Мир Российская Премьер-Лига

Тренеры, срочно сюда: РФС опубликовал новую программу тренировок за 3,5 миллиона. Изучаем

Тренеры, срочно сюда: РФС опубликовал новую программу тренировок за 3,5 миллиона. Изучаем
Фото: © globallookpress.com
Программа, которая может сделать наш футбол лучше.

Речь о программе тренировок для подростков 15-17 лет. Ей предшествовала подборка упражнений для 10-14-летних футболистов, которая разрабатывалась совместно с немецким футбольным союзом и Adidas. 

Тогда РФС, по существу, признал, что не справляется своими силами, а нынешняя система подготовки не отвечает современному футболу. Прямым текстом это прописано в новой программе тренировок. Выкладка:

«Сегодняшняя практика подготовки в детском и юношеском футболе включает в себя большое число тренировочных занятий по освоению умений и навыков, которые не применяются в соревновательной деятельности футболиста. По сути, базовая подготовка является малоэффективной в связи с ее оторванностью от реального футбола, от реального понимания ключевых направлений подготовки на каждом из этапов многолетней тренировки».

Интерес Adidas заключался в более активном выходе на российский рынок: бренд собирался одеть российские спортшколы в свою экипировку за счет создания и внедрения программы тренировок. В рамках тестирования упражнений 30 школ получили кипу от Adidas бесплатно, после чего немцы рассчитывали, что остальные последуют их примеру за свой счет. 

Фото: © РФС

Однако позволить себе приобретать вещи Adidas не могут ни государственные спортшколы, ни большинство родителей. Видимо, немцы посчитали, что затраты не окупились, поэтому бренд не стал участвовать в разработке следующего этапа проекта. Вторую программу (15-17 лет) финансировали из бюджета благодаря гранту Министерства спорта. Согласно тендеру на сайте Минспорта написание научной работы, на которую опирается программа, стоило 3,5 миллиона рублей. 

Победитель тендера — Автономная некоммерческая организация «Центр подготовки специалистов в сфере футбола». Она находится в РГУФКе — единственном месте в стране, где можно получить приличную лицензию тренера, генеральный директор — Андрей Лексаков.

На выходе получился 157-страничный сборник упражнений и рекомендаций тренерам, которые, по мнению составителей, помогут учить детей более современно. Подробнее рассказывает руководитель департамента инновационной политики, науки и образования РФС Андрей Власов.

— Сначала про деньги, а потом — к программе. 3,5 миллиона — это большая сумма?

— Абсолютно небольшая. Только дизайн-макет стоил миллион, остальное — оплата авторам и издательство программы.

Наша самая большая проблема, по мнению немецких исследователей от федерации футбола, заключается в подготовке детей после 12 лет (до этого проблем нет). Дети не понимают структуру игры из-за недостатка игровых упражнений. Простой пример: вратарь отбивает мяч и выключается из момента в игровом эпизоде. Это происходит на подсознательном уровне, потому что во время тренировок упражнение заканчивается на ударе: отбил — выключился.

Футбол — это три фазы: оборона, переход из обороны в атаку и атака. Это и есть структура, с которой нужно соотносить тренировочный процесс. 

Мы знали упражнения, динамику нагрузок — мы не идиоты, — но понятного сборника игровых упражнений не было. Важный ориентир: если ты тренируешь атаку, то и у обороны должна быть задача:

  • Неправильно: выткнул мяч и остановился.
  • Правильно: выткнул мяч, отдал передачу партнеру или забил гол в маленькие ворота.

То есть в тренировочном упражнении защитник должен получать дополнительную задачу: не просто отбор, но и переход в атаку. Дело в деталях, которых нашей системе подготовок не хватало. Все упражнения комплекса — игровые и направлены на моделирование игровых ситуаций. При системном использовании это даст результат.

Фото: © globallookpress.com

Задача тренера на любом из этапов дать футбол, но на доступном уровне развития. Нельзя в 9 лет играть 11 на 11, а у нас многие играют. Тренеры должны подходить творчески, но в рамках границ. Отсутствие границ обычно мешает. 

Тренер на установке говорит, что нужно взламывать оборону за счет проникающих передач, игрок кивает. Но как он это сделает, если в тренировочном процессе ему не предлагали упражнений, направленных на развитие этого навыка?

— Программа носит рекомендательный характер. Как вы будете навязывать ее тренерам?

— Отличный вопрос. Суть в том, что РФС не владеет ни одной из школ. Инструменты влияния очень ограничены. Мы пойдем по пути немцев, их опыт предполагал 21 опорный пункт, которые полностью контролирует федерация футбола. Мы уже разработали эту программу подготовки центра подготовки футболистов…

— Про это программу говорят очень, очень давно. Она действительно когда-нибудь заработает?

