«В Пекине выиграют русские девочки. И это уже сейчас многим не нравится». Судья — о политике, зависти и справедливости оценок Валиевой

Разбираем судейство турниров в Эспоо и Будапеште с Александром Ведениным.

Finlandia Trophy и Budapest Trophy стали первыми международными турнирами этого сезона, на которых выступили сразу несколько лидеров в каждом виде фигурного катания. Премьеры новых программ перед судьями — заявка на подготовку к Олимпийским играм и соответствующий расклад сил.

Накануне турнира состоялся семинар для тренеров юниорской сборной команды Финляндии, который проводил судья международной категории, бывший старший тренер сборной СССР Александр Веденин. Организаторы пригласили специалиста остаться и на соревнования.

На фоне не всегда позитивных отзывов со стороны отдельных тренеров, журналистов и болельщиков по части судейских решений Веденин сам предложил «Матч ТВ» проанализировать оценки в женском фигурном катании и объяснить, почему они справедливы.

Алёна Косторная / Фото: © Дмитрий Челяпин / Матч ТВ

— Давайте проанализируем выступление каждой российской фигуристки, претендовавшей на победу и мировые рекорды на двух минувших челленджерах. Начнем с Finlandia Trophy.

— В короткой программе однозначно победила блестяще откатавшаяся Лиза Туктамышева. А в произвольной Камила Валиева не оставила никому даже теоретического шанса выиграть. Технический арсенал, представленный Камилой, — это полет на Луну. Не только благодаря трем четверным прыжкам, а и остальному набору самых сложных тройных и каскадов с ними, самым сложным вращениям в невероятных позициях и, наконец, высшему качеству всех этих элементов. С рекордом, который установила Камила, сегодня теоретически могут бороться только Саша Трусова и Аня Щербакова.

Конечно, жаль, что другая наша звезда Алена Косторная не справилась с программой, хотя и пыталась бороться тройным акселем. Попытка была вполне хорошей, хоть и с нечистым выездом. Но я считаю, что сейчас, в начале сезона, такая проба более полезна, чем отказ от нее. В короткой программе Алена чисто и красиво сделала двойной аксель и этой чистотой выиграла у Камилы, пошедшей на риск. Но справедливо победила Туктамышева, исполнившая чисто все элементы.

Вообще Лиза показала, что находится в прекрасной форме и серьезно настроена на борьбу за попадание в олимпийскую сборную и медаль. Я верю, что с такой формой, как сейчас, Елизавета снова начнет работу над четверным тулупом и, вполне вероятно, сможет его подготовить к своему второму этапу или финалу Гран-при. Первый этап (в Канаде) уже очень скоро, и пойти на риск там, наверное, будет слишком авантюрно. Дело в том, что в фигурном катании есть такая проблема: если ты включаешь в программу новый, еще не накатанный сложный элемент, то даже если ты его сделаешь, могут пострадать другие элементы. Как мы говорим, «полетит вся программа». Но, думаю, у нас есть все шансы увидеть в этом году, как Лиза разрушит все правила и наши представления о возможном и сумеет конкурировать во всех разделах с юными конкурентками.

Елизавета Туктамышева / Фото: © Дмитрий Челяпин / Матч ТВ

— Как сформировались баллы за компоненты у всех наших девочек? Насколько я понимаю, это гораздо более субъективная оценка, чем за технику, потому вызывает еще больше вопросов.

— Я совсем не согласен с хейтом в интернете, что Камиле эти баллы поставили якобы ни за что. Во-первых, ее оценки за компоненты не особо высоки. Большинство компонентов у нее были не выше 9 баллов за каждый элемент, что для ее уровня в Хельсинки было минимально возможным. Это точно ниже того, что Камила заслуживала и, кстати, ниже, чем у Лизы Туктамышевой, которая выдала свой лучший прокат.

Кто-то критиковал Валиеву, что она не улыбается и катается с сосредоточенным лицом. Но она ведь и катает не поп-музыку. Чтобы выкатать такую программу, надо сосредоточиться. В ее выразительных средствах участвует все тело — каждая часть тела и каждый пальчик. Каждый выезд фигуристки из любого элемента отражает музыку. И все это происходит на невероятной скорости, с бешеной энергетикой. Многие судьи придерживали Камиле баллы за компоненты под впечатлением рассказов о юности русских звёзд, которые «недостаточно женственны». Она как раз очень женственна и обладает невероятной энергетикой! Это главное преимущество, которым сегодня владеют Камила и Аня Щербакова. Такое впечатление, что в эти нежные, хрупкие тела вмонтирован ядерный реактор. И когда спортсмен показывает такую энергетику, она не может не влиять на судей и зрителей.

