий сухой закон. Ни капли! Даже вина. Даже если штиль. Это как за рулем пить: всякое может случиться, а алкоголь туманит мозг и притупляет реакцию.

Насколько мы пьющие, можно судить по такому факту. В момент покупки лодки, шесть с половиной лет назад, нам достались от прежних хозяев три бутылки рома. Сегодня в баре — полбутылки из старых запасов. Из пропавших двух с половиной полторы мы споили пойманной рыбе — в жабры, чтобы не мучилась. А одну приговорили друзья, когда приходили в гости.

При этом в баре на Lady Mary всегда есть несколько бутылок вина, одна-две — ликера. Плюс тот самый ром. Мелькает даже водка, если кто-то подарит. Последним таким подарком мы, Господи прости, разводили средство от плесени: так оно лучше проникает в дерево. Всю бутылку в стены и влили.

— Марина, есть у экипажа ощущение, что мир, пока вы совершали привычные подвиги, стал другим? Я про этот чертов вирус, разумеется. Или на том конце планеты Земля он не так агрессивен, как в наших краях?

Фото: © личный архив семьи Клочковых

— Уровень его агрессии в Австралии можно, наверное, сравнить с Россией, но точно не с Европой. Паники нет. Разница лишь в том, что здесь сильно лучше климат и крепче иммунитет (после южного лета). Так мне думается. Здесь так же смели с полок туалетную бумагу и многие продукты, закрыли кафе — еду можно взять только на вынос. Отменили публичные мероприятия и кинопремьеры, закрыли движение даже между некоторыми штатами…

Ощущение, что мир стал другим, — оно очень стойкое, да. В плохом смысле слова «эпохальное». Из побочного: мне кажется, общая беда сплачивает население планеты. Сообща принимаются решения, вводятся меры по локализации вируса. Сообща, увы, рушатся бизнесы и отменяются планы. Но мы все еще надеемся, что летом удастся слетать домой, в Россию.

Понятно, что мир никогда не будет прежним. А какие «выживут» ограничения после купирования пандемии — неизвестно. Поэтому решили месяц просто понаблюдать, ничего не планируя.
Фото: © личный архив семьи Клочковых

Судовой журнал. 10 марта

Продуктов еще вагон, но ничего из них не хочется. Выяснилось, что перед выходом недокупили белой муки, серая никого не вдохновляет на кулинарные изыски. Сегодня на ужин Настя приготовит макароны со шпинатом, орехами и сливками. Звучит вкусно, поглядим. Я думаю вместо котлет тыкву с чесноком поджарить еще. Хотя будет и винегрет.

В общем, развлекаемся едой на базе консервов и ограниченного запаса свежих овощей. Яблок еще половина ящика, лука — полмешка, лимонов и чеснока — тоже. Картошек 8 штук, две тыквы…

***

— Туалетной бумаги у нас в России — завались! Можем гуманитарный конвой организовать.

— Спасибо, но местная русскоязычная община уже кинула клич, и на нашу спонтанную встречу в парке пришли около 20 человек. Почти каждый принес что-то из продуктов и эту дефицитную бумагу. Предлагают помощь с ремонтами, стирками, даже с оплатой стоянки. Добрые люди ищут более дешевые варианты постоя яхты, ведь мы застряли на карантин не в самой дешевой стране…

Такая помощь очень трогает. Меня прямо затопило чувство благодарности.

— Да к вам везде так относятся, в любой точке земного шара! Иначе и невозможно, мне кажется… Между прочим, Австралия до недавних пор была одной из двух стран на планете, в которых продолжался футбольный сезон. Вторая — Белоруссия. «Матч ТВ» даже правами на трансляции обзавелся, пока суть да дело.

— Мы раза три побывали на футболе, пока стояли в Южной Африке. На том самом стадионе, который строился к чемпионату мира-2010. Болели за ФК Cape Town City. Неожиданно выяснилось, что я очень активный футбольный болельщик. Не знала, если честно, что футбол такой травмоопасный вид спорта.
Фото: © личный архив семьи Клочковых

Судовой журнал. 12 марта

На волне не включается опреснитель, введен режим экономии воды. Ее осталось очень мало. Волна лупит в борт, второй день идем к ветру острее, чем хотелось бы. А ночью придет встречный ветер с востока и начнется лавировка. Будем забирать на север, что ухудшит качество жизни и отодвинет прибытие на землю.