— Она работала до 2012 года, но ее заморозили из-за отсутствия реального выхлопа. В 2016-м мы поменяли положение, в 2017-м приняли на Исполкоме. Проблема была в том, что даже минимальные условия к центрам, без которых невозможно работать, никто не мог выполнить, кроме академий команд РПЛ, но им этот статус по большому счету не нужен. У многих инфраструктура на низком уровне, поэтому сейчас ни у одной школы в стране нет статуса регионального центра подготовки.

15 марта несколько школ получат такой статус, а вместе с ним финансовую и прочую поддержку от РФС, но они будут обязаны использовать современную программу тренировок. Живых денег мы даем немного — от 1,5 до 3 миллионов, однако поможем с решением инфраструктурных вопросов (поля, манежи) в рамках программы развития футбола + окажем поддержку в рамках реализации методических программ. И, кстати, мы компенсируем затраты на покупку специального инвентаря. Например, подвесных мячей у нас в школах нет. Немцы были в шоке.

— Подвесной мяч?

— Вот и они удивились, что у нас их нет. Спрашивают: а как вы учите детей играть головой? Специальный тренажер, причем не самый дорогой.

Смотреть на YouTube

В академии «Краснодара» такой есть

В 2030 году в каждом регионе должен быть хотя бы один региональный центр. Это 85 центров подготовки. До 2024 года их будет 30. Понимаю, что всю страну сразу по новой программе подготовки учиться не заставить, но центры будут по ней работать в обязательном порядке.

Несколько упражнений для примера

Упражнение для 15-летних из блока «начало и развитие атак в зоне обороны»

Задачи: Атака — завести мяч в одну из двух зон на фланге соперника. Оборона — противодействовать атаке по флангу, забить мяч в ворота в быстрой атаке после перехвата или отбора мяча.

Организация упражнения:

  • Игра 4 + вратарь х 3, размер поля в длину — 35-40 м. На флангах лицевой линии обороняющихся — 2 зоны шириной по 12-15 м, обозначенные конусами.
  • Схема атакующих: 1-4, вратарь (1), 2 центральных защитника (3, 4), 2 крайних защитника (2, 5).
  • Схема обороняющихся: 2-1, 2 фланговых полузащитника (7, 11), центральный нападающий (9).
  • Каждая атака начинается от вратаря.
  • Один из вариантов организации упражнения: на одном поле 14 игроков — 2 «четверки» атакующих и 3 «тройки» обороняющихся.
  • После каждой атаки меняется «тройка» обороняющихся.
  • Каждая «четверка» атакующих проводит 2 атаки подряд, затем меняется.

Упражнение для 15-летних из блока «начало и развитие атак в средней зоне»

Задачи: Атака — забить мяч в ворота в постепенном нападении. Оборона — противодействовать постепенному нападению, забить мяч в ворота после перехвата или отбора мяча в быстрой атаке.

Организация упражнения:

  • Игра 6×3, размер поля 25-30×25-30 м. На расстоянии 2 м за лицевой линией атакующих — по 3 малых ворот шириной 2 м.
  • Схема атакующих: 3-3.
  • Схема обороняющихся: 3 в линию.
  • Атакующие выполняют проникающие передачи от одной «тройки» — другой «тройке». При потере мяча осуществляют переход из атаки в оборону, прессингуя соперников и противодействуя удару в малые ворота.
  • Обороняющиеся перемещаются в обороне, прессингуя владеющих мячом. При перехвате или отборе мяча осуществляют переход из обороны в атаку, атакуя малые ворота.
  • После каждой игры меняется «тройка» обороняющихся.

Упражнение для 15-летних из блока «начало, развитие и завершение атак в зоне атаки»

Задачи: Атака — забить гол в ворота соперника в постепенном нападении. Не выполнять более трех передач в одной зоне. Оборона — противодействовать постепенному нападению, перехватить или отобрать мяч, забить гол в одни из трех малых ворот на лицевой линии соперника.

Организация упражнения:

  • Игра 6×5 + вратарь. Размер поля в длину 40-45 м. Три продольных зоны шириной по 20-22 м. На лицевой линии атакующей команды — 3 малых ворот шириной 2 м.
  • Схема атакующих: 3-3.
  • Схема обороняющихся: 1-4-1.
  • Атакующая команда все время начинает атаки от своей лицевой линии с целью забить гол в ворота соперника. При владении мячом разрешается делать не более трех передач в одной продольной зоне.
  • Обороняющаяся команда прессингует владеющих мячом. При перехвате или отборе мяча проводит быструю атаку ударом в одни из трех малых ворот на лицевой линии соперника.
  • При выполнении упражнения в одни ворота в нем участвуют 2 «пятерки» обороняющихся и 2 «пятерки» атакующих. Обороняющиеся «пятерки» меняются после каждой атаки, атакующие «пятерки» — после двух атак.

Посмотреть и сказать полную программу тренировок 10-14 

Посмотреть и скачать полную программу тренировок 15-17 

Читай также:

Фото: globallookpress.com, РФС

Больше новостей спорта – в нашем телеграм-канале.