«Тур де Ски» без норвежцев, но с новыми интригами. Ждать ли российского подиума у мужчин?

«Тур де Ски» без норвежцев, но с новыми интригами. Ждать ли российского подиума у мужчин?
Александр Большунов / Фото: © Federico Modica / NordicFocus / Contributor / Getty Images Sport / Gettyimages.ru
Обзор Сергея Лисина.
  • Уже завтра, 1 января, стартует «Тур де Ски», лыжная многодневка, ставшая привычной частью международного календаря FIS.
  • Коронавирус не повлиял на сроки гонки и расписание этапов — первая часть, как и планировалось, пройдет в Швейцарии, а вторая и третья — в Италии.
  • Единственное серьезное изменение, выделяющее эту версию «Тура» из всех предыдущих, — полное отсутствие сборной Норвегии, которая по-прежнему пропускает все международные гонки, снижая тем самым, по мнению местной федерации, риск заражения спортсменов COVID-19.
https://www.instagram.com/p/CJbcH13j2UU/

О «Тур де Ски» можно много написать, но для большинства зрителей, просто интересующихся лыжами, это, по сути, одна гонка, один день, один подъем — Альпе Чермис, венчающий многодневку. В прошлом году организаторы впервые провели последний этап в новом формате, отправив всех участников на дистанцию с общего старта (ранее был пасьют). Мнения тогда разделились, многие тренеры и спортсмены опасались большого количества контактов на узкой трассе подъема, но в итоге все в целом прошло успешно — еще до начала горы участники, как у мужчин, так и у женщин, растянулись по дистанции и непосредственно во время восхождения практически не мешали друг другу. В этом году масс-старт решили повторить, судя по всему, отзывы оказались скорее положительными.

Ну, а до последнего этапа, который состоится 10 января, спортсменам предстоят еще семь:

https://www.instagram.com/p/CJL4KZBKV5a/

Валь Мюстаир, Швейцария

  • 1 января: спринт, конек
  • 2 января: масс-старт, классика, 10 км у женщин, 15 км у мужчин
  • 3 января: пасьют, конек, 10 км у женщин, 15 км у мужчин
https://www.instagram.com/p/CJUB160AYVx/

Тоблах, Италия

  • 5 января: гонка с раздельным стартом, конек, 10 км у женщин, 15 км у мужчин
  • 6 января: пасьют, классика, 10 км у женщин, 15 км у мужчин
https://www.instagram.com/p/CJalBRfDiyY/

Валь-ди-Фьемме, Италия

  • 8 января: масс-старт, классика, 10 км у женщин, 15 км у мужчин
  • 9 января: спринт, классика
  • 10 января: масс-старт, конек, 10 км

Программа разнообразная, лишь классический масс-старт повторяется дважды, но пройдет он на совершенно разных трассах, так что похожими гонки 2 и 8 января не будут совершенно точно.

Фавориты

У мужчин можно, конечно, надеть заранее корону на Александра Большунова, только вот кошмар «Тура Скандинавии», когда сборная России почти полным составом не угадала с сервисом, до сих пор не выходит из головы, а ведь это было еще прошлой зимой. Погода в Альпах переменчива, снег может пойти в любой момент, участникам «Тура» предстоят три дистанционные гонки классическим стилем, а он более требователен к сервису, так что заранее лучше не загадывать. Да, не будет норвежцев, снялся финн Иво Нисканен, число людей, даже просто способных усидеть за Александром, сократилось практически до одной только сборной России, которая вполне может рассчитывать на полный подиум у мужчин, как это уже было в Давосе. В то, что у Дарио Колоньи получится заехать в итоговую тройку, верится слабо, британец Масгрейв был очень неплох на некоторых гонках этого кубкового сезона, но «Тур» — это не одна гонка, а восемь соревновательных дней с перебором всех видов и сочетаний форматов соревнований, разве что нет длинных, более 15 километров. И когда мы говорим именно об универсалах, готовых ровно выступать на протяжении всей многодневки, то сборная России, безусловно, на первых ролях.

