Камила Валиева действительно уникальна. Понятно, почему ее называют олимпийской надеждой России на Играх в Пекине

Камила Валиева действительно уникальна. Понятно, почему ее называют олимпийской надеждой России на Играх в Пекине
Камила Валиева / Фото: © Kalle Parkkinen / Newspix24 / Global Look Press
Она повторяет путь Александры Трусовой, но, кажется, больше нравится судьям.

Отрыв, с которым 15-летняя Камила Валиева победила на недавнем турнире в финском Эспоо, можно было бы назвать неприличным — 16 баллов отделило ее от занявшей второе место Елизаветы Туктамышевой. При этом у Валиевой были два неидеальных проката с двумя падениями с тройного акселя, а у Туктамышевой — близкая к оптимальной форма и почти повторяющий личный рекорд результат. И это судьи Камилу еще на новенького, так сказать, «придержали в юниорах» — в том смысле, что поставили явно не предельную оценку за компоненты.

Для Валиевой этот олимпийский сезон дебютный на взрослом уровне. Мы за время расцвета женского фигурного катания в России видели разных «вчерашних юниорок», в том числе безумно талантливых. Действительно ли Камила так уникальна? Отвечаем на этот вопрос.

Камила Валиева / Фото: © Kalle Parkkinen / Newspix24 / Global Look Press

Первая фигуристка, которая выходит во взрослые с четверными и тройным акселем сразу

Первой взрослой квадисткой-трикселисткой могла стать не Камила Валиева, а американка Алиса Лью. Она в середине сентября выступала на квалификационных соревнованиях в Оберстдорфе, где защитила олимпийскую квоту для США. Алиса еще в юниорах прыгала тройной аксель и четверной лутц, но стремительно выросла в прошлом сезоне — это сразу сказалось на крутке и группировке. К тому же она какое-то время не имела возможности тренироваться из-за закрытых в пандемию катков и свои ультра-си еще не восстановила.

Поэтому в разнообразии сложности Валиевой пока действительно нет равных. Александра Трусова и Анна Щербакова начинали покорение «зрелого женского» только с четверных, а к тройному акселю всерьез так и не подступились. Точнее, Трусова его тренирует и даже пробует включить в программу, но ни одной чистой попытки на соревнованиях пока не зафиксировано. Тренировочные успехи не в счет.

Японка Рика Кихира, одна из самых опасных соперниц для россиянок, во взрослые выходила только с тройным акселем. Уже позднее были попытки усложниться четверным сальховом, но безуспешно.

Алена Косторная стремительно выучила аксель в свой первый сезон по мастерам, но о четверных прыжках речи ни шло ни тогда, ни сейчас.

Камила Валиева пока что тоже не может похвастаться чистым исполнением своего эксклюзивного контента, и тем не менее никто на данный момент не выходил из юниорок во взрослые более вооруженной, чем она.

Дебютантка с самой высокой второй оценкой в истории

Раньше существовало негласное правило: высокую вторую оценку нужно заслужить. Помимо прописанных в коммюнике критериев про владение коньком, связки программы, интерпретацию, композицию и представление, нужно было кататься долго и стабильно — как бы «повзрослеть» на глазах у судей и стать не последним номером в сборной своей страны. И вообще показывать на льду что-то, что можно отнести в категорию искусство — хотя бы современное.

Однако разница в оценивании опытных и юных постепенно исчезает. Каждый новый сезон в России появляются фигуристки, которым не требуется долго ломать стену судейских предубеждений — при наличии выдающейся технической сложности, конечно.

Но Камила Валиева переплюнула всех, кто до нее считался компонентными спортсменками. Самый яркий пример — Алена Косторная, которая на том же турнире Финляндия Трофи в 2019 году получила от судей 105,82 балла за компоненты в двух программах, и это воспринималось как большой аванс, несмотря на суперскольжение Алены и классные программы с множеством связок.

Камила в Эспоо получила больше Алены почти на 2 балла, а именно 107,73. 