Еще одно очень важное замечание по хореографии. Для меня и многих специалистов хореография — это органичное сочетание движений тела и рук с движением конька. Первое требование — выразительность движений конька. Музыка должна быть выражена коньком и усилена движениями тела и рук и даже глаз. Конек Камилы выражает музыку, а невероятно гибкие стан и руки подчеркивают эту музыкальность.

На мой взгляд, этого не хватает Лизе, которая очень выразительна в движениях рук и головы. Но эта выразительность чаще осуществляется без конька, а иногда и просто стоя на двух ногах. У нее свои достоинства, и она была очаровательна в обеих программах. Особенно в конце произвольной, где она зажгла по полной в дорожке шагов и соединительных шагах между вращениями. Но это было единственным местом, где ноги, руки и тело Лизы двигались вместе, а не по отдельности. В то время как у Валиевой мы видим, что средствами выражения музыки являются даже подходы и выезды из прыжков. Поэтому, несмотря на отсутствие улыбки, меня ее выразительные средства впечатляют больше.

Камила Валиева / Фото: © Kalle Parkkinen / Newspix24 / Global Look Press

— Какой совет вы можете дать Алене Косторной? Как вернуть прежнюю стабильность, сильный контент и уверенность в себе?

— Приехав из Хельсинки, я позвонил Сергею Дудакову (его не было на соревнованиях), чтобы поделиться своими впечатлениями от увиденного. Почти на все мои замечания по тренировкам и соревнованиям он отвечал: «Да, мы знаем». И не потому, что Даниил Глейхенгауз, присутствовавший в Финляндии, уже все рассказал. Просто команда видит процесс каждый день на тренировках. Они все потому и лучшие в мире, что они знают. А что касается Алены, то ей просто не надо было пускать «коту под хвост» весь прошлый сезон, когда соперницы напряженно тренировались и осваивали новые элементы.

— Как прокомментируете критику оценок Камилы на минувшем турнире? Например, слова американского журналиста Филиппа Херша с намеком на бонусы за страну.

— Позволю себе упрекнуть мистера Херша в лукавстве. Весь мир фигурного катания знает его как одного из самых опытных и профессиональных спортивных журналистов. В свое время он много сделал для пропаганды образа Мишель Кван, когда та еще не была звездой. Херш был одним из первых, кто увидел и раскрыл талант этой невероятно одаренной юной фигуристки. И сейчас я не верю, что он не увидел такого же уровня энергии у Камилы. Если ее энергетика сметала со своих мест спокойных, хладнокровных финнов, то уж такой эксперт, как Херш, мог что-то не заметить лишь потому, что очень не хотел этого. Да и если бы русской Валиевой поставили меньше баллов, то в Финляндии они бы достались другой русской — Туктамышевой или Косторной. Других вариантов просто нет! Это и вызывает такую желчную реакцию у мистера злопыхателя.

Еще меня очень заинтересовали технические советы, которые Филипп Херш несколько раз давал Камиле в недавнем прошлом (на юниорском уровне). Он рекомендовал улучшить технику выездов. Если Херш так хорошо разбирается в технике, что дает советы Этери Тутберидзе, чего же он не помог прекрасной фигуристке Карен Чен, которая до сих пор делает большинство прыжков в недокрут? Она уже даже приучила к этому судей, и те постепенно перестают замечать ошибки. Или почему Херш не помог Джейсону Брауну освоить наконец сложные прыжки? Он единственный из первой десятки мира, кто за последние пять лет почти ни на одном старте не выполнил чисто два тройных акселя в произвольной программе, не говоря уже о квадах.

Идет подготовка к Олимпийским играм, где, скорее всего, выиграют русские девочки. И это уже сейчас многим не нравится. Политика в спорте — как часть спортивной или около-спортивной борьбы. Это всегда было, есть и будет. Но я бы попросил наш хор домохозяек, обуреваемых хейтом и завистью, не принимать участия в данной борьбе! Хочется пожелать вам сосредоточиться на изготовлении котлет на кухне и не лезть в мир фигурного катания. Ведь 15-17-летние девочки, которых вы хейтите за «завышенные оценки», читают ваш бред, и он на них не может не влиять.