У мужчин заявлены: Евгений Белов, Александр Большунов, Артём Мальцев, Андрей Мельниченко, Глеб Ретивых, Илья Семиков, Денис Спицов, Александр Терентьев, Алексей Червоткин, Иван Якимушкин.

Помимо Большунова в этом году на дистанционных гонках хорошо смотрелись Червоткин, Мельниченко, Мальцев и Белов. В Давосе четвертым местом отметился Якимушкин, а вот Червоткин там был лишь десятым, проиграв тридцать секунд Мельниченко и минуту Большунову. Спицов, видимо, еще не до конца отошел от коронавируса, и боеспособность его в рамках восьми гонок за десять дней кажется сомнительной, здоровья может, конечно, не хватить. Очень интересно посмотреть, как пройдет «Тур» Мальцев, у него в Давосе все получилось и в спринте, и на дистанции, Артем выглядит пока что очень ровно. Для Мельниченко важно, чтобы не подвела спина, она у него уже давно побаливает (грыжи на позвонках L4 и L5, а сверху и снизу протрузии).

Наталья Непряева / Фото: © Arvid Müller / imago-images.de / Global Look Press

По девушкам ситуация, безусловно, намного более интригующая. Протагонист в виде Йохауг отсутствует, а шансы остальных примерно равны, и говорить о каком-то явном фаворите нельзя.

Сборная России: Алиса Жамбалова, Анна Жеребятьева, Яна Кирпиченко, Христина Мацокина, Наталья Непряева, Анна Нечаевская, Татьяна Сорина, Юлия Ступак, Анастасия Фалеева.

Лишь две девушки из этого списка пока что смотрелись на дистанциях достаточно уверенно, это Непряева и Сорина. Юлии Ступак удалось заехать на подиум коньковой разделки в Давосе, но это было все-таки сюрпризом. Сорина отлично начала сезон, в Руке она уступила только Йохауг, но в Давосе осталась без подиумов даже в отсутствие норвежек и шведок. Сложно сказать, была ли Рука «всплеском» или Давос «ямой», возможно, уровень готовности Татьяны еще не настолько стабилен, но «Тур» как раз должен дать ответ на этот вопрос. Непряевой не повезло в Руке, в Давосе она была четвертой на коньковой разделке по очень тяжелому кругу на высоте 1600 метров, и сама спортсменка, и ее тренер Маркус Крамер говорили после того этапа, что форма возвращается и к «Туру» все должно быть лучше, тем более что Наталья выделяла многодневку как второй по важности для нее старт в этом сезоне. Шансы Натальи выглядят предпочтительнее, чем у Сориной, хотя бы по причине большего опыта — предыдущие два года Непряева финишировала на «Туре» второй, так что сейчас амбиции явно не ниже.

Но и соперницы у Натальи не только из сборной России. Шведки Андерссон и Карлссон вполне способны навязать ей борьбу в большинстве гонок «Тура», но у них меньше опыта именно в прохождении многодневки, что дает нашей спортсменке определенное преимущество. Очень сложно прогнозировать, как отреагирует организм молодой Карлссон на финишную гору, сумеет ли она рассчитать силы на ее прохождение, даже если после семи этапов будет претендовать на победу. Большой загадкой после Давоса выглядит американка Рози Бреннан, там примерно та же история, что и с Сориной: сейчас непонятно, был для Рози Давос неким «всплеском» или это плановый рост формы по сезону. Но главными соперницами, повторюсь, пока что представляются шведки.

30 декабря из Европы пришли не слишком хорошие новости: микроавтобус с сервисерами сборной России попал в аварию, серьезных травм ни у кого нет, но нет и информации, что сервис команды работает в полном объеме и перед стартом 1 января все будет по плану. В машине было шесть человек, один получил сотрясение мозга, так что заминки с сервисом в принципе возможны, откатка лыж дело физически тяжелое, будем надеяться, что здоровье людей в полном порядке и все они способны выполнять свою работу.

Открыть видео

Читайте также: