Танцы на льду со стороны кажутся видом фигурного катания, с трудом поддающимся объективной оценке. Это правда, но лишь отчасти — международному союзу конькобежцев удалось формализовать и просчитать всю эту воздушную красоту.
В преддверии решающей битвы в танцевальном турнире на Чемпионате Европы, где сборная России сейчас претендует как минимум на серебро, предлагаем простой для понимания гид по танцам на льду.
Танцы на льду появились как ледовая интерпретация паркетных танцев. Неудивительно, что главные их элементы — дорожки шагов, совместные вращения и серии твиззлов (по сути те же вращения, только с продвижением по льду). Особое место в танцах занимают поддержки.
Словом, в танцах на льду не прыгают: здесь скользят, танцуют в позициях и не в позициях и вращаются — на месте, с продвижением и с отрывом партнерши ото льда.
Самый дорогостоящий элемент в танцах — дорожки шагов. Они бывают разных видов — диагональные, по кругу, серпантином, по прямой. Все зависит от рисунка, который оставляют на льду партнеры.
Следующим по стоимости и наиболее узнаваемым элементом танцев на льду являются твиззлы. Они могут состоять из нескольких серий, должны исполняться параллельно, синхронно и на небольшом расстоянии партнеров друг от друга.
Поддержки стоят дешевле, чем твиззлы, но в произвольной программе прописано исполнить их в количестве три, и все должны быть разные. Конечно, качественное владение спортсменов поддержками способно помочь им в получении конкурентоспособных оценок.
Поддержки по положению партнера и характеру его продвижения по льду делятся на вращательные, стационарные (вращение на месте), поддержки по прямой и по дуге.
Все они в базовой ценности стоят одинаково.
Отдельная часть произвольного танца — хореографические элементы. Это могут быть хореографические твиззлы, поддержки, вращения, спирали. По отношению к ним нет жестких условий исполнения, и в целом назначение этих элементов — дать возможность спортсменам проявить свою креативность, показать характер музыки и выделиться.
Все предписанные элементы произвольного танца оцениваются по системе уровней сложности от 1-го к 4-му, где 1-й — самый простой, а 4-й — самый сложный. Каждая пара старается подготовить элементы максимального 4-го уровня. Для этого нужно, чтобы они соответствовали ряду требований — обычно это касается сложных позиций партнеров, необходимого количества оборотов или смены позиций, определенного положения свободной ноги и так далее.
Уровни элементов в прокате оценивает техническая бригада. А качество исполнения элементов — судейская. Именно судьи определяют, какие надбавки или снижения будут в оценке за элемент.
Для получения надбавок от +1 до +5 фигуристы должны выполнить элемент в соответствии с определенными критериям качества:
Для того, чтобы судьи наказали спортсменов снижением базовой оценки за элемент от -1 до -5, он должен быть выполнен с рядом ошибок:
Отдельной строкой в судейских протоколах отмечаются штрафы — дедакшены. Например, за 1 падение предусмотрен 1 штрафной балл, за 2 — 2 балла, а каждое последующее падение будет стоить уже 2 штрафных балла.
Дедакшен можно получить за падение на лед детали костюма, за финальную позу после окончания музыки, за несоответствующий требованиям костюм — например, за брюки на партнерше в произвольном танце, они запрещены правилами.
Самая частая причина наказания штрафным баллом — поддержка, которая не укладывается по времени в шесть секунд, оговоренных правилами. Именно для этого тренер за бортом часто стоит с секундомером и кричит спортсменам, чтобы они поторопились.
Все, что касается красоты катания, хореографии и постановки, оценивается в компонентах программы:
Разброс оценок за компоненты — от 0 до 10 баллов, где 0 — очень плохо, а 10 — превосходно:
Формально фигурист, допустивший падение и другие грубые ошибки, не может рассчитывать на компоненты выше 9.5.
Как танцевальным дуэтам удается не просто существовать в системе этих строгих правил и ограничений, но еще и создавать прекрасные танцы, полные оригинальных находок и не похожие друг на друга? Это загадка посерьезнее принципов танцевального судейства. И именно эта загадка заставляет зрителей любить и смотреть прекрасный вид фигурного катания, где нет и одного прыжка.
Если коротко сформулировать секрет победы в танцах на льду, это плавное катание в эстетичных и разнообразных позициях, с отражением характера музыки, с новаторским подходом к элементам и в полном соответствии с правилами, которые предлагает ИСУ.
В субботу на Минск-арене развернется горячая борьба. Впервые за последние 5 лет французская пара Пападакис — Сизерон находятся в такой доступности от соперников на чемпионате Европы — всего 3 балла. Они уже не космос, а потолок — и до этого потолка вполне по силам дотянуться Александре Степановой и Ивану Букину.
Виктория Синицина и Никита Кацалапов исполнят произвольный танец с утроенным желанием — так всегда бывает после обидных ошибок, какая случилась с ними в ритм-танце.
Итальянцы Шарлин Гиньяр и Марко Фаббри будут стараться не упустить свои первые в карьере медали первенства Европы, при этом у них прекрасная постановка и хорошая форма.
Смотри произвольный танец на чемпионате Европы в прямом эфире matchtv.ru. Начало — в 16:25 по Москве.
Чемпионат Европы. Танцы. Произвольный танецФото: globallookpress.com, Robert Cianflone / Staff / Getty Images Sport / Gettyimages.ru
Больше новостей спорта – в нашем телеграм-канале.