Фото: © Дмитрий Челяпин / Матч ТВ

— Олимпийский чемпион Алексей Урманов не увидел интересного прочтения «Болеро». Давайте тогда объясним читателю — как вы видите эту программу в исполнении Камилы?

— Алексей Урманов — известное и уважаемое имя в фигурном катании. Конечно, он имеет полное право на свое мнение. Только Алексей говорил не о программе, а о себе — что он не понял. А я вот согласен с мнением Ильи Авербуха, который назвал катание Валиевой инопланетным. К слову, не обязательно в каждой программе искать сюжет и писать либретто. Надо выражать музыку и чувства, ею вызываемые. На мой взгляд, Камиле это удается.

Урманов сказал одну абсолютно справедливую вещь: «Болеро» брали уже многие фигуристы, и трудно предложить в этом плане что-то новое. Штаб Тутберидзе выбрал «Болеро» для одной из самых ярких своих звезд еще полтора года назад, на перспективу к Олимпиаде. Сегодня эта программа выглядит ярче, чем в прошлом октябре, и Камила чувствует сложную музыку явно лучше. Хотя, конечно, это еще не уровень Джейн Торвил и Кристофера Дина.

— Вы общались с судьями, работавшими на турнире. Каковы их впечатления от наших фигуристок?

— Мне удалось поговорить с членом технического комитета ИСУ Лееной Лаксонен после проката Валиевой. Миссис Лаксонен была одной из тех, кто поддерживал увеличение возраста у девочек для того, чтобы добиться большей женственности в катании. Теперь же эта дама эмоционально говорила, в каком она восторге от выразительности и женственности нашей 15-летней фигуристки. Она впервые увидела Камилу живьем и зрелище ее потрясло! Лаксонен однозначно подтвердила, что женственность определяется не столько возрастом, сколько обучением, тренировками и природой. Все эти три компонента у Камилы присутствуют в полной мере.

Фигуристки перед выходом на старт в Эспоо / Фото: © Александр Веденин

— На Budapest Trophy выступили три другие наших звезды — Анна Щербакова, Майя Хромых и Софья Самодурова. Каковы ваши впечатления от прокатов и оценок за технику и компоненты?

— Турнир в Будапеште оказался ожидаемо ниже уровнем, чем в Финляндии. Так бывает всегда, потому что в Финляндию приезжает больше фигуристов высокого уровня из большего количества стран. Finlandia Trophy удобнее по срокам для тех, кто собирается участвовать в Гран-при в США и Канаде. Конечно, присутствие трех российских девушек означало, что они, как и в Финляндии, разыграют между собой медали турнира. Как бы это ни раздражало мистера Херша, в наше время на всех турнирах, где участвуют русские и не участвуют японские одиночницы, медали заранее можно отдать русским.

В первую очередь надо, конечно, поздравить удивительную Майю Хромых, справившуюся со своим первым стартом по взрослым на ура. Она сделала два четверных, с которыми боролась предыдущие два года. И пусть первый четверной тулуп был с неудачным выездом, но в техническую оценку он вошел именно как четверной тулуп. А вторая попытка тулупа в четыре оборота вообще классно получилась — так, что удалось добавить к нему в хорошем темпе еще и тройной тулуп. Мы знаем, что у Майи есть в арсенале еще четверной сальхов, который, возможно, войдет в ее следующее выступление и сделает его техническую сумму вообще заоблачной. Вся остальная программа была выполнена чисто, накручивая оценки за качество с каждым следующим элементом.

Очень жаль, что лучшая фигуристка мира прошлого года Аня Щербакова продолжает мучиться травмами и болезнями. Она пока не может восстановить прыжки в четыре оборота. Причем, судя по тому, как она ровно стоит в воздухе, прямо ввинчиваясь наверх в двойном акселе, и учитывая достаточно хорошую технику на отталкивании, кажется, что и тройной Ане под силу.

