Футбол

«Уже через пять минут забыл, что игра проходит без зрителей». В Испании придумали, как снизить эффект пустых трибун – получилось неплохо

«Уже через пять минут забыл, что игра проходит без зрителей». В Испании придумали, как снизить эффект пустых трибун – получилось неплохо
Фото: © REUTERS / Albert Gea
Чемпионат Испании показывают с виртуальными зрителями и интершумом. Собрали реакцию на ноу-хау.

Чемпионат Испании возобновился 11 июня матчем между «Севильей» и «Бетисом». За четыре дня был сыгран 28-й тур. Уже сегодня стартует 29-й — весь ближайший месяц в Ла Лиге будут играть в футбол каждый день.

Главная тема — даже не сам футбол, а то, как его показывают. Ла Лига предложила телезрителям уникальный контент, выбрав компьютерную графику вместо пустых трибун и интершум вместо тишины.

Вот так это выглядело в севильском дерби:

Севилья — Бетис — 2:0. Голы и лучшие моменты

А вот так, например, на матче между «Валенсией» и «Леванте»:

Валенсия — Леванте — 1:1. Голы и лучшие моменты

Разбираемся, зачем это нужно и насколько уместно выглядит.

Зачем вообще заморачиваться с графикой и интершумом?

«Играть в футбол без болельщиков так же грустно, как танцевать с сестрой», — высказался главный тренер сборной Испании Луис Энрике.

Для испанского футбола было критически важно доиграть сезон, пускай и без зрителей на трибунах. Из-за пустых стадионов клубы недосчитаются 350 миллионов евро, но если бы Испания пошла по французскому пути (посчитать сезон завершенным досрочно), то убытки составили бы почти миллиард евро. Испанский футбол — индустрия, в которой занято 800 тысяч человек, она отвечает за 1,37% ВВП страны.

Немецкая бундеслига, ставшая первым возобновившимся топ-чемпионатом, показала, что футбол без зрителей и по телекартинке оставляет тягостное впечатление. Телекомпания Sky Deutschland уже со второй игры включила интершум, собранный из архивов прошлых матчей. В Испании же изначально были нацелены на улучшение качества картинки любыми средствами.

«Мы очень уважаем, как решают этот вопрос в бундеслиге, премьер-лиге или НБА, но мы хотели пойти другим путем. Мы воспринимаем матч как телевизионный спектакль. Мы хотим, чтобы телезрители переживали тот же опыт, что и при полных стадионах», — сказал Мелькиор Солер, отвечавший за разработку и внедрение проекта.

Как все это работает?

Фото: © EA Sports

С технологиями помогли две организации — всемирно известный разработчик спортивных симуляторов EA Sports и норвежская компания Vizrt.

Канадцы еще в апреле предложили всем крупным чемпионатам аудиоархив, накопленный за десятилетия производства игр серии FIFA. В свое время они записывали шум толпы и кричалки болельщиков с сотен стадионов мира, чтобы сделать игру более реалистичной. Сейчас все наоборот: игра помогает сделать более реалистичной… реальную жизнь.

«Мы использовали аудиоархив из прошлых матчей, а также технологии EA Sports. Теперь мы можем выбирать нужный вариант шума в зависимости от игрового эпизода. Поведение болельщиков меняется, когда их команда атакует. Удар по воротам, промах, гол, потеря владения — каждая ситуация подразумевает особую реакцию. Поверх негромкого шума вы слышите комментатора, и все это создает впечатление привычной атмосферы», — объяснил Солер.
«Звукорежиссер трансляции по сути становится ди-джеем. У него есть приборная звуковая панель, на которой нужно нажать кнопку для аудиальной реакции трибун на, скажем, подкат от защитника команды гостей или удар по воротам от команды хозяев. В этом, на самом деле, нет ничего искусственного. Все звуки уникальны для каждого клуба. Все это было записано на этих же стадионах», — добавил саунд-продюсер EA Sports Эндрю Вэнс.

Виртуальных зрителей тоже позаимствовали у EA Sports, а вот их внедрением на реальные трибуны занимались специалисты из Vizrt. Они давно занимаются 3D-моделированием стадионов и накладывают графику при помощи инструмента VizArena. Если в матчах НБА вы видели счетчик времени на бросок мяча, расположенный прямо на паркете — это технология VizArena.