У эталона Каролины Костнер, которая много лет каталась на высочайшем уровне и впрямь была невероятно хороша, не всегда можно было увидеть в протоколах сопоставимые с оценкой только начинающей свой путь Камилой цифры. Да даже пример из совсем недавнего прошлого — у Алины Загитовой за два победных проката на чемпионате мира-2019 (куда она приехала в статусе олимпийской чемпионки) было 111,62 баллов во второй оценке. Ненамного больше, чем у вчерашней юниорки с двумя падениями на первом взрослом турнире.

Камила Валиева / Фото: © Kalle Parkkinen / Newspix24 / Global Look Press

Исполнительница вращений, которых больше ни у кого нет

Благодаря высокому росту и соответствующим пропорциям рук и ног, а еще растяжке, которой позавидовали бы художественные гимнастки, вращения Камилы Валиевой можно приравнять к непрыжковым элементам ультра-си. Поэтому она обычно получает за них максимальные баллы — четвертый уровень сложности и большие надбавки за качество исполнения. А это серьезная прибавка к оценке за технику. Например, Алена Косторная за свои качественные вращения в двух программах получила 25,89 баллов, Елизавета Туктамышева — 25,03, а Камила Валиева — 28,55. Почти три балла преимущества Валиевой на одних только вращениях.

Есть у Валиевой и фирменная фишка — вращение в очень плотной и эстетически почти совершенной позиции «флажок». Дарим идею Международному союзу конькобежцев: надо официально присвоить этому элементу название «вальман» — тут и отсылка к фамилии исполнительницы, и игра слов с «батман» — балетным махом ноги, и уже имеющееся вращение «бильман» в другой позиции.

Камила Валиева / Фото: © Raniero Corbelletti / AFLO / Global Look Press

Обладательница двух мировых рекордов на первом же взрослом турнире

За произвольную программу Валиевой в Эспоо поставили 174,31 балла, а по сумме двух программ — 249,24. Оба результата стали новыми мировыми рекордами, и это действительно поражающий воображение порядок цифр.

Прошлые рекорды принадлежали Александре Трусовой, и установила она их на гран-при Скейт Канада за прокат программы с четырьмя четверными прыжками (один с падением, три чистые). Тогда Саша едва перебила сотню в технике, и это казалось почти недосягаемой величиной. Рекорд Трусовой держался два года.

Провернуть такой трюк — отметить свой старт выступлений по мастерам мировым рекордом — до Валиевой удавалось, опять же, только Трусовой. Это случилось парой недель раньше того самого этапа Скейт Канада на первом взрослом турнире Саши Непела Трофи — 163,78 в произвольной и 238,69 по сумме баллов.

Из чего главным образом складывается гигантская оценка Валиевой в произвольной программе? Четверной сальхов, два каскада с четверным тулупом и тройной аксель с падением в сумме дали Камиле более 51 балла за технику — это ровно половина всей ее технической оценки. Для сравнения, одна из лучших европейских фигуристок Луна Хендрикс при идеальном прокате произвольной программы за все — все! — свои прыжки набрала примерно 50 баллов. То есть на балл меньше, чем Валиева только четырьмя прыжковыми элементами.

Другими словами, если дорогу к олимпийскому золоту Пекина представить в виде покорения Джомолунгмы, то по совокупности своих возможностей и судейских авансов Камила Валиева начинает подъем как будто уже с середины, пока большинство соперниц проходит первый перевал у подножия. И как бы иногда ни скрипел на зубах сахар от эпитетов «уникальная», «неповторимая» и «непобедимая» в адрес Валиевой, в большинстве своем они действительно оправданны.

Есть одна проблема — чем выше горы, тем разреженнее воздух. Головокружение от успехов погубило не одного альпиниста. И пока общественность все сильнее влюбляется в пластичную, как змею, фигуристку с необычным именем и очаровательной улыбкой, ей самой в реальность своего олимпийского золота верить нельзя — плохая примета.

Тем более когда таких уникальных, талантливых и непобедимых у нас на самом-то деле полсборной.