Анна Щербакова / Фото: © Дмитрий Челяпин / Матч ТВ

— А ее вторая оценка с утонченным исполнением всех деталей программы и музыки, безусловно, должна создавать ей весомое преимущество в борьбе с соперницами. Я совсем не согласен со второй оценкой Анны в короткой программе. Не зря Даниил Глейхенгауз так качал головой, наблюдая оценки Майи и выказывая свое недовольство. Я думаю, что его негативная реакция относилась скорее к оценкам Ани, катавшейся прямо перед Майей. Правда, судьи разглядели у Ани недокрут в риттбергере, исполненным в каскаде после лутца. Я пересмотрел этот элемент и пытался найти недокрут, но остался при своем мнении. Хотя там было какое-то неудобство после лутца, некая задержка ритма и нарушение оси, которые, в принципе, могут привести к ошибке во втором прыжке. Но компоненты ниже 9,0 — это вообще не уровень для катания Щербаковой.

Может быть, на ее оценках сказался общий низкий уровень катания остальных участниц. Тут действует психологический трюк для судей: они всем предыдущим участницам ставили оценки от 5 до 7,5, и тут появляется звезда Аня, который они и поставили много больше — типа 8,75. Совершенно потеряв ориентировку, что это совсем другой уровень катания и что она соревнуется не с остальными участницами, а с самой собой и, как уже потом выяснилось, еще с Майей.

Я бы, честно говоря, посоветовал бы любому тренеру не демонстрировать столь явно своего неудовольствия в экране телевизора. Судьи тоже за этим следят, и я застал в прошлом году на чемпионате России разговоры судей после реакции Жени Плющенко с вызывающей жестикуляцией на оценки Трусовой. Судьи были очень возмущены и обижены, настроены наказать спортсменку за неподобающее поведение тренера. Не забывайте, что судьи — обычные люди, которым ничто человеческое не чуждо. Что же касается Щербаковой, то нам остается только пожелать ей больше не болеть и не травмироваться, быстрее вернуть себе фантастическую форму, которой она потрясла весь мир. В любом случае она остается звездой и одной из наших главных надежд перед Олимпийскими играми.

Конечно, мы болеем и за Соню Самодурову, она тоже пока не на пике формы, но уже, похоже, избавляется от привычных недокрутов на прыжках и готова прыгать каскады 3-3 во всех возможных вариантах. А это первый шаг на пути к освоению еще одного оборота в прыжках.

Софья Самодурова / Фото: © Наталья Понарина / Матч ТВ

— Может ли Майя Хромых стать лидером женской сборной? Чего ей не хватает в борьбе с уже зарекомендовавшими себя звездами?

— Утверждать не берусь, но в том, что Майя создаст суперконкуренцию всем, кто будет бороться за места в Пекин, сомнений нет. На мой взгляд, ей не хватает деталей: дотянутой ноги, законченного движения руки и пальцев и, самое главное, отсутствия лишних шагов, толчков зубцом второй ногой, пустых переступаний на выездах и соединениях элементов. Того, что называется классом катания. Вот Валиевой к 15 годам удалось выучить эти детали. Но я знаю, что в «Хрустальном» очень серьезно относятся к деталям, и, несомненно, все ученицы рано или поздно освоят эти премудрости фигурного катания.

— На нескольких русских одиночниц, особенно Камилу, сейчас многие делают ставку — пророчат победу на Олимпиаде. Уже было много случаев, когда груз ожиданий давил на спортсмена и мешал в решающий момент. Что вы посоветуете нашим топам и их тренерам, чтобы уберечь психику?

— Дети обычно не заморачиваются. Да, тренеры понимают, кто и на что претендует, и понимают свою ответственность. Поэтому они не спят, не едят и иногда нервно реагируют на дурацкие вопросы. Дети лишь знают, что надо пахать и готовиться к соревнованиям. Самые ответственные понимают свои задачи на каждое соревнование. Эти задачи — не в итоговом месте, а в выполнении задания тренера. Первое место с кучей мировых рекордов при сорванных акселях равно невыполненная задача. Хотя пьедестал и фотосессии, конечно, мотивируют и создают отличное настроение. Но в мозгах сидит аксель и осознание того, что его надо выполнять.

У всех наших звезд еще много стартов в сезоне, и напряжение будет только нарастать. Если будут в добром здравии наши тренеры, то и спортсмены приедут на Олимпийские игры в хорошем состоянии.

Читайте также:

Больше новостей спорта – в нашем телеграм-канале.