Самая бодрая в команде — юнга. Учит таблицу умножения и воодушевленно ведет дневник наблюдения за погодой, что не мешает ей изо всех сил отлынивать от уроков. Капитан с каждой поломкой становится все мрачнее, я держу кулачки, чтобы земля приключилась раньше, чем кончится наше терпение…

***

— Простите за идиотский вопрос: Луин и Южный Тасманийский — один и тот же мыс? Великих же мысов всего три? Я что-то запутался…

— Не-а. Луин — юго-запад Австралии. Но мы решили обойти ее с юга. Потом попробуем и Новую Зеландию тоже с юга. Постараемся захватить все южные мысы, чего уж там!

— Так ЮТ — Великий или не очень?

— Не очень. Луин — круче.

— Теперь понял. А какой из трех Великих — самый великий?

— Горн, конечно. Потом — Мыс Доброй Надежды.

— Луин замыкает тройку призеров?

— Луин еще впереди. Первоначально мы шли в Олбани, и если бы сохранили маршрут, сейчас Луин был бы пройден. Но после кучи поломок решили зайти сначала на западный берег. Кабы не карантин, через пару недель Луин уже бы огибали. Но пока стоим под Пертом.
Фото: © личный архив семьи Клочковых

Судовой журнал. 15 марта

Сегодня 51-й день перехода, и мы побили собственный рекорд по офшорному плаванию. За 62 дня перехода от Бора-Бора до мыса Горн мы не видели землю 50 дней, а не ступали на нее — 54. Переход от Магелланова пролива был самым длинным по «неступанию» на землю — 55 дней, но на 33-й день мы встали на якорь у о. Тристан-да-Кунья. И это очень подняло моральный дух…

***

— Глобальные цели на финиш кругосветки с учетом всех привходящих обстоятельств сохраняются?

— И корректируются. Был план финишировать на Таити в декабре 2020 года, но теперь, похоже, мы туда просто не успеваем. Если, конечно не применим план С.

По плану А к июню, сделав ремонты и дойдя до Сиднея, мы должны были улететь в Россию — навестить мам и уладить формальности с паспортами, банковскими карточками и так далее. Однако дойти до Сиднея к июню не сможем: границы внутри Австралии тоже закрыты.

План В: где-то в ноябре выходить-таки из Австралии на Новую Зеландию и там пережидать сезон ураганов. А потом, в апреле 2021-го, брать курс на Таити. Но если Австралия не откроет границы через полгода, этот план тоже накроется.

Фото: © личный архив семьи Клочковых

Судовой журнал. 17 марта

Ветер порывистый, лодка неустойчива на курсе. Рано мы обрадовались, что по гладкому морю успеем добежать до порта. С утра вместо 20 узлов включили 30. А из-под дождевой тучи налетел шквал. Грот снимали феерично, с ног до головы умылись солью, рифовая веревка защемилась у вант, и я первый раз побыла заправским морским волком: перерезала веревку палубным зубчатым ножом…

***

— И тогда запускаем план С: двигаем прямиком в Тихий океан на несколько месяцев и без захода — или с заходом, кто теперь знает? — в порты идем к Таити, чтобы замкнуть круг. Но это прям труба, а не план, если честно. При этом настроены мы все-таки оптимистично, ожидая скорейшей стабилизации и даже открытия границ.

Ну, и осложняется сей процесс рекордным количеством требуемого ремонта нашей лодки, на который, прежде чем его начать и закончить, нужно найти денег. Что на спаде экономики и в условиях свободного полета рубля в печальные дали будет сделать непросто.

— Бедная Lady Mary…

— Она у нас героическая! Даже поломки показали, какой у нее большой запас прочности!

— Вот на этой оптимистичной ноте, Марина, я от вас временно и отстану, по-прежнему находясь от вашей истории в полном обалдении. Вы — лучшие! Родина вас не забудет!

Фото: © личный архив семьи Клочковых

Судовой журнал. 25 марта

Карантин не помешал команде «Леди Мэри» высадиться в стране кенгуру. Успели войти за 2,5 суток до закрытия границ для всех иностранцев. Помните, в середине южного Индийского океана из-за поломки двигателя и отопителя «Леди Мэри» пролетела мимо холодного штормового о. Кергелен? Это было к счастью. Простояли бы мы на нем дня 3-4, пришлось бы сейчас делать пару витков вокруг планеты, не заходя в порты:)…

Предыдущие части:

Больше новостей спорта – в нашем телеграм-канале.