Технологии боления в фигурном катании: нет ультрас, есть плюшевые медведи

Технологии боления в фигурном катании: нет ультрас, есть плюшевые медведи
Елизавета Туктамышева / Фото: © РИА Новости/Александр Вильф
Интерес к фигурному катанию со стороны зрителей был всегда, хотя прежде он не носил такой массовый характер. Боление в «фигурке» сейчас приближается по масштабу к футбольному, а это звучит серьезно. Почему так произошло?

Фигуристы из недосягаемых героев благодаря соцсетям превратились в друзей в нашей ленте; люди могут свободно и относительно доступно перемещаться по миру, путешествовать и ездить на соревнования в качестве зрителей; а массовый приход болельщиков в фигурное катание сделал его коммерчески привлекательным для спонсоров, соответственно, и для трансляций — вот главные предпосылки для перемен в культуре поддержки спортсменов в фигурном катании.

Болельщики теперь не просто смотрят выступления лучших спортсменов 2 раза в год. Они постоянно следят за жизнью кумиров через социальные сети, могут общаться с ними в одностороннем порядке через комментарии или задать вопрос в ask.fm, а иногда и получить ответ — пару слов, сердечко или смайлик.

Фигуристы превратились в поп-звезд в хорошем смысле этого слова. Их показывают по телевизору и в интернете, их знает множество людей, каждый их шаг и любое слово — под присмотром.

Что является неизменной составляющей образа поп-звезд? Правильно, фанаты.

Это слово в России принято употреблять обычно, подразумевая что-то плохое. Началось это еще с футбола. Сейчас уже меньше, а лет 10-12 назад постоянно появлялись новости о том, как группа фанатов какого-нибудь клуба выломала кресла на стадионе или как две фанатские группировки устроили драку после столичного дерби.

В англоязычном же варианте слово «fans» воспринимается намного более расслабленно и позитивно.

В международной (то есть российской тоже) футбольной фанатской среде есть еще такое явление, как ультрас — объединения наиболее радикально настроенных болельщиков, которые готовы демонстрировать любовь к своей команде самыми жесткими, а иногда незаконными методами. Эти ребята вряд ли будут всерьез и долго обсуждать тактику игры и достоинства дриблинга. Им гораздо интереснее околофутбола, чем сам футбол.

В фигурном катании ультрас не существует. За ультрас можно принять разве что армию интернет-комментаторов, которые обычно скрываются за фейковыми страницами и ведут войну, вооруженные клавиатурой.

На трибунах соревнований по фигурному катанию зрители никогда не будут ломать стулья, зажигать файеры или скандировать оскорбительные кричалки.

Впрочем, футбольные фанаты не так плохи — порой они придумывают невероятные ироничные и трогательные акции в поддержку игрока, тренера или целой команды. Это перешло и в фигурное катание.

Неистовее всего болеют в Японии — там всегда полные трибуны, бурные аплодисменты и горячий прием с письмами и подарками независимо от достижений спортсмена. Именно поэтому на все проходящие в Японии соревнования фигуристы едут как на праздник.

Конечно, больше всего любви достается японским фигуристам. Юзуру Ханю  — национальный герой, почти что бог, и некоторые фанаты ездят за ним по всему свету.

Про дождь из Винни Пухов в честь двукратного олимпийского чемпиона слышали, наверное, даже далекие от фигурного катания люди. Этот дождь проливается каждый раз в любой стране мира, где Ханю выходит на лед. Начали это японцы, но все остальные идею с воодушевлением подхватили.

В России самые массовые акции фанатов пришлись пока на период соревнований Алины Загитовой и Евгении Медведевой. Лишь отчасти в этом можно разглядеть желание превзойти болельщиков соперницы, а главная причина другая — людям хочется порадовать свою любимицу.

Алина Загитова / Фото: © РИА Новости/Владимир Песня

На чемпионате России в Саранске болельщики обеих фигуристок устроили для них красивые представления и привлекли для этого весь стадион. Алине Загитовой на лед с трибун бросили сотню плюшевых сердец, а Евгении Медведевой — 500 роз.

Для того чтобы акция про 500 роз или 100 сердец стала реальностью, нужна хорошая организация и финансирование. Занимаются этим обычно фан-группы, а именно — закрытые от посторонних сообщества актива фан-групп.

Открыть видео

Общими усилиями придумывается идея перфоманса, под которую разрабатывается конкретный план действий.

На осуществление любой идеи, будь то букет цветов ко дню рождения или завешанные баннерами трибуны арены, нужны деньги. Поэтому финансовый сбор открыт постоянно, и к важным датам или соревнованиям он усиливается. Ни в одной из фан-групп нет строгих правил по величине взноса — это дело исключительно добровольное.

Админы группы ведут отчет по собранным деньгам и расходам.

Но закупить игрушки и цветы, нарисовать баннеры и плакаты — это только половина дела. Их еще надо доставить на соревнования, развесить и подарить. И снова на помощь приходят фан-группы. Путем обсуждений выясняется, кто из болельщиков собирается приехать на те или иные соревнования и кто готов взять на себя доставку подарков и баннеров.

С баннерами, кстати, есть отдельная сложность — редко на каких турнирах организаторы позволяют вешать их произвольно. На московском этапе Гран-при пару лет назад требовалось даже официальное письмо с информацией об изображении на баннере и организации, которая за него отвечает. На чемпионате России в Саранске каждый баннер нужно было согласовать с администрацией арены и правообладателями трансляции, правда, ближе к концу соревнований эти требования уже никем не выполнялись и никак не контролировались.

Про гигантских плюшевых медведей, подаренных Алине Загитовой, уже можно снимать фильм. Этот флеш-моб превратился в отдельный вид шоу для болельщиков — на каждом соревновании, где выступает Алина, публика ждет, из какого же сектора на этот раз на лед упадет очередной мишка. А потом под всеобщий восторг цветочные девочки будут уносить его со льда вдвоем, втроем или даже вчетвером.

На последнем в карьере выступлении Хавьера Фернандеса в Минске на трибунах зажглись сотни огоньков-фонариков. Зрителям казалось, что одними только аплодисментами они не смогли бы выразить всю свою благодарность и признание спортсмену. 

Открыть видео

Фото: Jamie Squire / Staff / Getty Images Sport / Gettyimages.ru, Maddie Meyer / Staff / Getty Images Sport / Gettyimages.ru, РИА Новости/Александр Вильф, РИА Новости/Владимир Песня

* Соцсеть, признанная в России экстремистской

Больше новостей спорта – в нашем телеграм-канале.