«С мастер-камеры, которая расположена максимально высоко и показывает большую часть игры, видно только одну трибуну. С неё вы и видите маленьких обезличенных болельщиков. Некоторые из них «одеты» в цвета домашней команды. Так создается ощущение заполненной арены. Мы также постарались максимально поднять все камеры на стадионах, чтобы при крупных планах пустые кресла не попадали в кадр», — сказал Солер.

Как на это отреагировали болельщики и комментаторы?

После севильского дерби мнения разделились. Если интершум был одобрен практически единогласно (особенно после того, как звукорежиссер включал разочарованный выдох трибун после промаха в голевом моменте), то вот искусственные зрители смотрелись аляповато. Режиссер трансляции в нескольких моментах при смене плана не успел включить/выключить отображение виртуальных болельщиков, поэтому телезрители сначала увидели артефакты на крупном плане, а затем те самые пустые трибуны.

«По-моему, вопросов вообще никаких быть не может. С интершумом футбол, разумеется, смотрится куда лучше. Здесь многое зависит от работы ди-джея, который должен смотреть матч и понимать, где интершум должен звучать громче, а где — тише. По сравнению с матчами бундеслиги или Кубком Италии разница очевидна. Что касается нарисованных зрителей — те, кто любят поиграть в FIFA, к этому делу привычны. Смотрится, в целом, неплохо. Да, иногда картинка распадается. Мне больше всего понравились искусственные болельщики на «Месталье», там они выглядели наиболее натурально. Думаю, англичане, которые тоже скоро стартуют, возьмут на вооружение этот опыт. В нынешних реалиях так футбол смотрится гораздо интереснее», — рассказал комментатор «Матч ТВ» Константин Генич.
«Мне очень понравилось это нововведение. Буквально через пять минут после начала матча я уже забыл, что он играется без зрителей. Очень круто и своевременно подложен интершум. Я комментировал матч «Валенсия» — «Леванте», и там были слышны скандирования болельщиков: «Валенсия! Валенсия!». Может быть, это я сам себе придумываю, но, по-моему, это так. Графика на трибунах не кажется какой-то странной. Понятно, что когда ты видишь это в первый раз, то возникает ощущение, что что-то не то, но такие уж времена. На фоне немецкого чемпионата Ла Лига сейчас впереди с большим отрывом именно с точки зрения картинки. Если это не очень сложно и дорого, то остальным чемпионатам (и нашему в том числе) было бы здорово организовать нечто подобное. В футбольном смысле это для меня событие года», — отметил комментатор «Матч ТВ» Михаил Поленов.

Специалист по испанскому футболу Александр Вишневский подметил еще одну деталь — порой записанный шум толпы по уровню громкости даже превосходит настоящий:

https://twitter.com/a_vishnevskiy/status/1271897741820657664

На некоторых стадионах кресла не оставили пустыми, а заполнили картонными изображениями фанов, как это делают на играх бундеслиги. Так на стадионе «Вильярреала» появился бывший футболист команды Седрик Бакамбу, который в 2018 году уехал в китайский чемпионат:

https://twitter.com/Bakambu17/status/1272211392226111488

Что будет дальше?

Скорее всего, технология проработает в чемпионате Испании до конца сезона, хотя глава Ла Лиги Хавьер Тебас надеется, что стадионы начнут заполняться на 10–15% уже в течение ближайшего месяца.

«Пандемия находится на спаде. Возвращение болельщиков на трибуны стало бы хорошим сигналом возвращения к «нормальности», — заявил Тебас.

Возможно, в начале следующего сезона Ла Лиги трибуны будут заполнены уже на треть, и тогда от технологии придется отказаться. Хотя столь резкое изменение динамики в заполняемости трибун обрадует не всех. «Реал» и «Леванте» доигрывают сезон не на своих привычных аренах, поэтому они не смогут в полной мере воспользоваться эффектом домашнего стадиона.

В английской премьер-лиге, которая вернется на экраны совсем скоро, не планируют использовать графику на трибунах, а вот появление интершума весьма вероятно. Как доказала практика, зрители к этому психологически готовы.

«Это ведь очень старый приём на телевидении. Например, в ситкомах наложен смех или аплодисменты. То же самое в вечерних ток-шоу. Зритель знает об искусственности этих аудиодорожек с шестидесятых годов, но принял их», — подытожил Солер.

Читайте также: